Формальное и неформальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является формальное и неформальное управление.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить формальные и неформальные группы;

- изучить факторы, влияющие на сочетание формального и неформального управления

- ознакомиться с проблемами сочетания формального и неформального управления

- определить решение проблем сочетания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 6
1.1. Понятие формальных групп 6
1.2. Признаки, функции и виды формального управления 8
2. НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 10
2.1. Понятие неформальных групп 10
2.2. Признаки, функции и виды неформального управления 13
3. СОЧЕТАНИЕ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
3.1. Факторы, влияющие на сочетание формального и неформального управления 16
3.2. Модели решения проблемы сочетания формального и неформального управления 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Изо дня в день, используя формальное управление для выполнения производственных задач, люди одновременно внедряют и  неформальное руководство. Почвой для  возникновения неформальных отношений  являются дружеские: отношения на основе общих интересов, приятельских чувств.

Несмотря  на то, что неформальные организации  созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является формальное и неформальное управление.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

- изучить  формальные и неформальные группы;

- изучить  факторы, влияющие на сочетание  формального и неформального управления

- ознакомиться  с проблемами сочетания формального  и неформального управления

- определить  решение проблем сочетания.

1. ФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1.1. Понятие формальных групп

 

     Формальные  группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру должностей, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта. Формальные группы  обычно создаются по инициативе сверху, как правило, вышестоящим руководством для выполнения определенных организационных задач, хотя иногда они могут создаваться и по инициативе снизу, например, в том случае, когда несколько знакомых, приятелей объединяют свои капиталы, усилия и создают совместное предприятие. Отличительными признаками формальной группы являются: четко определенный состав и структура, в том числе организационные нормы; общие для группы задачи; жесткое определение и распределение ролей; однозначное установление статусов, прав и обязанностей членов группы. По мнению М.Х.Мескона в организации существует три основных типа формальных групп:

- командная группа;

- рабочая (целевая) группа;

- комитеты.

      Командная группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Например, президент компании и старшие вице-президенты; директор магазина и заведующие отделами; командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.

      Второй  тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит  из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компаний как “Хьюлетт-Паккард”, “Моторола”, “Техас Инструментс” и “Дженерал Моторс”. Более двух третей от общего числа сотрудников компании “Техас Инструментс” (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективно¬сти компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.

      Третий  тип формальной группы – комитет  – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для  выполнения какого-либо задания или  комплекса заданий. Имеются два основных типа комитетов: специальный и постоянный. Специальный комитет – это временная группа, сформированная для выполнения определенной цели. Руководитель банка может образовать специальный комитет для выявления проблем в обслуживании клиентов, а также альтернативных способов их корректировки. Конгресс часто создает специальные комитеты для изучения особых проблем или для решения деликатных вопросов. Постоянный комитет – это перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Примером является совет директоров. Совет директоров может быть поделен на постоянные комитеты, такие как ревизионная комиссия, финансовая комиссия и исполнительский комитет.

     Все командные и рабочие группы, а  также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив.

      Теперь  уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации  имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше веро¬ятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразде¬ления и организации в целом.

1.2. Признаки, функции и виды формального управления

 

     Признаками  формального управления является опора  на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные  положения:

- использование  административных рычагов воздействия  (приказ, установленная административная  ответственность, дисциплинарное  требование и прочие),

-  жесткий  контроль исполнения,

- учет  только тех факторов работы, которые  укладываются в установленный порядок.

     Функции формального управления:

- установление  статусов, прав и обязанностей  членов группы

- жесткое  определение и распределение  ролей

- обеспечение  единства всех составных частей  организации,

- связь  различных подразделений с ее  общими целями

- целесообразное  общественное разделение труда

- обеспечение  повышения эффективности за счет  известного ограничения разнообразия  в организации

     Виды  структур организации осуществляющих формальное управление:

- административная  структура

     Включает  подчиненных лиц, которые непосредственно отчитываются перед определенным руководителем. Подчиненная взаимосвязь между менеджером отдела и инспекторами или между старшей медицинской сестрой ее подчиненными характерна для административной структуры.

- оперативная  структура

     Включает  рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или  проект, например деятельность клерков  в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков  должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется справедливо разрешить иск. Решение этих необходимых задач и осуществление нужных взаимодействий создаются условия для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти структуры имеют значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

2.1. Понятие неформальных  групп

 

     Несмотря  на то, что неформальные организации  создаются не по воле руководства, они  являются мощной силой, которая при  определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.

     В производственных  условиях часто требуется и защита, например от вредных условий производства, снижение заработной платы, увольнения. Эту защиту можно найти в неформальной группе.

     Часто неформальные организации используют неформальную информацию, так называемые слухи, которые являются предметом удовлетворением тщеславия отдельных личностей. В группе также можно выразить свой симпатии и получить удовлетворение от общение с другими работниками. Неформальные группы вырабатывают свои нормы поведения и требует от своих членов поведения в рамках существующих норм.

     Неформальная  организация - это спонтанно образовавшееся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальной организации, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация - это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляют их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

     У неформальных организаций много  общего с формальными организациями, в которых они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются написанные правила, называемыми нормами которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрения и санкций. Специфика в том, что формальная организация создона по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. На рисунке 1 мы видим разницу в механизмах образования формальных и неформальных организаций.

     

     Неформальные  групп, как правило, сопротивляются производственным переменам, которые могут вызвать угрозу существования группы. В виде угрожающих факторов могут выступать расширение производства, внедрение новой технологии, реорганизация. Следствием этих факторов является приход новых людей, которые могут посягнуть на установившиеся отношения в неформальной организации.

     Так же, как и формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает  свое положение, добиваясь власти и  применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу нет  никаких серьезных различий в средствах, переменяемых лидерами формальных и неформальных организации, для оказания воздействия. Их существенно отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки  формальной организации. Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческого персонала формальной организации, очень часто он занимает там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.

   Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации, включая: возраст, должностное положение, профессиональную компетентность расположение рабочего места, свободу передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе системой ценностей. Так, например, в некоторых неформальных организациях пожилой возраст может считаться положительной характеристикой, а в других – наоборот. 

2.2. Признаки, функции  и виды неформального  управления

 
 

     Признаками  неформального управления является опора на человеческие неформальные отношения (слабые и сильные стороны  человеческой натуры, уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность, система индивидуальных или коллективных ценностей, лидерство и т.д.)

     Неформальные  группы выполняют ряд функций, важных для их членов.

К числу  функций неформальных групп относятся  следующие:

Информация о работе Формальное и неформальное управление