Формальные и неформальные организации. Процес комуникации, его елементы и этапы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Неформальные организации являются неотъемлемой частью формальных организаций. Они есть во всех формальных организациях, за исключением самых маленьких. Они возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг с другом, в них нет менеджеров, но они очень важны.

Оглавление

1 Введение
2. Формальные и неформальные организации.
1) достоинства и особенности формальной организации;
2) необходимость в неформальной организации;
3) соотношений и взаимодействие формальной и неформальной
организаций.
3 Процесс коммуникации, его элементы и этапы.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

       Сопротивление переменам. Люди используют неформальные организации для обсуждения предполагающихся или фактических перемен в их подразделении или в организации. В неформальных группах всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение, связанное с притоком большого числа новых работников могут привести к распаду неформальной группы или к уменьшению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных потребностей. Иногда эти перемены помогают укрепить статус и власть конкурирующим неформальным группам.

     Неформальное  лидерство. Неформальные организации также имеют своих лидеров. Неформальный лидер достигает этого статуса благодаря своей власти над другими членами группы. Опора неформального лидера – признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

     Неформальный  лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет  ее существование. Иногда эти функции  выполняют разные люди, и тогда  в неформальной группе будет два  лидера. Один будет решать вопросы, связанные с выполнением задач группы, а другой – вопросы социального характера. В некоторых случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции.

           Более ранние авторы считали, что знают, как справиться с неформальной организацией, – надо просто уничтожить ее. Сегодняшние теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей. Скотт и Дэвис предлагают решить этот вопрос следующим образом:

1. Признать  существование неформальной организации  и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.

2. Выслушивать  мнения членов и лидеров неформальных  групп. Развивая эту мысль, Дэвис пишет: «Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации».

3. Перед  тем, как предпринять какие-либо  действия, просчитайте их возможное  отрицательное воздействие на неформальную организацию.

4. Чтобы  ослабить сопротивление переменам  со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.

5. Быстро  выдавайте точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

     Итак, чтобы увеличить эффективность работы всей организации, справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2. Процесс коммуникации, его элементы и этапы

     Коммуникация  — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному  пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое  со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

     Коммуникации  в менеджменте представляют собой процесс обмена информацией между субъектом и объектом управления, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него. В теории менеджмента коммуникации являются связующим процессом четырех основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля, поскольку для их реализации необходимы передача и обмен информацией.

     Главная цель коммуникации – обеспечить, чтобы  тот, кому адресована информация, однозначно понял, что имеет в виду тот, кто  ее посылает. В психологическом отношении  деловая коммуникация всегда носит  межличностный характер, независимо от формы ее осуществления. Форма, которую принимают коммуникации, может значительно повлиять на взгляды работника, степень понимания и поддержки им политики, проводимой организацией. Неспособность относиться к другим людям как к личностям с их положительными и отрицательными качествами может негативно сказаться на результатах коммуникации.

     Коммуникационный  процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми. В коммуникативном процессе выделяют четыре базовых элемента:

     а) отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

     б) сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;

     в) канал, т.е. средство передачи информации;

     г) получатель - лицо (лица), которому(ым) предназначена  информация.

     При коммуникационном процессе отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов (рисунок 1). Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею.

     

       

     

     

     Рис. 1. Процесс коммуникации

     1. Зарождение идеи и отбор сведений. Отбор бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным или инициативным, произвольным или основывающимся на определенных критериях.

     2. Кодирование информации и выбор канала. Здесь информация облекается в ту форму, в которой будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Подбирается и подходящий способ (канал) ее трансляции: устный, письменный, с помощью различного рода искусственных сигналов или условных знаков.

     3. Передача информации. Она возможна сразу несколькими способами. Если информация важна, считается, что не стоит ограничиваться одним каналом, а нужно по возможности дублировать этот процесс по нескольки, не злоупотребляя, однако, составлением по каждому поводу документов, иначе поток бумаг может захлестнуть.

     4. Декодирование (перевод символов  отправителя в мысли получателя). Здесь получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию.

     Отправитель же ждет, что получатель каким-то образом  подтвердит факт получения сообщения, степень понимания или непонимания  его смысла, иными словами, установит  обратную связь.

     В идеале это должно происходить без промедления (по возможности обусловливаться заранее), облекаться в форму, соответствующую ситуации, учитывать возможности восприятия. Сигналами обратной связи при устной коммуникации могут быть уточнение, обобщение, выражение чувств. Поскольку они могут быть достаточно слабыми, за реакцией иногда требуется специально наблюдать.

     Устойчивая  обратная связь в процессе коммуникации позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и  хотя бы частично избежать ее потерь, различных  помех, искажающих смысл сообщения.

     Коммуникация  считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель (менеджер).

     В число факторов, влияющих на восприятие, входят:

     1. Ситуация, в которой человек получает информацию. Благоприятная ситуация сглаживает восприятие негативной информации, а неблагоприятная, наоборот, обостряет восприятие негативной, но ослабляет восприятие позитивной.

     2. Глубина видения положения дел  предполагает, что человек с широким кругозором и познаниями легче воспринимает любую информацию и спокойно реагирует на изменение ситуации.

     3. Личные и социальные особенности  отправителя (его статус) заключается  в том, что чем ниже его  положение в обществе, тем настороженнее  получатели в процессе коммуникации относятся к предоставленным им сведениям.

     4. Стереотипы (менталитет, мировоззрение)  стандартизирует восприятие человеком  информации, облегчают его, но  делают чрезмерно субъективным  и искаженным.

     5. Предрассудки. Присущи в основном малообразованным людям и заключаются в формировании мнения до знакомства с информацией.

     6. Отсутствие интереса. Обуславливается  отсутствием побуждающих мотивов  к восприятию информации (материальных  выгод, возможных потерь и т.д.).

     7. Различное понимание символов, с помощью которых передается информация. Даже в некоторых странах различные символы имеют различное значение. Например, собака в некоторых странах является «нечистым» существом, или тигр – в некоторых странах это символ силы, а у жителей Таиланда и Индии вызывает чувство страха.

     Классификация коммуникаций в процессе управления представлена в таблице 1. Рассмотрим их более подробно.

     В первую очередь коммуникации в процессе управления делятся на внешние и  внутренние.

     Внешние коммуникации – это обмен информацией, который происходит между предприятием и внешней средой. Они позволяют предприятию быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии), изменения в политико-правовой, экономической и социально-культурной среде.

     От  эффективности организации процесса внешних коммуникаций зависит успех  фирмы. Чем выше скорость передачи информации на предприятии и чем она достовернее, тем продуктивнее оно работает. Примером последствий предоставления недостаточно достоверной информации является известное лекарство для беременных женщин – теназадрин, которое использовалось во всем мире и привело к рождению огромного количества детей с неразвитыми конечностями. Оно рекламировалось как универсальное безопасное средство, тогда как испытания не были окончательно завершены. В результате фирма, производящее и реализующее эту продукцию, понесла огромные убытки и подорвала свой имидж.

     Таблица 1

     Классификация коммуникаций в процессе управления

Признак классификации Виды по признаку
1. По субъектам 
  • внешние
  • внутренние
2. Деление внутренних коммуникаций
  • восходящие
  • нисходящие
  • горизонтальные
3. Управленческие коммуникации
  • межуровневые
  • коммуникации по восходящей (снизу вверх)
  • между подразделениями и отделами
  • между руководителем и рабочей группой (сверху вниз)
  • неформальные коммуникации
4. Способ общения
      • вербальные
      • невербальные
5. По средствам общения
  • речевая
  • паралингвистическая
  • вещественно-знаковая

Информация о работе Формальные и неформальные организации. Процес комуникации, его елементы и этапы