Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:31, реферат
Корпоративная культура - это способ и средство создания самоподдерживающейся и саморазвивающейся организации. Качественная корпоративная культура, которая существует в организации, позволяет ей, не теряя фокуса, подстраиваться под внешние и внутренние изменения наиболее адекватным образом. Фокусы развития и поддержания, в рамках корпоративной культуры, задаются такими средствами, как Цель компании, Миссия компании, девиз компании, Корпоративные стандарты.
Введение
Понятие корпоративной культуры
Структура и содержание корпоративной культуры
3. Элементы корпоративной культуры
3.1. Система ценностей, стандарты поведения
3.2. Девизы, лозунги, символы
3.3. Мифы, легенды, герои
3.4 Ритуалы, традиции, мероприятия
Заключение
Список источников литературы
С точки зрения аксиологии, ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям отдельного человека или группы. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Применительно к организационной культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее внешней среды. Ценности в данном случае служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия.
В силу социального неравенства, существующего как в обществе, так и в любой организации, ценности среди людей распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.д. Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.
Выделяют
ценности благосостояния, под которыми
понимают те ценности, которые являются
необходимым условием для поддержания
физической и умственной активности
людей. Известный социолог С.С. Фролов
относит к ним следующие ценности: благополучие
(включает в себя здоровье и безопасность),
богатство (обладание различными материальными
благами и услугами), мастерство (профессионализм
в определенных видах деятельности), образованность
(знания, информационный потенциал и культурные
связи), уважение (включает в себя статус,
престиж, славу и репутацию). К группе моральных
ценностей относят доброту, справедливость,
добродетель и другие нравственные качества.
Такая ценность как власть считается одной
из наиболее универсальных и значимых,
поскольку позволяет приобретать любые
другие ценностиСухорукова М. Ценности
как ключевой элемент организационной
культуры //'Управление персоналом №11,
2000. http://www.hrm.ru/db/hrm/
Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре, могут включать в себя, например, следующее:
- предназначение организации и ее «лицо» (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство и другие);
-
старшинство и власть (полномочия,
присущие должности или лицу;
уважение старшинства и власти;
старшинство как критерий
-
значение различных
-
обращение с людьми (забота о
людях и их нуждах; беспристрастное
отношение и фаворитизм; привилегии;
уважение к индивидуальным
-
критерии выбора на
-
организация работы и
-
стиль руководства и управления
(стили авторитарный, консультативный
или сотрудничества; использование
целевых групп; личный пример;
гибкость и способность
-
процессы принятия решений (
-
распространение и обмен
-
характер контактов (
- характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);
-
пути разрешения конфликтов (желание
избежать конфликта и идти
на компромисс; предпочтение применения
официальных или неофициальных
путей; участие высшего
-
оценка эффективности работы (реальная
или формальная; скрытая или открытая;
кем осуществляется; как используются
результаты) Козлов В.В., Козлова
А.А. Корпоративная культура: костюм
успешного бизнеса. http://www.hrm.ru/db/hrm/
Вряд
ли возможно привести какой-либо обобщенный
перечень корпоративных ценностей,
поскольку организационная
Как
показывают проведенные исследования,
современный
Каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации.
Разделяя
и развивая взгляды современного
отечественного психолога Д.А. Леонтьева,
можно выделить три основные формы
существования корпоративных
1.
идеалы - выработанные руководством
и разделяемые им обобщенные
представления о совершенстве
в различных проявлениях и
сферах деятельности
2.
воплощение этих идеалов в
деятельности и поведении
3.
внутренние мотивационные
Эти
формы имеют иерархическую
Американские социологи Томас Питерс и Роберт Уотерман, авторы книги «В поисках эффективного управления. (Опыт лучших компаний)», на основании обследований таких компаний как IBM, Boeing, Dana, McDonald's, Behtel и других, пришли к выводу, что преуспевающие фирмы отличаются прочной ориентацией на ценности Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство /Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 1994. - С.68.
Система
ценностей находит свое отражение
в формулировке кредо организации.
Кредо компании включает цель ее деятельности,
основные принципы, стиль, определенные
обязательства по отношению к
клиентам, акционерам, деловым партнерам,
персоналу, обществу. Четко представленные,
сформулированные и зафиксированные
в документах фирмы, эти принципы
и обязательства позволяют
Деловое кредо организации - это концентрированное выражение ее философии и политики, провозглашаемых и реализуемых высшим руководством и разделяемых сотрудниками компании Там же С. 69.
«Одна из важнейших вещей, которую дали компании ее основатели, - пишет нынешний президент и исполнительный директор «Хонда Мотор Ко., Лтд» Нобухико Кавамото, имея в виду создателя компании Соитиро Хонду и бывшего вице-президента фирмы Т. Фудзисаву, - это философия». Именно она служит компании надежно и сегодня, составляя мировоззренческий базис всей разносторонней деятельности мощной финансово-промышленной группы «Хонда». Причем, философия, подчеркивает Н. Кавамото, бессмысленна, если она остается лишь словами, а не выливается в деятельность, не укореняется как корпоративная культура компании. «Деятельность без философии - это смертоносное оружие; философия без деятельности - пустые слова» - был убежден С.Хонда Маркетинг и культура предпринимательства /Тезисы международной конференции. Т. 1, 2. - СПб.: СПбГУЭФ, 1996. - С.129.
Тем
не менее, не все корпоративные ценности,
осознаваемые и даже принимаемые
сотрудником в качестве таковых,
действительно становятся его личностными
ценностями. Осознания той или
иной ценности и положительного отношения
к ней явно недостаточно. Более
того, это даже не всегда необходимо.
Действительно необходимым
Только ежедневно действуя в соответствии с корпоративными ценностями, соблюдая установленные нормы и правила поведения, сотрудник может стать представителем компании, соответствующим внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям.
Полная
идентификация сотрудника с компанией
означает, что он не только осознает
идеалы компании, четко соблюдает
правила и нормы поведения
в организации, но и внутренне
полностью принимает
Некоторые компании фиксируют основополагающие ценности в письменном виде для того, чтобы затем передавать их следующим поколениям сотрудников. Так, например, корпорация Hewlett-Packard разработала свою культурную концепцию, которую назвала «Путь Hewlett-Packard». В компании 3М существуют две фундаментальных ценности: правило 25% (четверть объема продаж должно приходиться на продукцию, выпущенную в период последних пяти лет); правило 15% (позволяет сотрудникам тратить 15% рабочего времени в неделю на то занятие, которое предпочитает этот сотрудник, при условии, что оно должно относиться к выпуску продукции).
Основополагающие ценности современных компаний воспринимаются через видимое воплощение в виде символов, рассказов, героев, девизов и церемоний. Культура любой компании может быть объяснена с помощью этих факторов.
3.2. Девизы, лозунги, символы
Основные
ценности и убеждения находят
выражение не только в программных
документах, сводах законов, кодексах
чести, книгах о внутрифирменных
стандартах по ведению бизнеса, но и
в девизах, лозунгах. Являясь одним
из элементов корпоративной
Информация о работе Формирование корпоративной культуры в организации