Формальное и неформальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Процесс организации системы реализуется с помощью организационных средств.

Оглавление

Введение 3
Понятие управления. 5
Признаки формального и неформального управления. 10
Функции формального и неформального управления. 12
Виды структур организаций, осуществляющих формальное и неформальное управление. 14
Источники возникновения формального и неформального управления. 16
Различия между формальным и неформальным управлением. 17
Анализ бюрократических принципов как высшего проявления формального управления (Россия). 19
Динамика развития неформального управления. 23
Сочетание формального и неформального управления. 25
Заключение. 29
Список используемой литературы. 32

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Бюрократия  – иерархически организованная, зачастую неуязвимая управляющая система, подчиняющаяся  своему основному закону функционирования: сохранение своих привилегий, власти и обеспечение своего постоянного  воспроизводства. Носителем системы бюрократического произвола – обязательного атрибута административной власти – является слой привилегированного чиновничества, для которого характерны глубокое чинопочитание, карьеризм, угодничество, замена дела словом. Не будет преувеличением сказать, что бюрократия является антиподом оптимального управления и его врагом номер один.

      В нашей стране с удивительной регулярностью  появляются грозные указы «о сокращении административно-управленческого персонала», но через самое короткое время  количество министерств и ведомств с обширным чиновничьим аппаратом вырастает вновь.

      В России бюрократический аппарат  стал заметно расти при Петре  I. В 1715 году численность чиновников в центральном аппарате и в системе местного управления составляла 5300 человек, и на их содержание ежегодно тратилось около 100 тыс. рублей; через 5 лет, в 1721 году, количество чиновников и расходы на них удвоились. К началу XX века численность бюрократии вновь удвоилась (358 тыс. человек)

      Бюрократ  – талантливый конформист, блестяще владеющий искусством воздействия на личность. Беспощадно точно сказала помощница Рейгана Элизабет Доул, что Президенту в его окружении не нужны сотрудники, умеющие только поддакивать.  «Если он говорит «нет», то и мы все говорим «нет». К сожалению, это правило распространяется на окружение практически любого начальника. Законы бюрократии определяют ценность работника по его умению соблюдать установленные правила, ритуалы, оберегать иерархические устои и поддерживать статус-кво во всех случаях служебной практики.

      Одним из блестяще отработанных бюрократий способов уклонения от личной ответственности  является нехитрый метод передачи решения  вопроса коллегиальному органу, различным  комиссиям и совещаниям – призыв «поручить комиссии рассмотреть  данный вопрос более глубоко и всесторонне» вызывает настороженность у опытного руководителя. Другой блестящий бюрократический прием, известный еще древним римлянам и отшлифованный за столетия до удивительного совершенства, - метод подмены дела словом.

      Однако  бюрократия как форма организации имеет не только недостатки, но и преимущества.

      Преимущества  бюрократии:

    • возможность принимать решения согласно общим критериям
    • заинтересованность в поддержании высокого уровня компетенции служащих
    • уменьшение коррупции благодаря полной занятости и фиксированному окладу

    Недостатки  бюрократии

    • Сдерживание  инициативы работников
    • Исключение из процесса экспертизы талантливых людей
    • Неспособность полностью ликвидировать коррупцию

      Сложность борьбы с бюрократией заключается  в том, что не всегда удается распознать, кто прячется под маской добросовестного сотрудника, старающегося сохранить административный порядок и зачищающий организацию от волюнтаризма и хаоса. Ошибочно принимать за бюрократа каждого работника аппарата управления, отождествлять бюрократизм с организованностью и порядком, без которых немыслим труд коллектива. Ведь бюрократия реализует свою власть на основании формализованных в принципе разумных правил, правомерность которых закреплена в служебных инструкциях и законах. Таким образом, бюрократия проявляется в легальном господстве и становится выразителем воли закона, гарантом объективной рациональности при жесткой иерархии и выраженной централизации управления.

      Существенно подрывают основы бюрократии, расширяющиеся  с каждым годом компьютерные методы обработки информации, так как они объективны и широко открыты для всех пользователей. Компьютер претендует раскрыть общественности даже такие охраняемые тайны, как наличие билетов на самолет или свободных мест в гостинице. И два века назад опасность бюрократического стиля управления понимали в России со всей очевидностью: «Когда начальство вместо настоящих дел занимается одними рапортами о получении и исполнении указов, ответами и объяснениями – сие правление по существу и течению дел доказывает происходящий от него вред. Все остается на одних бумагах». В весьма своеобразной форме выразил свой протест против армейской формалистики и бюрократии великий писатель Эдгар По во время его кратковременного обучения в Вест-Пойнтской военной академии. В 1831 году слушателям академии было приказано явиться на парад «с белым поясом, в белых перчатках и при оружии», и он вышел на парад точно в соответствии с приказом – вся его одежда состояла только из белого пояса и белых перчаток и, хотя он был при оружии, из Вест-Пойнта его исключили за «грубое нарушение воинского долга».

      Преувеличение или усиление роли формального управления ведет к охарактеризованному  выше бюрократизму, делает управление бездушным, механическим и тем самым  снижает его эффективность. Но вообще без формального управления также не может быть не только эффективного, но и нормального управления.

      Преувеличение роли неформального управления, особенно без учета конкретных обстоятельств  работы, анализа ситуации, также  чревато отрицательными последствиями. В этом случае управление может рождать бесконечные конфликты, подхалимство, безответственность, протекционизм. 
 
 
 
 
 
 
 

Динамика  развития неформального  управления.

      В рамках этой темы можно рассмотреть  причины побуждающие вступать в  неформальные отношения и использовать этот метод управления.

    • чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности – одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку формальное управление сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к неформальному управлению, чтобы обрести эти контакты;
    • взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что начальник может плохо о них подумать, другие боятся критики. В этих и других случаях люди предпочитают прибегать к помощи неформального управления.
    • Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальные отношения является  осознанная потребность в защите;
    • Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку в формальных отношениях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации возможен только в неформальной организации;
    • Симпатия. Люди часто вступают в неформальные отношения просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.

      Динамика  развития неформального управления:

    1. преодоление широко распространенного негативного, пренебрежительного отношения к неформальному управлению, признание этого вида управления  и работа с ним. При этом важно помнить, что ликвидация неформальных отношений могут сделать нежизненоспособной и формальные отношения;
    2. внимательный учет мнения сотрудников при неформальном управлении, поощрение тех из них, которые помогают достижению целей организации. Необходимо всячески избегать противостояния формального и неформального лидеров;
    3. постоянный учет влияния принимаемых решений,  и в первую очередь на неформальные отношения и недопущение негативных последствий такого влияния.
    4. обязательное включение в процесс принятия важных решений участников неформального управления. Это устраняет или ослабляет сопротивление таких отношений принятым решениям.
    5. систематическое обеспечение участников неформальных отношений достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние формального и неформального управления  на межличностные отношения играет очень большую роль в процессе развития организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сочетание формального и  неформального управления.

      Для более правильного управления организацией необходимо сочетать формальное и неформальное управление.

    Факторы, от которых зависит сочетание  формального и неформального  управления:

    1. качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);
    2. личность менеджера: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;
    3. социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;
    4. психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности. Это касается многих проблем;
    5. тип управления: стратегическое, инновационное, маркетинг, корпоративное, антикризисное и прочее;
    6. интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
    7. динамика развития коллектива, фирмы, организации

      В понимании формального и неформального  управления могут проявляться различные тенденции изменения их сочетания. Существуют объективные границы этих изменений, за которыми формальное управление или, точнее попытка формализации управления ведет к неустойчивости управляемой системы и в дальнейшем к  ее разрушению. Это ситуация превращения человека в машину, робот.

      Но  есть объективные границы усиления неформального управления в рамках определенной организации или, точнее, определенного уровня управляемости. За этой границей система также скатывается  к кризисным ситуациям и разваливается. Это ситуации безответственности, отсутствия контроля, конфликтности.

      Но  если сочетание формального и  неформального управления строится в условиях повышения управляемости, тогда степень формализации управления имеет предел, потому что превратить человека в робота невозможно. А вот степень неформального управления может увеличиваться неограниченно. Это объясняется тенденциями развития человека, его сознания, профессиональной подготовки, системы ценностей и прочее. И тогда изменение соотношения формального и неформального управления приобретает другую форму, и тенденции изменения этого сочетания становятся разнообразными, предполагают выбор одной из них по динамическим характеристикам роста соотношения формального и неформального управления.

      Методология управления (рейтинговые методики, методики оценки компетенций, методики 360-градусной обратной связи, ранговые системы, системы, основанные на оценке достижения поставленных задач)   также является важнейшим фактором сочетания формального и неформального управления. Она определяет необходимость использования научного, системного анализа в управлении. Построить необходимое сочетание невозможно без глубокого понимания всех факторов активизации деятельности человека в конкретных условиях его работы, без изучения господствующих в коллективе ценностей и интересов. Решение задачи по повышению качества формальной и неформальной оценки производительности лежит не в сфере улучшения технических средств в рамках той или иной методики. Оно состоит, на мой взгляд, в том, чтобы помочь менеджерам преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются, пытаясь выразить словами то, что они знают о (реальной) производительности того или иного подчиненного, иначе говоря, помочь им превратить это свое знание в индивидуализированную качественную информацию.

      Вышеперечисленные методы, дают менеджерам ясную и  логичную схему, в соответствии с  которой они могут анализировать  и мотивировать как положительные, так и отрицательные элементы своих расплывчатых оценок, как менеджер может затем сообщить своему подчиненному эту информацию так, что у сотрудника повышается и уверенность в себе, и самоуважение, и желание работать хорошо.

      Эти методы могут быть использованы различными путями в зависимости от того, как  в конкретной организации смотрят на повышение качества информации о производительности и на повышение качества общения.

  1. методы могут быть использованы для того, чтобы продемонстрировать менеджерам, как нужно вести беседы со своими подчиненными на тему общей производительности и их потенциала (беседы могут быть формальными или неформальными, добровольными или обязательными) и на тему того, как в действительности они могут вписаться в организацию и каково их потенциальное будущее. Такой подход годится как для всех сотрудников в целом, так и для специфических групп сотрудников, например, стажеров.
  2. методы могут быть использованы для того, чтобы помочь менеджерам научиться давать оценку своим подчиненным по всем аспектам производительности в процессе их повседневной работы.
  3. методы могут быть использованы как дополнение к уже используемому формальному методу УПОПП с целью повысить эффективность последнего. В этом случае метод поможет менеджерам повысить уровень уверенности в себе в момент, когда им нужно объяснить сотруднику данную ему оценку, а также позволить улучшить количественные и качественные показатели беседы, в рамках которой производится объявление оценки.4

Информация о работе Формальное и неформальное управление