Формальное и неформальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

Управлять - это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

На всех уровнях данной организации имеются письменные предписания, которыми руководствуются официальные лица.

Каждый работник получает фиксированный оклад; для получения более высокого оклада индивид должен поступательно продвигаться по служебной (карьерной) лестнице.

      Никто из членов  организации не владеет материальными  ресурсами, которыми он оперирует.

      В целом бюрократия  все более отдаляет рабочих  от участия в управлении.

В нашей стране с удивительной регулярностью появляются грозные указы "о сокращении административно-управленческого персонала", но через самое короткое время количество министерств и ведомств с обширным чиновничьим аппаратом вырастает вновь.

      Одним из блестяще отработанных бюрократий способов уклонения от личной ответственности является нехитрый метод передачи решения вопроса коллегиальному органу, различным комиссиям и совещаниям - призыв "поручить комиссии рассмотреть данный вопрос более глубоко и всесторонне" вызывает настороженность у опытного руководителя. Другой блестящий бюрократический прием, известный еще древним римлянам и отшлифованный за столетия до удивительного совершенства, - метод подмены дела словом.

      Сложность борьбы  с бюрократией заключается в том, что не всегда удается распознать, кто прячется под маской добросовестного сотрудника, старающегося сохранить административный порядок и зачищающий организацию от волюнтаризма и хаоса. Ошибочно принимать за бюрократа каждого работника аппарата управления, отождествлять бюрократизм с организованностью и порядком, без которых немыслим труд коллектива. Ведь бюрократия реализует свою власть на основании формализованных в принципе разумных правил, правомерность которых закреплена в служебных инструкциях и законах. Таким образом, бюрократия проявляется в легальном господстве и становится выразителем воли закона, гарантом объективной рациональности при жесткой иерархии и выраженной централизации управления.

      Существенно подрывают основы бюрократии, расширяющиеся с каждым годом компьютерные методы обработки информации, так как они объективны и широко открыты для всех пользователей. Компьютер претендует раскрыть общественности даже такие охраняемые тайны, как наличие билетов на самолет или свободных мест в гостинице.

Преувеличение или усиление роли формального управления ведет к охарактеризованному выше бюрократизму, делает управление бездушным, механическим и тем самым снижает его эффективность. Но вообще без формального управления также не может быть не только эффективного, но и нормального управления.

     Преувеличение роли  неформального управления, особенно  без учета конкретных обстоятельств  работы, анализа ситуации, также  чревато отрицательными последствиями. В этом случае управление может рождать бесконечные конфликты, подхалимство, безответственность, протекционизм.

Поэтому для более правильного управления организацией необходимо сочетать формальное и неформальное управление.

      Факторы, от которых  зависит сочетание формального и неформального управления:

- качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика  личности (самообразование, профессиональный  рост и прочее);

- личность менеджера: человеческие  качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;

- социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет  на возможности варьировать соотношение  формального и неформального  управления;

- психологический климат, существующий  в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности. Это касается многих проблем;

- тип управления: стратегическое, инновационное, маркетинг, корпоративное, антикризисное и прочее;

- интересы, ценности и мотивы, господствующие  в коллективе;

- динамика развития коллектива, фирмы, организации

     В понимании формального  и неформального управления могут  проявляться различные тенденции  изменения их сочетания. Существуют  объективные границы этих изменений, за которыми формальное управление или, точнее попытка формализации управления ведет к неустойчивости управляемой системы и в дальнейшем к ее разрушению. Это ситуация превращения человека в машину, робот.

      Но есть объективные  границы усиления неформального управления в рамках определенной организации или, точнее, определенного уровня управляемости. За этой границей система также скатывается к кризисным ситуациям и разваливается. Это ситуация превращения человека в машину, робот.

       Но есть объективные границы усиления неформального управления в рамках определенной организации или, точнее, определенного уровня управляемости. За этой границей система также скатывается к кризисным ситуациям и разваливается. Это ситуации безответственности, отсутствия контроля, конфликтности.

       Но если сочетание  формального и неформального  управления строится в условиях  повышения управляемости, тогда  степень формализации управления  имеет предел, потому что превратить  человека в робота невозможно. А вот степень неформального управления может увеличиваться неограниченно. Это объясняется тенденциями развития человека, его сознания, профессиональной подготовки, системы ценностей и прочее. И тогда изменение соотношения формального и неформального управления приобретает другую форму, и тенденции изменения этого сочетания становятся разнообразными, предполагают выбор одной из них по динамическим характеристикам роста соотношения формального и неформального управления.

       Методология управления  также является важнейшим фактором сочетания формального и неформального управления. Она определяет необходимость использования научного, системного анализа в управлении. Построить необходимое сочетание невозможно без глубокого понимания всех факторов активизации деятельности человека в конкретных условиях его работы, без изучения господствующих в коллективе ценностей и интересов.

     И еще один фактор - искусство управления. Именно в  сочетании формального и неформального  управления наиболее ярко и  зримо проявляется то, что называется искусством управления.

Искусство управления представляет собой соединение, и не просто соединение, а определенного вида комбинацию способностей, человеческих качеств, опыта и профессионализма менеджера.

      Ведь в определении  меры неформального управления имеет значение интуиция менеджера, способность предвидения и реализм, ощущение опасности и приобретение уверенности. Все это уходит в область искусства управления.

      В области неформального  управления находится управление  менеджером со стороны персонала. Неверно считать, что только менеджер управляет коллективом, что не существует обратного воздействия. И это воздействие не случайное, оно играет определенную роль в общих процессах управления.

Обратное воздействие выступает чаще всего в виде реакции коллектива на решения, принимаемые менеджером, и не может не влиять на поведение менеджера в дальнейшем, не может не корректировать процессы управления.

Неформальное управление способствует видению реакции коллектива, своевременному распознаванию изменений в его отношении к делу, миссии, менеджеру. Неформальное управление способствует общей оценке состояния управления. С другой стороны, оно влияет на благоприятные реакции коллектива на действия менеджера, потому что предполагает наличие доверия не только менеджера к подчиненным, но коллектива к менеджеру.

Развитие неформального управления включает в себя:

1.преодоление широко распространенного  негативного,

2. пренебрежительного отношения  к неформальному управлению,

3. признание этого вида управления и работа с ним.

      При этом важно  помнить, что ликвидация неформальных  отношений могут сделать нежизнеспособными  и формальные отношения; внимательный  учет мнения сотрудников при  неформальном управлении, поощрение  тех из них, которые помогают достижению целей организации. Необходимо всячески избегать противостояния формального и неформального лидеров;

постоянный учет влияния принимаемых решений, и в первую очередь на неформальные отношения и недопущение негативных последствий такого влияния.

      Обязательное включение  в процесс принятия важных  решений участников неформального  управления. Это устраняет или  ослабляет сопротивление таких  отношений принятым решениям.

      Систематическое  обеспечение участников неформальных  отношений достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения.

      Таким образом, можно  сделать вывод, что влияние формального  и неформального управления на  межличностные отношения играет очень большую роль в процессе развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Официальные  отношения регламентируются соответствующими  инструкциями, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются  никем и ничем. Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана она становится также и социальной средой, где правила взаимодействия людей формируются отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается множество других объединений - неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

          Неформальная  организация - спонтанно образовавшаяся  группа людей, которые вступают  в регулярное взаимодействие  для достижения определенной  цели. Эти цели являются причиной существования такой неформальной организации.

         Отношения  между членами такой группы  формируются на основе личных  симпатий. Члены группы связаны  общностью взглядов, склонностей  и интересов. Здесь нет списка  членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

           Неформальные  организации или группы существуют  в каждой организации. Они неизменно "вырастают" из дружеских отношений  и отношений, не определяемых  организационной схемой.

Большинство руководителей формальных организаций к неформальному управлению относятся отрицательно, считая его результатом плохого руководства. Однако для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

          У неформальных  организаций много общего с  формальными, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы схожим с формальными организациями роде - у них есть своя иерархия, лидеры и задачи. Формальные организации создаются по заранее задуманному плану. Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.

 

Список литературы

 

1. Кнорринг В.И. Теория, практика  и искусство управления: Учебник  для вузов по специальности "Менеджмент". М.: Издательство: НОРМА - ИНФРА-М, 2013.

2. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный  менеджмент,2005.

3. Менеджмент / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу, М.: ФБК-Пресс, 2014.

4. Самыгин. Психология управления: Учебное пособие. Издательство. "Феникс": Ростов-на Дону, 2009.

5. Удальцова М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Формальное и неформальное управление