Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа
Процесс организации системы реализуется с помощью организационных средств.
Введение 3
Понятие управления. 5
Признаки формального и неформального управления. 10
Функции формального и неформального управления. 12
Виды структур организаций, осуществляющих формальное и неформальное управление. 14
Источники возникновения формального и неформального управления. 16
Различия между формальным и неформальным управлением. 17
Анализ бюрократических принципов как высшего проявления формального управления (Россия). 19
Динамика развития неформального управления. 23
Сочетание формального и неформального управления. 25
Заключение. 29
Список используемой литературы. 32
Как уже было сказано выше неформальное управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением.
Признаки формального управления является опора на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:
-
использование
Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:
Хочется
подробнее остановится на лидерстве,
т.к. менеджер – ключевая фигура в
управлении организацией, а лидерство
– венец управленческой деятельности.
Лидерство – это тип
Вышеперечисленные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии между людьми в рамках любого вида деятельности.
Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека (рис.1).
Функции неформального управления:
Функции формального управления:
Виды структур организации осуществляющих формальное управление:
Включает подчиненных лиц, которые непосредственно отчитываются перед определенным руководителем. Подчиненная взаимосвязь между менеджером отдела и инспекторами или между старшей медицинской сестрой ее подчиненными характерна для административной структуры.
Включает рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект, например деятельность клерков в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется справедливо разрешить иск. Решение этих необходимых задач и осуществление нужных взаимодействий создаются условия для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти структуры имеют значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.
Виды структур, осуществляющих неформальное управление:
Отдельные лица, которые могут не быть членами одной и той же административной или оперативной структуры, могут объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.
Многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.
Мотивы членства рабочих и служащих в тех или иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные и административные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе. Неформальные группы имеют важное значение, удовлетворяя основную человеческую потребность в общении.
Хотя
группы друзей неформальны, менеджерам
следует попытаться, если возможно,
позитивно воздействовать на них, направив
их усилия на достижение целей организации.
Пути воздействия на такие группы
– это налаживание хороших
отношений с лидером группы, обучение
лидера групповому поведению и поддержка
усилий членов группы сохранить групповые
отношения.
Ступени возникновения и развития процесса неформального управления:
Существует три источника возникновения неформального управления:
В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.
Неформальное управление исходит от отдельной личности. Формальное управление обусловлено положением организации
В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу вверх, а в формальных подчиняется иерархическим полномочиям и управляет сверху вниз
Различаются на угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.
Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, а также каналы в форме виноградной лозы, плохо определенные и пресекающие постоянные каналы – в неформальном руководстве.
В неформальную организацию включаются только те, кто «приемлемы», межличностные отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус.
Несмотря
на то, что существуют два типа управления
в России, преобладает формальное
руководство. Поэтому необходимо рассмотреть
такую особенность формального управления
как бюрократия.
Все
современные формальные организации
являются по своей природе
К исследованию бюрократии неоднократно обращались социологи (М.Вебер, П.М.Блау,Дж.Унклер). наиболее значительный вклад в него внес немецкий социолог М.Вебер. Он ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику: