Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:06, лекция
Каждый человек в своей жизни достигает определенную черту, называемую “совершеннолетием”, когда его буквально “выбрасывает” из под родительской опеки в бурлящий поток общественных взаимоотношений. Несмотря на то, что данная временная граница установлена законодательно, с одними это происходит раньше, а с другими позже, резко или плавно. А ведь можно сказать, что в обществе (тем более в нашем) действуют те же законы выживания, как и в природе, но в более изощренном виде.
РАЗДЕЛ III.
Дидактика.
3.1.
Вступление.
Каждый человек в своей жизни достигает определенную черту, называемую “совершеннолетием”, когда его буквально “выбрасывает” из под родительской опеки в бурлящий поток общественных взаимоотношений. Несмотря на то, что данная временная граница установлена законодательно, с одними это происходит раньше, а с другими позже, резко или плавно. А ведь можно сказать, что в обществе (тем более в нашем) действуют те же законы выживания, как и в природе, но в более изощренном виде. В зависимости от характера и темперамента человека одни подчиняются этому потоку, а другие противостоят с целью достигнуть своих желаний и интересов.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в Украине показывает, насколько глубоко может упасть уровень общественного развития. Не вызывает также сомнений и то, что это падение может продолжаться сколь угодно долго. Первопричиной такой ситуации является прежде всего затяжной и прогрессирующий экономический кризис в государстве, имеющий свой отпечаток в социальной жизни и поведении граждан.
Почему же государство, обладающее такими огромными потенциальными природными, трудовыми и интеллектуальными ресурсами не смогло выйти на уровень экономически развитых стран? Ответ приходит из прошлого. Политика и экономика Советского Союза воспитали людей, предпочитающих вслепую “плыть по течению” в потоке идей, планов, указов и директив. До сих пор многие люди не понимают сущности экономических процессов как экономики существовавшего некогда СССР, так и современной рыночной экономики. Неизвестно также многим какими сырьевыми потерями огромной стране давалось обеспечение “хорошей” жизни людям.
А ведь все упирается в воспитание и образование граждан. Без элементарного знания основ экономики невозможно достичь уровня развитых стран. Вот почему знания, которыми владеют молодые специалисты, сейчас необходимы государству вдвойне.
Тема дидактической работы - “Анализ рентабельности предприятия” - является одной из сторон понимания сущности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики, так необходимого современному обществу. Зная порядок расчета относительных показателей деятельности и методику анализа финансового состояния молодые специалисты смогут без труда ориентироваться в финансово-хозяйственной жизни любого предприятия. Ведь именно недостаток таких знаний и менталитет прошлого мешают сегодня экономическому развитию как на государственном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Целью
написания данного раздела является представить
экономическую тему «Анализ рентабельности
предприятия», как учебную, разработать
дидактические материалы к занятию. Задачами
исследования являются анализ психолого-педагогической
литературы, составление социально-психологической
характеристики группы обучения, разработка
модели усвоения базы знаний, выбор и обоснование
методов и форм проведения занятий, подготовка
дидактических материалов для преподавания.
3.2.
Цели обучения.
Тема данной выпускной работы - «Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования» - достаточно объемна по количеству материала и включает в себя несколько других тем, которые изучается к тому же разными дисциплинами с различной степенью углубленности. Поэтому, в качестве практического примера мною была взята одна из частей данной темы, которая при преподавании будет звучать как «Анализ рентабельности предприятия». Сама же тема изучается в высшем политехническом училище, в котором я проходил педагогическую практику, как один из разделов учебной дисциплины «Экономика предприятия».
Первым шагом при разработке темы является формирование целей обучения. При формировании целей обучения необходимо помнить о том, что они имеют двойственный характер. С одной стороны они представлены целями обучения, а с другой целями воспитания, так как в процессе образования обучение и воспитание дополняют друг друга.
Цели обучения обуславливаются таким объемным понятием, как усвоение общественно-исторического опыта человечества, которое колеблется непосредственно от предмета изучения. А цели воспитания призваны формировать всесторонне и гармонически развитую личность, или другими словами, ее черты. Знание приносит опыт и непосредственно влияет на развитие личности человека, на формирование ее направленности. Поэтому, перед тем, как начинать читать тему, необходимо определить, как она будет влиять на стремления, желания, интересы и особенно на мировоззрение обучаемых.
В качестве учебных мною были поставлены следующие цели:
- сообщение учащимся новых знаний и фактов;
- в ходе занятий усвоить такие вопросы как сущность относительных показателей деятельности предприятия, понятие рентабельности, виды и способы расчета рентабельности, формулировка выводов на основе рассчитанных показателей рентабельности;
- овладение умениями и навыками расчета показателей рентабельности;
- развитие наклонностей и способностей обучаемых в сфере финансового анализа деятельности предприятий;
- пробудить и закрепить интерес учащихся к преподаваемой теме;
- проверить уровень усвоения знаний на занятиях;
- установление связей между понятиями и материалами темы с другими темами дисциплины;
- формулировка задач, которые можно успешно решить на практике на основе полученных знаний по данной теме.
Воспитательные цели:
- развитие образного мышления;
- формирование у обучаемых способности свободного контакта с людьми;
- воспитание личностных качеств учащихся, обеспечивающих развитие памяти, воображения, деловитости и работоспособности;
- развитие активности, целеустремленности, инициативности.
После усвоения одной из частей темы данной выпускной работы - «Анализ рентабельности предприятия» обучаемые должны:
- уметь дать определение таким понятиям: относительные показатели деятельности предприятия, рентабельность предприятия, виды рентабельности;
- уметь использовать документы финансовой отчетности при расчете показателей рентабельности;
-
уметь обосновывать выводы и давать рекомендации
на основе результатов анализа рентабельности
предприятия.
3.3.
Психолого-педагогическая характеристика
группы.
Основной целью преподавания в высшем политехническом училище является подготовка специалистов различных технических специальностей. Но перед тем, как выбирать формы организации, методы преподавания, строить модель усвоения базы знаний необходимо дать психолого-педагогическую характеристику.
Необходимо отметить, что ограниченность времени прохождения педагогической практики, в сущности, не позволяет дать абсолютно четкую оценку группы. Ведь одной и той же группе встречаются обучаемые с различным интеллектуальным и социально-психологическим уровнем развития. К тому же нужно помнить, что объективную психолого-педагогическую характеристику группы обучаемых может дать только опытный преподаватель, работающий с данной группой не менее полугода.
Во время прохождения педагогической практики для получения информации для написания характеристики я использовал заранее составленную анкету, результаты опроса по которой могли бы дать обобщенную характеристику, присущую именно данной группе обучаемых.
В предлагаемой анкете обучаемым предлагалось заполнить следующие вопросы:
1). Ваш возраст;
2). Ваше место проживания (Симферополь, сельская местность Крыма, город Крыма, другие области Украины);
3). Работали ли вы до поступления в вуз?
4). Работаете ли вы в настоящее время?
5). Имеете ли вы какую-либо специальность?
6). Есть ли у вас семья?
7). Назовите фамилии членов группы, с которыми вы находитесь в наиболее тесных взаимоотношениях, по убыванию степени взаимодействия;
8). На базе чего у вас сложились тесные взаимоотношения с этими людьми?
9). Назовите основные цели вашего обучения в вузе?
Данные анкет и собственные наблюдения во время проведения учебных занятий были использованы мною для составления психолого-педагогической характеристики.
Вначале следует определить те индивидуальные особенности, которые присущи возрастной группе, к которой относятся обучаемые. Возраст обучаемых колеблется от 17 до 20 лет. Именно этот период называется познавательной юностью или началом зрелости. Развитие личности на этом этапе тесно связано с социальным статусом обучаемых, с их положением в коллективе группы, учебного заведения и общества. Продолжают совершенствоваться интеллектуальная сфера, расширяются умственные возможности, познавательные возможности становятся более глубокими и устойчивыми. При этом, общий интерес к обучению сочетается с избирательным отношением к различным учебным предметам. Роль педагога на этом этапе огромна. У учащихся наблюдается большой прогресс в умственной работоспособности, что в частности, сказывается в работе памяти и мышления. Механическое заучивание уступает место смысловому, а в случаях необходимости его применения, оно не вызывает той отрицательной реакции, которую можно наблюдать у подростков. В запоминании учебного материала учащиеся этого возрастного периода совершенствуются выделять существенные мысли, положения, намечать опорные пункты для запоминания, связывают изучаемый материал с имеющимися знаниями. Учащиеся все более прочно овладевают навыками логического мышления, у них складывается определенный стиль умственной деятельности.
Обучаемые входят в отдельную социальную группу - студенчество, основная социальная функция которой лежит в подготовке общественной и профессиональной деятельности специалиста народного хозяйства. Эта функция обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества, потому что студенчество в качестве резерва и подрастающей интеллигенции приобретает специфические умения и навыки; из социальной функции и положения студентов вытекает особый характер основной деятельности студентов. Он заключается в обучении, как в специфической форме усвоения знаний в определенной науке, а также в накоплении специальных знаний и умений для конкретной профессии, которая требует высшего и среднего образования. Сфера окружения студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские группы, соседи по общежитию и т.д.
По данным анкеты все студенты группы проживают в пределах Крыма. Из них примерно 30% - в городе Симферополь, 25% - в сельской местности Крыма, 45% - в других городах Крыма. Низкий удельный вес учащихся, проживающих в сельской местности, свидетельствует о недостаточном уровне образования данной категории выпускников школ, что снижает их шансы на поступление в вузы по сравнению с выпускниками городских школ.
81% учащихся работали до поступления в вуз и 20% продолжают работать во время обучения. Можно сказать, что достаточно большой удельный вес студентов в группе совмещают учебу с работой, что в большинстве случаев не может положительно отразиться на качестве усвоения знаний.
Практически все учащиеся группы поступили в вуз сразу после школы и, соответственно, не имеют какой-либо специальности. Примерно у пятой части опрошенных уже есть семьи. У этих студентов, по моему мнению, совершенно иному и более серьезное отношение к важности получаемых в вузе знаний и их применению в будущем, что обусловлено некоторым изменением системы ценностей.
Что касается вопроса о цели обучения в вузе, то результаты опроса следующие:
- примерно четверть студентов группы учится в данном вузе потому, что надо где-то учиться;
- большинство учащихся ответили, что учатся, чтобы в дальнейшем работать по полученной специальности.
Ответы обучаемых свидетельствуют о том, что среди современной молодежи существует сознание необходимости получения высшего образования для обеспечения нормального уровня жизни в нелегких экономических условиях.