Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа
Целью работы является на основе современных направлений сформировать кадровый потенциал в торговых организациях.
Задачами курсовой работы служат:
- рассмотреть состав и структура кадров предприятия;
- охарактеризовать специфику управления персоналом на предприятии торговли;
ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КАДРОВ. СПЕЦИФИКА ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА
1.1 Состав и структура кадров предприятия
1.2 Специфика управления персоналом на предприятии торговли
1.3 Специфика управления персоналом в условиях рыночных отношений
2 КАК СФОРМИРОВАТЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ТОРГОВЛЕ
2.1 Подбор персонала в торговой организации
2.2 Необходимость адаптации торгового персонала
2.3 Управление торговым персоналом в условиях кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Отличительной особенностью
предприятий этой отрасли является
высокий объем трудовых операций,
непосредственно связанных с
обслуживанием покупателей и
требующих прямого контакта с
ними. А эти операции с трудом
поддаются механизации и
( например: в розничной торговле – 40-50%).
Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два раздела по своей природе и содержанию:
- связанные со сменой форм стоимости товара;
- связанные с продолжением
процессов производства в
Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи и обслуживания покупателя, ведения учета и отчетности, организации рекламы и пр. [4]
Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др.
Третьей особенностью является
то, что труд, связанный со сменой
форм стоимости товара, однообразен
и вместе с тем требует большого
нервного и физического напряжения,
хотя торговля не самая трудоемкая
отрасль народного хозяйства, занимая
средние позиции в ряду других
сфер хозяйственной деятельности. Однако
трудовые затраты являются наиболее
весомым компонентом в
1. Создание и продажа конечного продукта совмещены во времени, то есть услуга создается в момент ее же продажи;
2. Руководители промежуточных подразделений и торговых точек оказывают прямое и сильное влияние на конечный результат;
3. Прямое взаимодействие наибольшей части персонала с покупателем;
4. Прямой доступ персонала к материальным активам и ценностям предприятия.
Управление персоналом предприятия торговли включает в себя следующие этапы:
1. Планирование персонала:
разработка плана
2. Набор персонала: создание
резерва потенциальных
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной
платы и льгот: разработка
5. Профориентация и адаптация:
введение нанятых работников
в торговую организацию и ее
подразделения, развитие у
6. Обучение: разработка программ
для обучения трудовым навыкам,
7. Оценка трудовой деятельности:
разработка методик оценки
8. Повышение, понижение,
перевод, увольнение: разработка
методов перемещения
9. Мотивация, то есть
стимулирование сотрудников
10. Подготовка руководящих
кадров, управление продвижением
по службе: разработка программ,
направленных на развитие
1. По категориям. В составе
персонала предприятий
а) персонал управления;
б) торгово-оперативный персонал;
в) вспомогательный персонал.
Деление персонала торгового
предприятия по категориям работников
представляет собой наиболее общую
форму функционального
2. По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала — должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п.. В составе вспомогательного персонала профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.
3. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе менеджеров выделяют специальности — менеджер, менеджер по группе товаров и т.п.
4. По уровню квалификации.
Работники основных должностей,
профессий и специальностей в
зависимости от уровня знаний,
умения и трудовых навыков
подразделены на ряд
5.По полу и возрасту.
В соответствии с действующим
порядком учета на
6.По стажу работы в
сфере продаже. Действующей
7.По отношению к
8.По характеру трудовых
отношений. По этому признаку
работники торговых
Рис. 1. Система признаков классификации персонала торгового предприятия.
С учетом изложенных принципов классификации строится процесс управления персоналом торгового предприятия. [5]
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Прежде всего необходимо четко знать какие специалисты, люди нужны организации. Чтобы избавиться от завышенных требований смотрим кто сейчас в компании является лидером продаж, успешным продавцом, что общего между этими людьми.
Для эффективного ведения собеседования необходимо сделать записи и пометки. Для облегчения этого процесса используются следующие заготовки:
1. Список требования в виде таблички к кандидату, где помечаем оценку кандидата по критерию. Позволяет после собеседования сравнивать кандидатов в измеримой форме.
2. Таблицу «слабые и сильные стороны/ возможности/угрозы» (табл. 1) SWOT – матрицу. Она позволяет структурировать замечания к кандидату.
3. Матрица «может-хочет-управляем-
Оцениваем с помощью «+» и «-« : так «2-« - хуже некуда; «1-« - плохо; «0» - норма; «1+» - лучше обычных; «2+»- великолепно.
Таблица 1 - SWOT кандидата
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности кандидата |
Угрозы |
Таблица 2. Оценочная таблица кандидата.
Хочет |
Может |
Управляем |
Безопасен |
Все записи сохраняются и
подшиваются в личное дело кандидата,
правильно, грамотно проведенное собеседование
с кандидатом, профессионально сделанные
выводы о кандидате при приеме
на работу обеспечивает предприятие
сильными, профессиональными
Управление персоналом торгового предприятия должно быть интегрировано со стратегией управления товорооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия.
Управление численностью и составом работников является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия.
Основной целью управления
численностью и составом персонала
является оптимизация затрат живого
труда на выполнение основных видов
работ, связанных с деятельностью
торгового предприятия, и обеспечение
заполнения необходимых рабочих
мест работниками соответствующих
профессий, специальностей и уровней
квалификации. Реализация этой функции
управления персоналом в наибольшей
степени должна быть увязана с
общей стратегией торгового менеджмента,
т.к. сформированный на предприятии
трудовой потенциал и будет обеспечивать
осуществление всех стратегических
целей и направлений его
Управление численностью
и составом персонала охватывает
ряд последовательно
Рис. 2 - Основное содержание и этапы реализации функции управления численностью и составом персонала торгового предприятия.
1.3 Специфика управления
персоналом в условиях
В настоящее время сложилось устойчивое мнение, что эффективность (производительность) предприятия зависит от трех важнейших условий:
· благоприятной деловой окружающей среды;
· правильной стратегии предприятия;
· качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов.
Остальные классические факторы
производства - капитал, технологии и
др. - результат вышеназванных
Происходящий сдвиг от
“кадровой политики” к
Задачи менеджера в условиях рыночной экономики отличаются большим разнообразием. Наряду с профессиональной компетенцией большое значение приобретает методическая подготовленность, как способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению. Менеджер в условиях рынка при управлении персоналом должен основное внимание уделять организационным и социальным взаимосвязям.
Особое значение имеет социальная компетентность менеджера, способность к обобщению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, иначе, способность к руководству. Кроме этих способностей руководство персоналом невозможно без умения вести переговоры, достигать поставленных целей, способности к адаптации, обучению, проявление личной инициативы, готовности принимать решения, быть контактным. В условиях рыночных отношений необходимо по-новому организовывать и координировать работу, сокращать излишнее потребление ресурсов. На смену практике “план любой ценой” должна придти индивидуальная активность, направленная на качественное улучшение продукции и производственного процесса. В условиях, когда многие исполнители теряют уверенность в себе, для них необходимо руководство со стороны уверенных в себе и в “правоте своего дела” менеджеров. Несмотря на неопределенность положения, необходимо не допускать распространения настроений неуверенности и использовать атмосферу “рывка вперед”.
Менеджер должен уметь
справляться с конфликтами, порожденными
неуверенностью, разницей в трудовой
нагрузке сотрудников, уметь объединять
отдельных сотрудников в
Например, создаются группы
сотрудников по производственным темам
и проектам на ограниченный срок для
выполнения конкретных, обычно, инновационных
задач, и действующих в значительной
мере на принципах внутреннего