Формирование портфеля новшеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является анализ формирования портфеля новшеств.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Дать понятие термину «новшество»;
Определить методику формирования портфелей новшеств;
Проанализировать формирование портфеля новшеств.

Оглавление

1. Введение 3
2. Понятие новшества 5
3. Методика формирования портфелей новшеств 12
4. Формирование портфеля новшеств 15
5. Заключение 22
6. Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Теоретический аспект методики формирования портфелей новшеств.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     2. Стадия производства 

  • первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству – это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец – полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);
  • запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство – это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);

Стадия  потребления 

  • поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
  • устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).
 

     Таким образом, новшество – результат  интеллектуальной деятельности, законченных  научных исследований и разработок, обладающий новизной и способом для  включения в экономический оборот, является первичным кирпичиком, из которого строится инновация – это результат инновационной деятельности. Не все результаты являются новшествами.

    Методика  формирования портфелей  новшеств

 

     Главным инструментом повышения конкурентоспособности товаров и других объектов является активизация инновационной деятельности на основе разработки и внедрения новых изобретений, рационализаторских предложений, прогрессивных технологий, методов менеджмента и т. Д. Результатом инновационной деятельности организации должно быть повышение устойчивости ее функционирования и рост прибыли путем разработки и внедрения конкурентоспособных новшеств. Если новшества, включенные в портфель (план) организации для внедрения, не будут конкурентоспособными, то вся последующая работа после НИОКР не принесет положительных результатов. Обеспечение конкурентоспособности управленческого решения на ранних стадиях проектирования (на стадии НИОКР) возможно на основе изучения рассмотренных ранее экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, применения научных подходов, принципов и методов управления. В условиях перехода ОПК на рыночные отношения, когда формирование рыночных инструментов (правовой системы, экономических законов, политики формирования цен, вертикальной и горизонтальной интеграции органов управления, финансово-кредитного механизма их взаимодействия и др.) только начато, больше внимания следует уделять методам анализа и прогнозирования. Поэтому на данном этапе инновационную деятельность в ОПК можно активизировать на основе улучшения его финансирования из государственного бюджета и применения ограниченного круга инструментов научного сопровождения инновационной деятельности. Из законов функционирования рыночных отношений в работе уделено внимание закону конкуренции, закону о предельных издержках и предельной полезности, закону о возрастающей доходности, закону экономии времени др. Из законов организации в работе уделено внимание закону синергии, закону композиции, закону пропорциональности и закону самосохранения. Инновационную деятельность на данном этапе невозможно активизировать без применения системного, воспроизводственного, интеграционного и ситуационного подходов. С применением перечисленных законов и подходов портфели новшеств и инноваций целесообразно формировать в следующей последовательности:10

     1. Стратегическая сегментация рынка — исследование рынка с целью стратегического прогнозирования его параметров для разработки стратегии фирмы. К параметрам рынка относятся – функции или потребности, которые нужно удовлетворить, группы потребителей по целевым сегментам, объемы, цены и сроки продаж по целевым сегментам, технологии удовлетворения потребностей. Сегментация может быть международной и внутренней. Одним из концептуальных вопросов стратегической сегментации рынка является выбор стратегии охвата рынка, которая может быть следующей:11

    • Стратегия концентрации, или фокусирования, когда фирма дает узкое определение своей области деятельности в отношении рынка товара, функции или группы потребителей. Это стратегия специалиста, стремящегося к высокой доле рынка в четко определенной нише;
    • Стратегия функционального специалиста, когда фирма

      предпочитает специализироваться на одной функции, но обслуживать все группы потребителей, заинтересованных в этой функции;

    • Стратегия специализации по клиенту, когда фирма специализируется на определенной категории клиентов, предлагая им широкую гамму товаров или комплектные системы оборудования, выполняющие дополнительные или взаимосвязанные функции;
    • Стратегия селективной специализации выпуск многих товаров для различных рынков, не связанных между собой;
    • Стратегия полного охвата, когда предлагается полный ассортимент товаров для удовлетворения всех групп потребителей.

     2. Анализ и прогнозирование конкурентных  преимуществ организации. 

     3. Анализ и прогнозирование факторов конкурентоспособности организации: качества, цены, качества сервиса, затрат на эксплуатацию (применение, использование).

     4. Разработка нормативов конкурентоспособности  товаров и организации.

     5. Предварительный отбор и экономическое  обоснование новшеств и инноваций,  подлежащих дальнейшей разработке, внедрению или продаже.

     6. Проведение локальных исследований  по проверке возможности достижения  и материализации запланированных  нормативов конкурентоспособности  товаров и организации.

     7. Оформление портфеля новшеств  и инноваций фирмы как важнейшего  раздела ее стратегии (стратегического плана). 

     Таким образом, портфели новшеств и инноваций  целесообразно формировать в  следующей последовательности: стратегия концентрации; стратегия функционального специалиста; стратегия специализации по клиенту; стратегия селективной специализации выпуск многих товаров для различных рынков, не связанных между собой; стратегия полного охвата; анализ и прогнозирование конкурентных преимуществ организации; анализ и прогнозирование факторов конкурентоспособности; разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации; предварительный отбор и экономическое обоснование новшеств; оформление портфеля новшеств; проведение локальных исследований по проверке возможности достижения и материализации запланированных нормативов конкурентоспособности товаров и организации.

Формирование  портфеля новшеств

 

     Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.

     Формирование  портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.

     Портфель  новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.12

     Новшества могут быть, с одной стороны, как  покупными, так и собственной  разработки, с другой — накапливаться  в собственном фонде, внедряться (то есть переходить в инновацию) в собственном производстве либо продаваться.

     На  основе результатов анализа конкурентоспособности  товаров, финансового, технического, социального, организационного состояния инновационной  организации, ее конкурентных преимуществ  формируется политика функционирования и комплексного развития организации.

     Политика  организации — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством организации в какой-либо области деятельности (технической, экономической, социальной, внешнеэкономической  и т. Д.). Вопросы формирования политик рассматриваются в курсе «Стратегический менеджмент». Стержнем любой политики является внедрение новшеств, т. Е. инновации.

     Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем  введения инноваций. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные стратегии (цели) инновационной организации:13

     К—  повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным риском;

     Ц — снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Эта стратегия направлена на более  прочное завоевание рынка, реализацию уже изготовленного товара, реализацию уже освоенных технологий. Стратегия  ведет, как правило, к уменьшению прибыли организации;

     С — снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Стратегия  ведет, как правило, к увеличению прибыли организации;

     V — увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Стратегия ведет к увеличению прибыли за счет использования эффекта масштаба;

     Р — освоение нового рынка сбыта  для старого или нового товара. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации.

     Для осуществления перечисленных стратегий  организации необходимы инновации.

     В зависимости от стратегий или  целей организации возможны различные  их сочетания. Введем дополнительные обозначения:

     1 — индекс, характеризующий неизменность стратегии (старый вариант);

     2 — индекс, характеризующий обновление  стратегии (новый вариант).

     Например, повышение К, снижение удельной Ц, снижение С, рост V, расширение существующего  или освоение нового Р. Принимаем, что: при сохранении качества товара затраты у потребителя не изменяются; при повышении качества затраты у потребителя снижаются (более высокими темпами, чем растут затраты у изготовителя); ввод нового товара.14

     На  основе изобретений ведет к повышению  качества и снижению себестоимости товара. На основе установленного в табл. 1 влияния инноваций на стратегии организации и дополнительно принятых условий можно сформулировать наиболее характерные типы воспроизводства товаров организации (табл. 2).15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1

     Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации

Основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегии организации Основные  стратегии организации
К Ч С V Р
1. Создание совершенно нового товара  на основе изобретений +   +   +
2. Совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау +        
3. Внедрение новой технологии на  основе изобретений     +    
4. Совершенствование действующей  технологии на основе ноу-хау     +    
5. Совершенствование организации  производства на основе ноу-хау     +    
6. Совершенствование организации  труда на основе ноу-хау     +    
7. Формирование или совершенствование  системы менеджмента +   + + +
8. Улучшение качества «входа» организации (сырья, материалов, комплектующих и т. Д.) +        
9. Совершенствование взаимодействия с внешней средой организации +  
 
+  
 
 
 
10. Совершенствование функций тактического маркетинга (рекламы, системы стимулирования продвижения товара         +
11. Повышение качества сервиса товара  у потребителя       +  
12. Расширение существующего рынка  товаров организации   +     +
13. Освоение нового рынка         +

Информация о работе Формирование портфеля новшеств