Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:40, контрольная работа
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства, такого как Российская Федерация. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Введение……………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Развитие государственного устройства Российской Федерации……4
Глава 2 Федеративное устройство России……………………………………………………7
2.1 Общая теория Федеративного устройства……………………………………………7
2.2 Принципы Федеративного устройства современной России………………11
Заключение……………………………………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………………………………20
-субъекты
федерации обладают правом
-существует
единое союзное гражданство и
гражданство федеральных
-основная
общегосударственная
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на: территориальные (союзное государство); национальные (союз государств); территориально-национальные (приложение №2).
Основное
различие между территориальными и
национальными федерациями
Территориальная федерация
Территориальная
федерация характеризуется
-центральная
власть обладает верховенством
по отношению к высшим
-субъекты
федерации конституционно
-конституционное
законодательство не
-управление
вооруженными силами
Национальная федерация
Национальная
федерация характеризуется
-субъекты
федерации - национально-государственные
образования, отличающиеся
-национальная
федерация строиться на
-все субъекты
современной национальной
-высшие государственные
органы формируются из
-в основе
национальной федерации лежит
право наций на
Территориально-национальная федерация
Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных
2.2 Принципы
федеративного устройства
Федерация —
одна из разновидностей государственного
устройства (другой его вид —
унитарное государство). Государственное
устройство является в свою очередь
элементом формы государства (наряду
с формой правления и политическим
режимом). Государственное устройство
характеризует строение государства,
его структуру (в национально-
Федеративное устройство Российского государства — это его национально- территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.[7]
Российская
Федерация имеет ряд
Вот почему
Российская Федерация с самого начала
ее создания являлась одновременно и
национальным государством русского народа,
составляющего подавляющее
Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики.
Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Но главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.
Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.
Однако несмотря на изменение многих ее черт Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя. Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации.[9]
Государственная
целостность означает, что Российская
Федерация — цельное, единое и
нераздельное, хотя и федеративное,
государство, включающее другие государства
и государственные образования.
Они не имеют права выхода из состава
Федерации, что соответствует
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе
Российской
Федерации (тогда РСФСР) в основном
создавались центральной
В преамбуле
нынешней Конституции РФ подчеркивается,
что многонациональный народ
Российской Федерации сохраняет
исторически сложившееся
Единство
системы государственной
Вне пределов
компетенции Российской Федерации
эти субъекты обладают всей полнотой
государственной власти. Однако они
должны признавать конституционное
разграничение компетенции
В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
Законы и
иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, регулирующим
первые две группы вопросов. В случае
же противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный
закон. Однако при противоречии между
федеральным законом и
В числе принципов
федеративного устройства России —
принципы равноправия и самоопределения
народов в Российской Федерации.
Значение их подчеркнуто в преамбуле
Конституции РФ. Россия является многонациональным
государством, и ее федеративное устройство
это отражает. Мировой опыт федерального
строительства свидетельствует, что
в некоторых случаях
В настоящее
время РФ включает субъекты федерации,
образованные по национальному (национально-территориальному)
принципу (республики, автономная область,
автономные округа) и по территориальному
(края, области, города Москва и Санкт-Петербург).
При этом население республик, автономных
образований имеет
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.[12]
Информация о работе Форма государственного устройства Российской Федерации и ее особенности