Финансово-промышленные группы. Сущность. Формы. Развитие в мире и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение финансово-промышленных групп как в нашей стране, так и в мире.

Задачи работы:

1.Определение сущности финансово-промышленных групп.

2. Обозначить основные формы финансово-промышленных групп.

3. Рассмотреть развитие финансово-промышленных групп в России и за рубежом.

4. Выявить причины, тормозящие развитие ФПГ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Индустриальные финансово-промышленные группы……………5-15

1.1 Формы организации промышленности…………………………………..5-6

1.2 Сущность финансово-промышленных групп и их классификация……6-11

1.3 Отраслевое распределение финансово-промышленных групп……….11-13

1.4 Задачи региональных финансово-промышленных групп. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие………………………………………………………………………13-15

Глава 2. Развитие финансово-промышленных групп в мире и в России. 16-24

2.1 Развитие финансово-промышленных компаний Тюменской области.16-18

2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения………….18-19

2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения………………….19-20

2.4 Холдинговые компании России…………………………………………20-21

2.5 Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов за рубежом и в России…………………………………………21-24

Заключение. ………………………………………………………………….25-26

Список источников………………………………………………………….27-28

Файлы: 1 файл

курсовая по мфгп.docx

— 50.30 Кб (Скачать)

  Новая  модель развития,  больше традиционная  для международных нефтяных компаний, позволила активно  развивать  все направления деятельности: от  разведки и добычи  нефти до производства  и реализации нефтепродуктов.

  В  2000 году была  развернута масштабная  программа по увеличению  нефтедобычи.  Связана она главным образом   с использованием современных   методов управления   разработкой  месторождений, повышением  эффективности  эксплуатации  и качества  строительства новых  скважин. Благодаря стратегическому  альянсу с международной сервисной  компанией  Schlumberger был сделан настоящий технологический прорыв.

   Первым  совместным проектом  стало проведение  гидроразрывов  нефтяных  пластов. В дальнейшем спектр  оказываемых  Schlumberger  услуг расширился. Сегодня он включает  бурение горизонтальных скважин и зарезку боковых   стволов. До сих пор « Сибнефть» остается одним из лидеров в этих направлениях.

  Всего через год  в основной  ресурсной базе, коей являлся  Ямало-Ненецкий округ   Тюменской области, добавилась новая - в мае 2001 года   была получена первая  промышленная нефть на Крапивинском  месторождении в Омской области.

  С  ростом нефтедобычи  появляется  потребность  в модернизации Омского  нефтеперерабатывающего  завода - крупнейшего  в России и одного из самых мощных в мире. В 2001 году  была построена установка  алкилирования. Она сменила  устаревшую   и позволила начать   производство   высокооктанового бензина АИ-98 в промышленных объемах. Была реконструирована  установка   каталитического  крекинга  и смонтирована  автоматическая  линия налива   автомобильных  масел, что превратило  ОНПЗ  во второго по величине  производителя масел  в России.

     Сегодня Омский  нефтеперерабатывающий завод выпускает более 130  наименований  продукции. Среди них капролактам и параксилол, широко  применяемые   при производстве   тканей, ковровых  покрытий и одежды. В пищевой промышленности используют инертный газ, углекислоту, в том числе и твердую- сухой лед. Очень ценится   полиэтилентерефлатан - полимер, необходимый  в производстве  полиэфирного  волокна.

  В  свой  юбилейный год « Сибнефть»  запускает  реконструированную  установку  миллионного  риформинга, что позволит   увеличить выпуск  экологически  чистых бензинов. Проект, в рамках  которого происходит  модернизация  Омского  нефтеперерабатывающего  завода, рассчитан  до 2015 года.

  Развитие  же  сбытовой сети  « Сибнефти»   уже давно вышло  за пределы   Омской области. Бензины, дизельное  топливо, масла  реализуются  через  розничные  и оптовые сети  в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском регионе.

  Сегодня   сеть АЗС « Сибнести» по  югу Тюменской  области  насчитывает более 80 автозаправочных станций. Всего за четыре  года  было реконструировано 40 АЗС,  9 было  построено « с нуля». 

В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт» начало программу  переоборудования  автозаправочных  станций  в многотопливные комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти»  в Тюменском регионе  реализуют  не только традиционные  автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный  газ. Аккредитированная испытательная  лаборатория  предприятия позволяет  полностью контролировать  качества топлива, которое поступает  с Омского  нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие   проводит и природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе  рекуперации паров, рекультивации  земель и других. Только в 2004 году  на экологию  было потрачено  около 12  миллионов  рублей.

  Являясь   частью  крупной  компании, ОАО   « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт»  поддерживает  высокие стандарты  « Сибнефти».7

2.2 Развитие финансово-промышленного  автомобилестроения

  Крупнейшему   российскому производителю  автомобилей-  АВтоВАЗу- летом  2005 года удалось   отыграть  свои позиции  на  рынке.

  В  июне 2005 года  компания  увеличила  объем  продаж  в России относительно  соответствующего  периода предыдущего  года на 10%- до 55 360 автомобилей.

  Рост  доходов населения  и большая  масса  свободных денежных   средств  в обращении подстегивают  спрос и на иномарки, и на  Lada.

  Объем  продаж  на  российском автомобильном рынке  по итогам первого  полугодия 2005 года вырос  на 2,5 % по  сравнению  с аналогичным периодом  2004-го. За первое  полугодие   выручка АвтоВАЗа составила  61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем   за соответствующий период  прошлого года.

  Во  втором полугодии  борьба  между   новыми  иномарками  и АвтоВАЗом   станет  еще  более  ожесточенной:  ведь в продаже появились   новые модели – Renault  Logan и Ford Forus II.

 Со  стороны  российской   автопромоадекватный  ответ на притязания иностранных производителей- это  Lada Kalina. До конца года   в торговые сети  поступит  около 20 000 автомобилей данной модели.8

2.3 Развитие финансово-промышленного  судостроения

  Крупнейшая  российская судоходная  компания  « Совкомфлот»  планирует  увеличить портфель  заказов  на перевозку  сжиженного  природного газа (СПГ). Пытаясь  закрепиться  на зарубежных рынках, перевозчик   одновременно заявляет, что главная ставка будет  сделана  на российскую добычу  газа.

  Выиграв  тендер  в рамках   индонезийского  проекта  « Тамгу», «Совкомфлот»  сейчас  готовится  к конкурсам  в Йемене и катаре. Руководитель  группы  маркетинга  и новых проектов   компании Дмитрий  Русанов  говорит, что  главная ставка в перевозке  СПГ  будет сделана на российский рынок, однако зарубежные  контракты сейчас необходимы, чтобы получить  достаточный опыт  в транспортировке газа.9

  Отсутствие  опыта стало  причиной создания   совместного  предприятия   с японским партнером  в проекте « Сахалин-2». В октябре 2004г. перевозчик в альянсе  Yuson Kaisha ( NYK) выиграла  конкурс на строительство двух  газовозов и транспортировку СПГ на Сахалине. Но поскольку «Совкомфлот» не работал с СПГ, его доля  в проекте  составила -40%, а у  NYK- 60%.

  Между   игроками  существуют договоренности  о  возможном  увеличении  доли  российской  компании до 50%. При этом  за право участвовать   в транспортировке  СПГ   перевозчику пришлось  активно  конкурировать  с мировыми игроками, несмотря на  то, что проект  разрабатывается   на условиях  СРП (соглашения о разделе продукции).

  Участие   « Совкомфлота»  в проекте   в Финском заливе  позволит  компании увеличить   собственный  портфель заказов. Кроме того, «Совкомфлот»  рассматривает  и возможные варианты  выхода   на публичные рынки капитала.

2.4 Холдинговые компании  России

  Что  касается   организационных объединений  типа  холдинга, то их  привлекательность  пока невысока и составляет  всего 6% от  общего количества  зарегистрированных групп. Наиболее показательными  примерами  ФПГ  холдингового типа  являются ФПГ «РОССТРО», «Сибагромаш» и др.

 Так,  ОА « РОССТРО»  -головная  компания  холдинга и одновременно  центральная  компания   одноименной  ФПГ,  владеет  пакетами  акций предприятий и организаций, в совокупности образующих  имущественно-правовой  инвестиционно-строительный комплекс предприятия, входящие  в ФПГ, обеспечивают  управление  проектами, выполнение  всего комплекса работ и услуг по  подготовке  строительства,  производству   строительных материалов, проектированию  объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию.

  Создание  холдинговой компании  возможно  также путем   передачи в   трастовое  управление центральной   компании ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных  за  государством.10

  По  данным Мингосимущества России, это группы: « Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».

  Так,  Русхим» получил  в траст  12% акций Дзержинского  ОАО « Заря», 20%- Березниковского ОАО « Сода», 30% акций  Славгородского  ОАО «Алтайхимпром».

  ФПГ  «Восточно-Сибирская группа» имеет   в трастовом  управлении пакеты  акций трех предприятий: « Кедр»  (51%), «Иркутскэнерго» (20%) и « Разрез  Туловский».

  В  марте  1998г. Мингосимущество   России заключило  договор   о передаче  в доверительное   управление центральной  компании  ФПГ « Тяжэнергомонтаж» акции  таких  предприятий, как ОАО « Гипротяжмаш» (20,5%), « Турбомоторный завод» (25%), « Электростальский  завод тяжелого машиностроения» (36,3%), « Ясногорский  машиностроительный завод» (5%), « Тульский  завод  электроприводов» (10,7%).11

  Аналогичное  постановление  существует  и  по группе « Точность».12

2.5  Финансово-промышленная  деятельность нефтяных  и химических комплексов  за рубежом и  в России

  Практически  во всех сферах  деятельности  нефтяных компаний наблюдается  рост  капитальных  вложений.

  Преобладающая   часть  капитала  вкладывается  в разведывательное  и эксплуатационное  бурение, затраты на которые   возрастут с 46,7 млрд. долл. в  2003г.  до 43,8 млрд. долл. в 2005 году. На географические  и геологические  поисковые работы  в этих  затратах  приходится  примерно  7,1 млрд. долл. в год.

 Число  действующих  буровых  платформ  в США  увеличилось  с  1032 в 2003г. до 1192 в 2004г. и 1276 в 2005г.13

  Капиталовложения  нефтегазовых  компаний США, млн.  долл. рассмотрены в приложении, в таблице № 3.

  Возросшая  потребность  в моторном  топливе   с пониженным содержанием  серы  и жесткие экологические требования  по выбросам  серы  в атмосферу вызвали резкое  увеличение спроса  на катализаторы  для   капитального крекинго-флюид в США.

  Крупнейшей  компанией  по выпуску  катализаторов   для  каталитического крекинга  является «Грейс», обеспечивающая  40% рынка США. Ее заводы  размещаются  в Лейк-Чарльзе и Балтиморе (США), а  также  в Вормсе (Германия). 30% рынка этих катализаторов держит  компания  «Энгельгард» и 25%-« Албемарл».

  Последняя   приобрела  в 2004г. производство катализаторов  голландской  компании « АКЗО Нобель».

  В  первом  квартале  2005г. все три   крупнейшие  компании катализаторов   в США  повысили  цены  на  них на 7-9%. Это связано с удорожанием  кремнезема, каустической соды, силикатов  натрия, минеральных  кислот и других исходных  продуктов  для производства катализаторов.14

  В  2004г. масса  прибыли  большинства   американских  нефтяных  компаний  значительно  превысила  уровень  2003г., что связано  с удорожанием  нефти и увеличением спроса  на  автомобильный  бензин.

  Чистая  прибыль  крупнейших  компаний  и источники ее  получения   показаны  в таблице № 4 приложения.

  Увеличению  прибыли  способствовал рост  объема  переработки  в стране  и увеличение продаж  малосернистого  моторного топлива. Коэффициент использования мощностей только  на  нефтеперерабатывающих заводах компании «Коноко-Филлипс» поднялся до 94%.15

  Результаты  деятельности  крупных  и средних предприятий химической  и нефтехимической промышленности РФ в январе-сентябре 2004г. достаточно  полно иллюстрируют  сохранение  тенденций последовательного улучшения финансово-экономической ситуации на большинстве предприятий отрасли, сформировавшихся в 2003 году. Прибыль от  производства продукции (работ, услуг) в химическом комплексе в январе-сентябре 2004г. по сравнению с 2003г. увеличилась на 14,0 млрд. руб. или на 74,5% и составила 32,8 млрд. руб.16

    Одна из крупнейших  Аравийских  компаний  « Арамко» (Аравийско-Американская  компания) создана  в 1933г. как  частная компания по добыче  нефти в Саудовской  Аравии. В  1939г. она начала  экспорт ее  из страны. В 1973г. правительство  Саудовской Аравии начало  выкупать акции  этой  компании и в 1980г. компания  « Арамко»  стала полностью  государственной. На внешнем и внутреннем  рынке интересы  ее защищает  министр нефтяной  промышленности Саудовской Аравии. С 90-х годов  «Арамко»  стала государственной  монополией также  в добыче  жидких газов  из природного газа.

  В  настоящее время (2004г.) она сосредоточила  в своих руках запасы нефти  -35534 млн. т и природного газа- 663,6 млрд.м. куб.  В 2004г. компания  добыла 452 млн. т нефти, 7127 млн.м. куб. природного газа и 55,1 млн. м. куб. жидких  газов из природного газа. Экспорт нефти  из Саудовской  Аравии составлял  в 2003г. 323,3 млн.т., нефтепродуктов- 21,6 млн. т и жидких газов из  природного газа- 41,96 млн. м. куб.

Информация о работе Финансово-промышленные группы. Сущность. Формы. Развитие в мире и в России