Формальное и неформальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является формальное и неформальное управление.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить формальные и неформальные группы;

- изучить факторы, влияющие на сочетание формального и неформального управления

- ознакомиться с проблемами сочетания формального и неформального управления

- определить решение проблем сочетания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 6
1.1. Понятие формальных групп 6
1.2. Признаки, функции и виды формального управления 8
2. НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 10
2.1. Понятие неформальных групп 10
2.2. Признаки, функции и виды неформального управления 13
3. СОЧЕТАНИЕ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
3.1. Факторы, влияющие на сочетание формального и неформального управления 16
3.2. Модели решения проблемы сочетания формального и неформального управления 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     В нашей стране с удивительной регулярностью  появляются грозные указы «о сокращении административно-управленческого персонала», но через самое короткое время  количество министерств и ведомств с обширным чиновничьим аппаратом вырастает вновь.

     Бюрократ  – талантливый конформист, блестяще владеющий искусством воздействия  на личность. Беспощадно точно сказала  помощница Рейгана Элизабет Доул, что Президенту в его окружении  не нужны сотрудники, умеющие только поддакивать.  «Если он говорит «нет», то и мы все говорим «нет». К сожалению, это правило распространяется на окружение практически любого начальника. Законы бюрократии определяют ценность работника по его умению соблюдать установленные правила, ритуалы, оберегать иерархические устои и поддерживать статус-кво во всех случаях служебной практики.

     Одним из блестяще отработанных бюрократий способов уклонения от личной ответственности  является нехитрый метод передачи решения  вопроса коллегиальному органу, различным  комиссиям и совещаниям – призыв «поручить комиссии рассмотреть данный вопрос более глубоко и всесторонне» вызывает настороженность у опытного руководителя. Другой блестящий бюрократический прием, известный еще древним римлянам и отшлифованный за столетия до удивительного совершенства, - метод подмены дела словом.

     Однако  бюрократия как форма организации  имеет не только недостатки, но и  преимущества.

Преимущества  бюрократии:

    - возможность принимать решения  согласно общим критериям

   - заинтересованность в поддержании  высокого уровня компетенции                          служащих

   - уменьшение коррупции благодаря  полной занятости и фиксированному                        окладу 

Недостатки  бюрократии

   - сдерживание  инициативы работников

   - исключение из процесса экспертизы талантливых людей

   - неспособность полностью ликвидировать  коррупцию

     Сложность борьбы с бюрократией заключается  в том, что не всегда удается распознать, кто прячется под маской добросовестного  сотрудника, старающегося сохранить  административный порядок и зачищающий организацию от волюнтаризма и хаоса. Ошибочно принимать за бюрократа каждого работника аппарата управления, отождествлять бюрократизм с организованностью и порядком, без которых немыслим труд коллектива. Ведь бюрократия реализует свою власть на основании формализованных в принципе разумных правил, првомерность которых закреплена в служебных инструкциях и законах. Таким образом, бюрократия проявляется в легальном господстве и становится выразителем воли закона, гарантом объективной рациональности при жесткой иерархии и выраженной централизации управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Изучив  в полной мере весь имеющийся материал, мы пришли к выводу,  что преувеличение  или усиление роли формального управления ведет к бюрократизму, делает управление  бездушным, механическим и тем самым снижает его эффективность. Но вообще без формального управления также не может быть не только эффективного, но и нормального управления. В свою очередь преувеличение роли неформального управления, особенно без учета конкретных обстоятельств работы, анализа ситуации, также чревато отрицательными последствиями. В этом случае управление может рождать бесконечные конфликты, подхалимство, безответственность, протекционизм.  И только неформальная обстановка в сочетании с формальной позволяет создать условия необходимые для реализации потребностей человека.

     Опытный менеджер почувствует наличие неформальной структуры и попытается использовать ее преимущества. Для этого требуется  выполнение следующих тезисов:

- признать неформальную организацию и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации;

- прислушиваться к мнению членов и лидеров неформальных групп;

- для предотвращения слухов сделать более доступной официальную информацию;

- уметь выявлять и ликвидировать «игры», которые ведут работники с руководителями организации;

     Итак, неформальная организация может  помочь формальной в достижении ее целей, поэтому руководство должно признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2003.-216с. – (Серия «Высшее  образование»)
  2. Бердичевская Н.Ф. Организационное поведение: Текст лекций. –Ульяновск: УлГТУ, 1998.- 160 с.
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник.- М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада,Лтд» 1996.- 384с.
  4. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.-М.: ТД «Элит-2000», 2003.-546с.
  5. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент.- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербург 1992.
  6. Егоршин А.П. Управление персоналом.- 2-е изд. - Н.Новгород: НИМБ,1999. – 624С., вкл.
  7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин. – 6-изд., стереотип.- мн.: Новое знание,2003.-336с.
  8. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: - М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1996.-304 с.
  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 704с.
  10. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998.-279с. – (Серия «Управление персоналом»)
  11. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева.- М.: ИНФРА - М, 2002.-288С.- ( Серия «Высшее образование»)
  12. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2003.- 300с.
  13. Основы менеджмента: Учебное пособие/ А.Ф. Андреев, Н.В. Гришина, С.Г. Лопатина и др.; Под общ. Ред. С.Г. Лопатиной.-М.: Юрайт, 1999.-295 с.
  14. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов/ Д.Д.Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова- Высшая школа, 2003.-376 с. ил.
  15. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2002.-669 с.
  16. Управление персоналом организации.: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: ИНФРА – М, 2002.-638с. – ( Серия «Высшее образование»)
  17. Егоршин А.П. Управление персоналом. – 2-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с.
  18. Минаев Э.С. Менеджмент персонала: функции и методы. – М., 1993
  19. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело,2001
  20. Силин А. Н. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. - Тюмень: ТГУ, 2003
  21. Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. - М.: «Дело» 2003
  22. http://strategy.narod.ru/diplom/kadrmanag.htm
  23. http://www.5ballov.ru/referats/preview/36127
  24. http://petrolion.boom.ru/5yp.htm
  25. http://enbv.narod.ru/text/Econom/maslov/str/04.html#2
  26. http://www.ahrm.ru/article/a-6.html
  27. http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=340
  28. http://slovari.yandex.ru

Информация о работе Формальное и неформальное управление