Формирование и использование финансовых результатов предприятия в условиях коммерческого (хозяйственного) расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования по данной теме является анализ финансовых результатов и показателей эффективности их использования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
обобщить теоретические знания в области финансовых результатов;
проанализировать данные на примере предприятия;
применить полученные знания для выявления проблем и принятия управленческих решений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы финансовых результатов 4
§1 Классификация доходов и расходов предприятия. Выручка от продаж и себестоимость продукции 4
§2 Прибыль. Формирование и распределение 14
§3 Эффективность использования финансовых результатов 20
Глава 2. Управленческие решения 22
§1 Управленческие решения на основании проведенного анализа 22
§2 Цель и функции управления прибылью. Планирование 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Используемая литература 33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

        5.улучшения питания в столовых;

        6.сверхлимитных  представительских расходов, страховых  платежей и т.п.

  Фонд накопления состоит из:

1.капиталовложений – прямые инвестиции: в расширение, техническое перевооружение, модернизацию производства, научные разработки, прочие нематериальные активы (прирост основного капитала);

2.капитального строительства объектов  социальной сферы;

3.прироста оборотных средств (оборотного капитала);

4.возврата ссуд, уплаты процентов, в том числе превышающих лимит Центрального Банка;

5.финансовых вложений по контрактам;

6.благотворительности, спонсорства и т.п.

  Фонды потребления и накопления кроме прибыли имеют и другие источники – спонсорских поступлений, дотаций и иных добровольных взносов сторонних организаций. Кроме того, к фонду накопления присоединяются: амортизация, средства долевого участия в капитальных затратах предприятий или органов власти в регионе (из местных бюджетов), дополнительные источники прироста оборотных средств, кредиты банков или других финансовых структур, бюджетные ассигнования и т.п.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Распределение  чистой прибыли

  При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

  Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

  При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Эффективность использования финансовых результатов

 

  Абсолютные показатели  прибыли не всегда дают четкое  представление об эффективности  деятельности коммерческих организаций,  так как одни и те же суммы  прибыли могут быть получены  в различных экономических условиях. Для измерения эффективности деятельности коммерческих организаций применяются показатели рентабельности.

  Рентабельность отражает уровень прибыльности или доходности. Показатели рентабельности – это относительные показатели (коэффициенты), в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо другим показателем, отражающим условия хозяйствования, например с суммой выручки (нетто) от продаж, суммой собственного капитала и др.

  По данным официальной  бухгалтерской отчетности коммерческих  организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности, так как в числителе и знаменателе дроби могут быть использованы различные показатели:

- в числителе –  бухгалтерская прибыль, чистая  прибыль, прибыль от продаж;

- в знаменателе –  выручка (нетто) от продаж, полная себестоимость продаж, средняя стоимость активов (имущества) организации, средняя сумма собственного капитала организации, сумма уставного капитала, средняя стоимость основных фондов, средняя стоимость оборотных активов, средняя стоимость производственных фондов и др.

  В системе показателей  рентабельности можно выделить  четыре основные группы:

1) показатели рентабельности  активов, отражающие эффективность  использования имущества коммерческой  организации;

2) показатели рентабельности  капитала, отражающие эффективность использования капитала;

3) показатели рентабельности  продаж, отражающие эффективность  производства и продаж продукции,  работ, услуг;

4) показатели рентабельности  затрат, отражающие эффективность  затрат.

  В составе каждой  группы можно выделить конкретные показатели.

1. Рентабельность активов

- рентабельность всех  активов (экономическая рентабельность);

- рентабельность оборотных  активов;

- рентабельность внеоборотных  активов;

- рентабельность основных  фондов;

- рентабельность производственных фондов (основных фондов и материальных оборотных активов) и др.;

2. Рентабельность капитала

- рентабельность всего  примененного капитала, равная рентабельности  всех активов, так как итоги  актива и пассива баланса равны.

- рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) и др.;

3. Рентабельность продаж

- рентабельность всего  объема продаж;

- рентабельность отдельных  сегментов деятельности организации;

- рентабельность отдельных  видов продукции и др.;

4. Рентабельность затрат

- рентабельность всех затрат, то есть итога затрат по экономическим элементам;

- рентабельность отдельных  элементов затрат, то есть материальных  затрат, затрат на оплату труда  с отчислениями и т.д.;

- рентабельность затрат  по обычным видам деятельности, то есть в знаменателе полная себестоимость продаж;

- доходность расходов, то есть величина доходов на  один рубль расходов.

[Войтоловский]

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

 

§1 Управленческие решения  на основании проведенного анализа

 

  На анализируемом  предприятии за три года произошел рост себестоимости продукции (табл. №13). Данный факт является отрицательным моментом, так как в результате дальнейшего увеличения затрат на изготовление продукции прибыль предприятия может значительно сократиться. Для того чтобы предотвратить это руководство должно предпринять меры по снижению себестоимости:

  1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; применение экономичных заменителей; полное использование отходов в производстве и пр.
  2. Совершенствование организации производства и труда. Это изменения в формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствование управления производством и сокращения затрат на него; улучшения использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращение транспортных расходов и прочих факторов.
  3. Улучшение использования природных ресурсов.
  4. Улучшение отраслевых и прочих факторов. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях и прочие факторы.

  Значение коэффициента деловой активности (табл. №33) за последние три года сократилось. Низкий уровень этого коэффициента говорит о неспособности менеджеров эффективно использовать средства. Это позволяет сделать вывод, что объем деятельности недостаточен для накопленных активов и следует наращивать объем продаж или по возможности ликвидировать некоторые виды активов.

  На анализируемом  предприятии с 2009 по  2011 годы произошло значительное снижение коэффициента оборачиваемости текущих активов (табл. №33). Низкое число оборотов может быть оправдано в условиях инфляции, если выбрана политика накопления запасов сырья и материалов по более низким ценам и задержки продажи готовой продукции для реализации по более высоким ценам. Внутренний анализ данного коэффициента должен быть направлен на поиск резервов ускорения оборачиваемости текущих активов (отдельных элементов оборотных средств).

  Значение коэффициента мобилизации накопленного капитала (табл. №36) в 2010г. было отрицательным, так как чистый оборотный капитал не был сформирован, а в 2011г. оно составило 0,810, т.е. чистый оборотный капитал был полностью сформирован за счет накопленного капитала. Чтобы у предприятия не повторилась ситуация как в 2010г., его руководству следует принять меры по увеличению чистого оборотного капитала:

- увеличить собственный  капитал за счет реинвестиций  из чистой прибыли;

- попытаться привлечь  долгосрочные банковские займы  и кредиты;

- уменьшить внеоборотные  активы (продать неиспользуемое  устаревшее оборудование).

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Цель и функции управления прибылью

  Важнейшая роль  прибыли в развитии предприятия  определяет необходимость непрерывного  управления ею в целях роста  эффективности хозяйственной деятельности. Управление прибылью представляет  собой процесс выработки и принятия управленческих решений руководством предприятия по всем основным аспектам ее планирования, формирования, распределения и использования.

  В какой бы сфере  деятельности не принималось  управленческое решение, оно прямо  или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственной, финансовой, инвестиционной и инновационной деятельностью предприятия. Это определяет необходимость органичной интеграции системы управления прибылью в составе системы управления предприятием.

  Все управленческие  решения в области формирования  и использования прибыли взаимосвязаны  и оказывают влияние на конечные  результаты деятельности предприятия.  Следовательно, управление прибылью  должно рассматриваться как комплексная система мер, обеспечивающих разработку взаимосвязанных управленческих решений.

  Даже наиболее  эффективные управленческие решения  в области формирования и использования  прибыли, разработанные и реализованные  на предприятии в предшествующем  периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах деятельности. Это связано с высокой динамикой факторов внешней среды, с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия.

  Управление прибылью  должно учитывать не только  тактические цели предприятия,  но и стратегические. Система  управления прибылью призвана  решить следующие основные задачи:

  1. Обеспечение максимизации размера планируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и повышения эффективности их использования.
  2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем планируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Допустимый уровень риска определяет, какая: агрессивная, умеренная или консервативная политика осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных видов операций, будет выбрана предприятием. Исходя из принятого уровня риска в политике управления определяется соответствующий ему уровень прибыли.
  3. Обеспечение высокого качества формирования прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования. В рамках операционной деятельности основное внимание уделяется росту прибыли за счет расширения объемов выпуска продукции и освоения ее новых перспективных видов.
  4. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли необходимо отводить главную роль.
  5. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием.

Информация о работе Формирование и использование финансовых результатов предприятия в условиях коммерческого (хозяйственного) расчета