Диалектика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:14, лекция

Краткое описание

Особенности современного этапа развития российской экономики

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 54.31 Кб (Скачать)
 
  1. Особенности развития управленческой науки в  СССР.
 
  1. Системы менеджмента и проблемы использования  зарубежного опыта в становлении  современной системы менеджмента.
 
  1. Специфика менеджмента  в России. 

   В настоящее  время в России функционируют  следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные  с участием, либо без участия государства; частные (вновь созданные).

   Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед  владельцем собственности — государством.

   Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные  предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента. Менеджеры предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.

   Общероссийский  рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно-технических  задач общества. Составной частью структуры российского рынка  является малая экономика, основа которой - частный капитал. Для современной России это принципиально новая форма создания предприятий. Малая экономика воздействует на становление и развитие рыночных отношений прежде всего в результате роста числа субъектов рынка (товаропроизводителей).

   Главный фактор формирования рынка в России в настоящее время — это  увеличение предложения и соответственно производства разнообразных товаров. Огромные размеры необеспеченного платежеспособного спроса населения и действующих производств стимулируют развитие экономической деятельности небольших предприятий.

   Необходимо остановиться на управлении малым частным предприятием. Именно здесь открывается благоприятная возможность сочетать передачу менеджером максимума полномочий по управлению с одновременным повышением степени свободы действий исполнителей. В небольшом коллективе функции работающих строго определены, а контроль облегчен. Взаимозаменяемость и взаимозависимость работников внутри небольшого коллектива, доверительность между ними создают условия для эффективной организации труда. По существу, только такой коллектив способен гибко и эффективно реагировать на изменяющиеся экономические условия, идти на риск, осваивая новые производства и рынок инноваций. Кроме того у малых предприятий существуют преимущества: быстрая адаптация к постоянно меняющимся условиям реализации продукции, быстрая оборачиваемость средств, значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной организации, сравнительно низкие затраты на аппарат управления.

   Тем не менее существуют и проблемы малых и средних предприятий. Располагая относительно незначительными производственными мощностями и ресурсами, такие предприятия, не могут составить реальную конкуренцию крупным компаниям, которые сохраняют за собой традиционную функцию массового производства и быстрого насыщения рынка новой продукцией. Для современных крупных предприятий характерны высокий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства. Это в свою очередь, позволяет таким компаниям снижать издержки производства в расчете на единицу продукции и продавать ее по относительно низким ценам. Таким образом, в сегментах рынка, контролируемых мощными корпорациями, деятельность среднего и малого бизнеса затруднена.

   Опыт  развитых зарубежных стран показывает, что оптимальным вариантом является участие малых и средних предприятий  наряду с крупными в выполнении совместных работ. Особенно благоприятные условия для такой деятельности создаются при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    В  числе особенностей менеджмента  в России одно из ведущих  мест занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности; формированию замкнутого цикла производства и потребления; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.

   Территориальный хозяйственный механизм ориентирует  менеджеров на развитие и укрепление межрайонных связей, комплексное  использование имеющихся в регионе  ресурсов, максимальный учет всех требований экологии и природопользования.

   Значительные  возможности для российского  менеджмента имеются и в сфере  территориальной рационализации производства и сбыта. Различные предприятия, расположенные в одном регионе, объединяют возможности для совместного  решения проблем технического перевооружения и наращивания производства, реализации территориальных социальных программ.

   Таким образом, перспективы развития российского  менеджмента определяются развитием  рыночных отношений в стране.

   Но  для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить. Рассмотрим некоторые из них:

Подготовка  менеджеров в соответствии с мировыми стандартами. Это трудный процесс, во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных преподавателей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.

Понимание сущности менеджмента  российскими руководителями. Руководители, прошедшие старую, советскую, школу жизни зачастую не видят разницы между управлением и менеджментом. Называя себя по-новому — менеджерами, они используют на практике старые методы управления, не имеющие ничего общего с менеджментом.

Неспособность принимать решения. Как показывает анализ опыта хозяйствования ряда российских предприятий, их руководители и менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что может привести к печальным последствиям: потере прибыли, клиентов, банкротству и даже гибели людей (сотрудников или посторонних лиц).

Неумение  менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.

Низкий  профессионализм. Нет достаточного числа ни профессионалов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы должны были бы руководить.

Неумение  прибегать к услугам  независимых консультантов  и консультационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но и о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасения, что независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.

Неумение  пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инновации. Многие российские менеджеры не умеют правильно использовать методы и приемы риск-менеджмента, в том числе определять риск качественно и количественно, боятся инноваций, так как, по их мнению, это несет в себе угрозу для их существования в качестве руководителей.

Неумение  применять на практике современные методы и приемы менеджмента. К сожалению, очень немногие российские руководители владеют такими методами и приемами менеджмента, как брейн-сторлшнг (метод мозгового штурма, используемый при выработке управленческих решений), модерация (подход, предполагающий свободу мнения, используемый для эффективной подготовки, проведения и анализа рабочего совещания, семинара, деловом встречи), ролевые игры, презентации и др.

Отсутствие  навыков реализации продукции. Руководители не владеют современными инструментами маркетинга.

Неумение  эффективно управлять  финансовыми ресурсами  компании, использовать на практике современные  методы мотивации. Появление и внедрение системы финансового менеджмента на российских предприятиях вызвано рыночными преобразованиями и формированием рынка ценных бумаг. Все больше предприятий приходят к необходимости создания специальных финансовых служб или найма финансового менеджера для управления финансовыми средствами с помощью специального инструментария.

Отсутствие  систематизированной  теории российского  менеджмента. В свое время советская теория управления создавалась такими учеными, как А.А.Богданов, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, П.А.Попов (репрессированы в 30-е гг. XX в.).

Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии). Для менеджеров российских предприятий экологические проблемы являются одними из наиболее актуальных. До сих пор существуют предприятия с оборудованием XIX или начала XX вв. Экологически безопасные технологии стоят недешево, поэтому природа систематически загрязняется отходами производства.

Осознание социальной ответственности  менеджмента. В погоне за прибылью менеджеры иногда забывают о той социальной ответственности, которую они должны нести. Закупка за границей вредных для здоровья промышленных товаров и продовольственных продуктов, например посуды из меланина или просроченных продуктов питания, сбыт испорченных продуктов в заказах для ветеранов Великой Отечественной войны или китайские игрушки, содержащие вредные химические соединения, для детей из детских домов — не считаются преступлением в сознании таких менеджеров.

Проблемы  налогового пресса и  неопределенность механизмов ценообразования. До сих пор в нашей стране отсутствует отрегулированное и эффективное налогообложение. Руководителям предприятий легче находить пути обхода законов, чем соблюдать их. Хотя декларируется рыночное ценообразование, на деле этот процесс до сих пор не отрегулирован и носит стихийный характер.

Слабость  законодательной  базы. Законы противоречат друг другу. Региональные законы порой вступают в противоречие с федеральным законодательством и др.

Отсутствие  умения формировать  команду, подбирать  кадры. Психологические науки, такие как социальная психология, управленческая психология и другие уже долгое время считались у нас «порождением капитализма». За это мы сейчас расплачиваемся. Не только менеджеры российских предприятий, но и руководители страны часто не умеют формировать команду. Отсюда бесконечные увольнения, конфликты интересов и т.д. Менеджер должен владеть методикой определения характеров людей, их темперамента. Он должен уметь подбирать и обучать работников, расставить их по соответствующим местам, а при необходимости — увольнять.

   Основные  задачи, стоящие перед  менеджментом в России. Российские менеджменты должны:

- обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции; добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;

- совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива;

- разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;

- определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

- уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;

- внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;

- подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;

- уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.

   Учебник «МЕНЕДЖМЕНТ» Е.Л. Драчева, Л. И. Юликов 
 

Информация о работе Диалектика менеджмента