Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:58, курсовая работа
Сущность коммуникаций, их значение для организации. Формальные и неформальные коммуникации, их роль в эффективности функционирования и управления предприятием. Формализация делового общения в организации, цели и возможности.
Введение……………………………………………………………….4
1. Коммуникации в организации
1.1 Сущность и значение коммуникаций в организации………………6
1.2 Коммуникативные процессы…………………………………….…..8
2. Виды коммуникаций
2.1 Формальные и неформальные коммуникации…………………….….10
3. Формализация делового общения в организации
3.1 Деловое общение, его сущность и цели……………………………13
3.2 Формализация, формальное общение в организации………...……...15
Заключение……………………………………………………...................17
Список литературы……………………………………………………....
-неформальные коммуникации.
1.2
Коммуникативные
процессы
Информационный обмен происходит в так называемых коммуникативных сетях — это сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая ее деятельность.
Исходя из этого, можно выделить основные элементы коммуникационного процесса: отправитель, сообщение, канал и получатель.
Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная в виде символов.
Канал – средства передачи информации.
Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.
Коммуникации можно
Коммуникативный процесс включает следующие этапы:
1. Формулирование идеи или выбор информации для передачи. Отправитель должен хорошо оценить значимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения.
2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание разных каналов.
3. Передача информации – непосредственно передача конкретной информации.
4. Декодирование (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами. [4]
Способами коммуникации являются:
-разговорный (устный, вербальный);
-письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);
-невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения)
Обмен информацией возможен
не только посредством речи,
но и посредством других знаковых
систем, которые в своей совокупности
составляют средства невербальной коммуникации.
2. Виды коммуникаций
2.1Формальные
и неформальные коммуникации.
Формальная коммуникация в достаточной степени формализована, обезличена, передается по определенным стандартам и правилам. В условиях функционирования организации все работники обязаны придерживаться данных правил и норм в общении, т.е. пользоваться формальными коммуникациями. Таким образом, можно сказать, что информация циркулирует в организации по каналам официального сообщения.
Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший ее признак – договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.
Формализация – важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников. [2]
При формальных коммуникациях непосредственной формой общего взаимодействия с коллегами и партнерами в организации являются корректность, вежливость, в том числе в условиях нестандартных ситуаций. Проявление компетентности, тактичности, сдержанности и доброжелательности - основа внутренних и внешних коммуникаций и достижения взаимных договоренностей, целей организации.
Неформальные коммуникации получили воплощение в форме распространения слухов, сплетен и т.п. При этом следует иметь в виду, что по каналам слухов информация циркулирует быстрее, чем по каналам официального сообщения.
Слухи
могут оказывать как
Получая ее своевременно через
доверенных людей, работающих
с работниками всех уровней
управления, руководитель получает
возможность заранее
Важно заметить, что какой бы из каналов коммуникационного взаимодействия ни использовался в организации, следует во всех случаях стремиться к установлению обратной связи. Поскольку коммуникация - это не просто поток информации, но и обмен сообщениями между руководителями и подчиненными, между сослуживцами или отделами (подразделениями) соответствующей организации, важно добиваться не только оперативного перемещения сообщений по каналам коммуникаций, но и правильности понимания и интерпретации принимающей стороной сущности, содержания и смысла воспринимаемого сообщения. Только такая обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией, а, следовательно, и совершенствованию управленческой деятельности.
Руководитель
организации должен уметь не только четко
выражать свои мысли и распоряжения, но
и внимательно слушать собеседника, ибо
без этого невозможно повысить эффективность
коммуникационного взаимодействия как
специфического обмена информацией. Кроме
того в организации следует создать систему
обратной связи, чтобы предпринимать управленческие
воздействия на регулирование информационного
обмена, на механизмы формирования общественного
мнения и сбора возможных предложений,
печатать материалы информационного характера
для использования внутри организации
и за ее пределами, научиться применять
достижения современных информационных
технологий в организации и практике управления.
3. Формализация делового общения в организации
Общение
представляет собой сложный многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми, включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятия и понимания
человеком друг друга.
Деловое
общение - процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями их совместной деятельности.
Деловое
общение - это такое взаимодействие
людей, которое подчинено решению определенной
задачи (производственной, научно-коммерческой
и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия
лежит за пределами процесса общения.
От качества делового общения зависят
взаимопонимание, согласованность действий
и четкость приоритетов, возникающих у
субъектов, занятых общим делом. [4]
В
процессе делового общения его участники
обмениваются информацией, которая
передается в форме управленческих
решений, замыслов, идей, отчетов, докладов,
сообщений и т.д.
Язык делового общения – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Соответственно в отношении речевого поведения четко установлено, что обмен сведениями между сотрудниками носит неличный характер и подчинен совместному решению служебной задачи.
Таким
образом, в деловой сфере формализация
общения есть социальная и производственная
необходимость. Можно сказать, что формализация
превращает процесс делового общения
в отлаженный механизм.
Существуют различные средства
и способы повышения уровня
этичности делового общения. К
ним относятся:
3.2 Формализация, формальное общение в организации
Хорошее знание и выполнение норм и правил делового этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих в формальном деловом общении.
Формализация
– это важнейшее средство преодоления
организационной сложности. Она связана
с сужением диапазона выбора средств и
методов общения, и ограничением субъективной
воли участников. Пределы формализации
порождаются системой неформальных связей,
которые возникают в ходе общения и взаимодействия
сотрудников. [6]
Целями формализации
делового общения можно назвать
следующие аспекты:
- упрощение схемы передачи информации путем использования общепринятых шаблонов;
- экономия затрат времени, использование его на другие цели;
- отсутствие необходимости проявления работником своих индивидуальных качеств;
- нормативная
закрепленность и общепризнанность данных
норм делового общения позволяет обмениваться
информацией представителям различных
профессий, разных сфер деятельности и
разных организационных структур. [6]
Формализация
подразумевает под собой
Деловое
общение происходит вне прямой связи
с потребностями и желаниями людей, объединившихся
именно в рамках данной конкретной группы,
организации. Необходимость поддержания
отлаженной субординации имеет, правда,
и негативные последствия. Многие работники
отмечают, что отношения в организации
становятся излишне формальными и сухими.
Люди работают долгое время, общаясь только
на деловой основе и практически не зная
друг друга лично. Кроме того, в процессе
выполнения рабочих заданий формализация
не предполагает возможности проявить
человеку свою индивидуальность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всего вышеизложенного и основываясь на информации из литературных источников, можно сказать, что формализация делового общения в организации, безусловно, играет очень важную роль и является необходимой.
В ходе выполнения курсовой работы были проведены исследования в области формализации делового общения и решены следующие задачи: