Формирование инновационной стратегии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационного состояния организации, его показатели, а также разработка основных путей улучшения инновационного состояния организации в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент Содержание.docx

— 62.40 Кб (Скачать)
  1. выбор базы зависит от этапа жизненного цикла новой техники 
    и технологии;
  2. выбор базы и варианта нового решения должен проводиться на 
    разных стадиях жизненного цикла;
  3. необходимо оценить показатели эффективности новой конструкции (образца) по сравнению с базовой на стадии НИОКР;
  4. следует провести анализ эффективности новых решений на стадии как внедрения, так и производства и эксплуатации новшества.

Все вышеуказанные принципы имеют значение при системном  анализе инноваций, т.е. при оценке экономической эффективности новшества  с показателями, приведенными в сопоставимый вид.

Сопоставимый вид проводится по признакам: объему выпускаемой продукции, структуре номенклатуры, качеству продукции, приведенным затратам, срокам изготовления, социальному и экологическому эффекту, Кроме того, необходимо привести варианты новых решений к одинаковому  составу производственных ресурсов, т.е. выявить дополнительное оборудование, дополнительную рабочую силу, дополнительные производственные площади и т.д., необходимые для внедрения новшеств. На основе этого следует предусмотреть дополнительные капиталовложения на осуществление новых технических или технологических решений.

Помимо приведения и корректировки  величин общих капитальных вложений и себестоимости продукции надо учитывать, что различные статьи расходов по-разному изменяются в  зависимости от изменения объемов  производства и объемов продаж. Наиболее ярко это проявляется в динамике изменения постоянных и переменных затрат.

Под затратами на внедрение  новой техники понимают совокупность капитальных вложений, оборотных  фондов и живого труда. Экономический  эффект рассчитывается по формуле:

Эт = Рт - Зт, где

Эт – экономический эффект от внедрения новой техники и технологии за расчетный период Т, руб.;

Рт – стоимостная оценка результатов нововведений за расчетный период Т, руб.;

Зт – стоимостная оценка затрат на мероприятия по разработке, внедрению и освоению новой техники и технологии за расчетный период Т, руб.

Приведение разновременных затрат за весь период внедрения новшества  осуществляется следующим образом:

Рт = Σ Рt ·αt, где

Рt – стоимостная оценка в t-ом году; αt – коэффициент приведения затрат.

Затраты и капитальные  вложения последующих лет по вариантам  следует проводить с учетом фактора  времени, то есть коэффициента приведения затрат, который рассчитывается следующим  образом:

αt = (1+Е)Т, где

αt – коэффициент приведения затрат;

Е – принятый норматив приведения разноразмерных затрат;

Т – период времени, отделяющий год затрат и результатов от года, к которому они приводятся (с базисного  момента времени).

Норматив приведения Е  исчисляется по-разному в зависимости  от применяемой методики, отрасли, типа хозяйственной деятельности предприятия  и форм собственности. В традиционных подходах Е=0,125, а в проектном подходе  Е исчисляется как норма дисконта, равная приемлемой для инвестора  норме дохода на капитал.

Технически целесообразно  приведение к базисному моменту  времени затрат, результатов и  эффектов, имеющих место на Т отрезке  расчета, использую при этом коэффициент  дисконтирования (приведения):

Кд = 1 ∕ (1+Е)Т.

По существующим методикам  можно рассчитать также и приведенные  капитальные вложения на инновации. Обычно приведенные затраты производства и использования новой техники  определяют следующим образом:

Зт = Ст + Ен∙ Куд, где

Зт – приведенные затраты на единицу продукции за период Т, руб.;

Ст – себестоимость в период Т;

Ен – нормативный коэффициент эффективности;

Куд – капитальные вложения на единицу продукции, руб.;

Ен∙ Куд – нормативная прибыль, руб.

Годовой экономический эффект новой техники и технологии определяется по формуле:

Эн.т = (Збаз – Знов)∙Nнов = [(Сбаз + Ен∙Кбаз) – (Снов + Ен∙Кнов)] ∙ Nнов, где

Эн.т – экономический эффект новой техники, руб.;

Збаз – приведенные затраты на производство единицы продукции с помощью базового варианта техники и технологии, руб.;

Знов – приведенные затраты на производство продукции с помощью новой техники и технологии, руб.; Nнов – годовой объем производства продукции с помощью новой техники и технологии, ед.;

Сбаз – себестоимость продукции базового варианта, руб.; Снов – себестоимость продукции на основе на основе новой техники и технологии, руб.;

Кбаз – капиталовложения на единицу продукции базового варианта, руб.;

Кнов – капиталовложения на единицу продукции на основе новой техники и технологии, руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности.

Указанная формула является основой для расчета экономического эффекта новой техники во всех отраслях народного хозяйства.

При расчете годового экономического эффекта от внедрения новой техники  в составе капитальных вложений учитываются затраты на всех стадиях  создания, разработки, внедрения и  использования новой техники, а  именно: затраты на научные исследования, конструкторские, опытные и опытно-промышленные установки (Кн.р); затраты на приобретение, доставку, монтаж (демонтаж) оборудования, техническую подготовку, наладку и освоение производства (Кт.п); затраты на пополнение оборотных средств предприятия, связанные с созданием и использованием новой техники (Коб); затраты (прибыль) от производства и реализации продукции в период освоения производства, предшествующие расчетному году (Косв).

Тогда суммарные капитальные  вложения рассчитываются как

Ксум = Кн.р + Кт.п + Коб + Косв.

 

    1. Выбор предпочтительного варианта инновационной стратегии.

В рыночной экономике при  разработке и внедрении новшеств наиболее распространен не нормативный, а проектный подход.

В основе проектного подхода  к деятельности предприятия, в том  числе к его инновационной  и инвестиционной деятельности, лежит принцип денежных потоков (cash flow). При этом коммерческая эффективность деятельности как для проекта, так и для предприятия определена на основании «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденных Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ от 31 марта 1994т. Установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:

  1. финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для участников проекта;
  2. бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
  3. народно-хозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.

В основе оценки эффективности  проекта лежит сравнительный  анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в  большинстве случаев к различным  временным периодам. Поэтому наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении  экономической эффективности новой  техники и технологии, является проблема сопоставления доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причиной необходимости проведения процесса дисконтирования (т.е. приведения в сопоставимый вид) может являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе  и т.д.

Методы оценки эффективности  проекта подразделяются на две группы, основанные: а) на дисконтированных оценках; б) на учетных оценках.

Так, методами оценки эффективности  проекта, основанными на учетных  оценках (без дисконтирования), являются период окупаемости (Рау Васк Period – РР), коэффициент эффективности инвестиций (Average Rate of Return – АRR) и коэффициент покрытия долга (Debt Cover Ratio – DCR).

Методы оценки эффективности  проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К этим показателям относят: метод индекса рентабельности (Profitability Index – PI), чистую стоимость, иначе называемую «чистый дисконтированный доход» (Net Present Value – NPV) и внутреннюю норму доходности (Internal Rate of Return – IRR).

Традиционные методы оценки проекта широко применяются в финансовой практике.

Метод окупаемости капиталовложений является весьма распространенным. Но его существенный недостаток – в  игнорировании будущей стоимости  денег с учетом дохода будущего периода  и вследствие этого неприменимость дисконтирования. В условиях инфляции, резких колебаний ставки процента и  низкой нормы внутренних накоплений предприятия в реальной российской экономике этот метод недостаточно точен.

Тем не менее, следует обратить внимание на методику расчета коэффициента эффективности инвестиций, понимаемого  как средний показатель прибыльности за весь период деятельности проекта.

Этот коэффициент рассчитывается делением среднегодовой прибыли  на среднегодовую величину инвестиций. Конечно, данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала (итога  среднего баланса-нетто).

Однако все три традиционных показателя, основанных на учетной  оценке, не учитывают временной составляющей денежных потоков. Они не стыкуются  с факторным анализом и динамикой  денежных потоков в экономической  реальности. Поэтому наиболее полно  проект можно оценить, применяя методы, основанные на дисконтированных оценках.

Метод индекса доходности (IR) ориентирован на анализ отношения суммы приведенных эффектов к величине приведенных капитальных вложений:

IR = 1 ∕ Kt·∑(Rt - St)·1 ∕ (1+E)t, где

IR – индекс доходности;

Kt – капитальные вложения на t-м году, руб.;

Rt – результаты (доход) на t-м году, руб.; St – затраты, осуществляемые в t-м году, руб.

Если индекс доходности положителен, то проект рентабелен; если он меньше единицы, то проект неэффективен.

Чистая текущая стоимость (ЧТС, или NPV) является чистым дисконтированным доходом и определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период. При этом величина дисконта может быть постоянной или переменной.

NPV = ·∑(Rt - St)·1 ∕ (1+E)t.

Эффективность проекта рассматривается  при данной норме дисконта Е на основании значений NPV: чем оно больше, тем эффективнее проект, а при NPV меньше единицы проект неэффективен.

Метод внутренней нормы доходности (ВНД, или IRR) выявляет ту норму дисконта Евнд, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капиталовложений.

Проект эффективен, если ВНД равна или больше требуемой  инвестором нормы дохода на капитал.

Расчеты по ВНД и ЧТС  могут приводить по одному проекту  к противоречивым результатам. Это  объясняется ошибкой в выборе требуемой нормы дисконта, либо разночтением требований инвестора и проектного менеджера к норме дохода. В  любом случае следует отдать предпочтение ЧТС.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Активное использование  организациями инноваций обеспечивает повышение их эффективности и  конкурентоспособности, помогает им ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать  новые рабочие места, что, в конечном счете, определяет экономическое развитие региона, рост налоговой базы, повышение  качества жизни.

Готовность компании к  нововведениям характеризуется  инновационным климатом, от его состояния  зависит насколько успешно пройдет  внедрение инновационного проекта. 

В зависимости от состояния  инновационного климата в организации  происходит достижение и не достижение инновационной цели. Для создания благополучной среды для достижения целей организации необходима разработка понятных персоналу методов стимулирования.

Инновационный потенциал характеризует готовность организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. является мерой готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить  аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать  рынок и каналы распределения  товаров. Иными словами, должна проводиться  рентгенограмма бизнеса.

Информация о работе Формирование инновационной стратегии организации