Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:59, контрольная работа
Управлять - это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.
ФГБОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная
академия
Экономический факультет
Личное дело ( номер зачетки )
Регистрационный № в деканате
Дата поступления в деканат « » 20 г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По ( предмет )
На тему
Фамилия И.О. ( студента )
Специальность (Профиль)
Курс
Группа
Форма обучения
Год поступления
Ф. И. О. преподавателя
Регистрационный № на кафедре
Дата поступления на кафедру « » 20 г.
формального и неформального управления.
Формальное и неформальное управление
Управлять - это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.
Неформальное
управление отражает
В деятельности
человека и в развитии
Иногда бывает ошибкой стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Но на Западе все большее распространение получает такой вид забастовки, как "работа по правилам". И такая забастовка обычно воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа только формальная, без энтузиазма и творчества, сегодня воспринимается как отрицательное явление.
Признаки формального управления является опора на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:
- использование
- жесткий контроль исполнения,
- учет только тех факторов работ
Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:
- слабые и сильные стороны
человеческой натуры (уважение, авторитет,
самолюбие, психологическая
- система индивидуальных или коллективных ценностей;
- лидерство.
Функции неформального управления:
- реализация общих материальных
и социальных интересов. Это может
быть заинтересованность в
- защита от чрезмерного
- получение и передача
- облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
- сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
- удовлетворение потребностей
в групповой принадлежности, в
признании уважении и
- создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия; формальный управление руководство
- адаптация и интеграция новых
и молодых сотрудников. Принятие
их в коллектив помогает им
быстрее адаптироваться к требо
Функции формального управления:
- установление статусов, прав и обязанностей членов группы;
- жесткое определение и
- обеспечение единства всех составных частей организации;
- связь различных подразделений с ее общими целями;
- целесообразное общественное разделение труда;
- обеспечение повышения
Виды структур организации осуществляющих формальное управление:
1. Административная структура
2. Оперативная структура
Виды структур, осуществляющих неформальное управление:
1. Структуры по интересам. Отдельные
лица, которые могут не быть
членами одной и той же админис
2. Группы на основе дружбы. Многие
группы формируются на
Мотивы членства
рабочих и служащих в тех
или иных группах характерны
для подавляющего большинства г
Хотя группы друзей неформальны, менеджерам следует попытаться, если возможно, позитивно воздействовать на них, направив их усилия на достижение целей организации. Пути воздействия на такие группы - это налаживание хороших отношений с лидером группы, обучение лидера групповому поведению и поддержка усилий членов группы сохранить групповые отношения.
Ступени возникновения
и развития процесса
- осознанно, стихийно объединяются отдельные группы людей для управления и регулирования каких-либо событий. Основой объединения обычно становятся более осознанные эмоции - ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо.
Неформальное управление уже органично развивается, борясь с какой-либо внешней постоянной опасностью стремление укрепления процесса управления на предприятиях и организациях объединение людей для более масштабного управления.
Причины побуждающие
вступать в неформальные отноше
- чувство принадлежности. Удовлетворение
потребности в чувстве
- взаимопомощь. Естественно, можно
обратиться за помощью к
- защита. Люди всегда знали, что
сила - в единстве. В силу этого
важной причиной вступления в
неформальные отношения
- общение. Люди хотят знать, что
происходит вокруг них. Поскольку
в формальных отношениях
- симпатия. Люди часто вступают
в неформальные отношения
Существует три источника возникновения неформального управления:
1. Функциональная недостаточность самой формальной организации;
2. Социальная интеграция в
3. Разделение феноменов функций и личности (индивид может варьировать средства)
Различия между формальным и неформальным управлением:
- по структуре:
неформальному управлению присуще спонтанное возникновение, а формальному - запланированное организацией. Основная причина возникновения формальных отношений - эмоции, а неформальных - достижение цели. Формальное управление отличается от неформального стабильностью
- по целям:
В формальных организациях основное - достижение целей организации, в неформальных же - удовлетворение потребностей группы.
- по источнику влияния
Неформальное
управление исходит от
В неформальных
организациях человек обладает
личной властью и руководит
снизу вверх, а в формальных
подчиняется иерархическим
- по средствам контроля: различаются на угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции - в неформальном.
- по коммуникациям
Выделятся официальные
каналы, хорошо определенные и
передаваемые по официальным
линиям используемые в
В формальной организации присутствуют все члены рабочей группы, межличностные отношения предписываются должностной инструкцией, руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат функциональные обязанности или положение.
В неформальную организацию включаются только те, кто "приемлемы", межличностные отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус.
Несмотря на то, что существуют два типа управления в России, преобладает формальное руководство. Все современные формальные организации являются по своей природе бюрократическими. Часто бюрократия ассоциируется с неэффективностью, бесполезностью, волокитой. В такого рода управлении нередко средства деятельности превращаются в цели. В таких организациях наличествует четкая иерархия авторитетов, в которой реализуется "цепь" команд сверху. Каждый высший авторитет осуществляет контроль за авторитетом, занимающим более низкое положение в иерархической структуре. Горизонтальные связи отсутствуют.