Диалектика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:14, лекция

Краткое описание

Особенности современного этапа развития российской экономики

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

ТЕМА 1. ДИАЛЕКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА  И ЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

  1. Особенности современного этапа развития российской экономики.

   Прежде  чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные особенности  современного этапа российской экономики. Как известно, рынок есть результат  естественного отбора наиболее эффективных  и действенных инструментов ведения  хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая  являлась бы высокоэффективной, восприимчивой  к научно-техническим достижениям  и постоянно ориентированной  на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать  искусственно, с помощью насильственного  внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного  исторического процесса.

   Россия  находится на первом, переходном, этапе  развития рыночных отношений. Задачи этого  этапа:

- достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;

- изменение стереотипов  сознания и поведения;

- подготовка  кадров новой формации.

   Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции, особенности той или  иной страны. Рыночная экономика в России отличается от экономики других стран. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий.

   В менеджменте  главной проблемой является работа с персоналом (субъектом рыночных отношений), от их исполнительности зависит  успех деятельности предприятия. Чтобы ответить на вопрос, кто же работает на развивающемся российском рынке необходимо учесть следующее.

   С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь около 10 лет. Естественно, за столь короткий срок не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики. Поэтому подавляющее большинство работников в стране все еще имеет «советское» трудовое сознание. Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. У советского работника преобладала привычка все блага (квартира, премия и др.) получать от начальника — благодетеля, а не зарабатывать.

   Другой  субъект рыночных отношений —  руководитель. Типичный представитель  руководства — это администрация  государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный  российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим  образованием, солидным стажем руководящей  работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.  Однако редко какой руководитель читает литературу по социологии и психологии труда, экономике, финансам и т.д. На предприятиях, возглавляемых такими руководителями, продолжают процветать административно-командные методы управления, силовой нажим.

   Таким образом, главная трудность в  реформировании бывшей советской системы  — это люди. России остро не хватает  современных эффективных менеджеров.

   Учебник «МЕНЕДЖМЕНТ» Е.Л. Драчева, Л. И. Юликов

  1. Необходимость совершенствования организации управления в России, адаптация её к рынку.
  2. Современный менеджмент  как основа успешного хозяйствования в условиях рыночных отношений.

    Современный этап развития менеджмента можно назвать интегративным (сплоченным), который включает:

   1.Системный подход к управлению – управленческие решения должны приниматься с учетом всей совокупности  наличных факторов и  возможных приемов воздействия в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

   2.Ситуационный подход к управлению - конкретное  решение зависит от конкретной ситуации. Нет рецептов, годных  на любой случай. В силе остаются только принципиальные соображения.

   3. Необходимость учета особенностей организационной культуры – на реализацию любого решения оказывают влияния разделяемые сотрудниками ценностные ориентации, традиции, нравственные нормы и принципы работы.

   4. Механизацию и автоматизацию процессов управления – в управленческую деятельность  широким фронтом внедряется технический прогресс : компьютеры, средства связи, множительные устройства и другая оргтехника.

   5. Демократизацию управления предприятием - рядовые сотрудники активно участвуют в управлении производством на основе подачи предложений, участия в коллегиальных формах подготовки решения и др.   Формируется корпоративное сознание работников фирмы, когда проблемы фирмы понимаются и воспринимаются ими как личные.

   Эффективный менеджмент должен соответствовать  современной  сложной ситуации в  управлении организациями и подразделениями.

   Современный менеджмент (учебно-методические материалы) – Е.В. Маслов

    В настоящее  время современный менеджмент является многогранной системой. Современный менеджмент включает в себя ряд важных операций:  планирование издержек, планирование производства,  планирование сбыта и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Менеджмент,  как  наука, позволяет  предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком,  среднем и долгом периодах,  чтобы обеспечить получение фирмой  максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным  финансовым  риском,  особенно в современных Российских условиях,  но правильно проведенное стратегическое  планирование позволит свести риск к минимуму.

    Нельзя забывать о  том,  что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот,  однако,  с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась  ярким  примером авторитарной директивно-плановой экономики,  то процесс планирования производственно-коммерческой  деятельности  предприятия  и основных рыночных  показателей имеет под собой многолетний опыт.

    Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве  изменились как методы управления, так и его задачи. Они приобрели гибкость,  которая характеризуется тем, что в современных условиях обладают возможностью меняться согласно изменению рыночных условий. 

http://knowledge.allbest.ru/management/3c0a65625a2ad68a4c53a88421316d27_0.html

  1. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.

   Существует  более 200 определений менеджмента. Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.  Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

- организация и управление (производством и коллективом);

- постановка и корректировка задач;

- разработка этапов работы;

- принятие решений;

- налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

- регулирование процессов;

- сбор и обработка информации;

- анализ информации;

- подведение итогов работы.

Цели  менеджмента:

- получение (увеличение) прибыли;

- повышение эффективности хозяйствования;

- удовлетворение потребностей рынка;

- решение социальных вопросов.

Задачи  менеджмента:

- организация производства конкурентоспособных товаров;

- совершенствование производственного процесса;

- внедрение новейших наукоемких технологий;

- повышение качества продукции;

- снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

   Учебник «МЕНЕДЖМЕНТ» Е.Л. Драчева, Л. И. Юликов

  1. Особенности экономического обеспечения обороны страны и управления им в условиях рынка.
 
  1. Менеджмент  как наука и искусство.

   Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.

   Менеджмент  как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

   Научную основу этой дисциплины составляет вся  сумма знаний об управлении, накопленная  за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

   В определении  менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении, которые позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления .

   Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях — ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д.

   Поэтому нередко менеджмент рассматривается  как искусство, которое, подобно  медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы.

   Современный менеджмент соединяет науку и  искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура).

http://www.kycherova.ru/stanovlenie_razvitie/ponyatie_men/menegment_nauka_iskusstvo/index.html

  1. Зарождение и развитие менеджмента как науки.

   Менеджмент  как наука сформировался только в конце XIX — начале ХХ в.. Почему зародилась наука управления (менеджмент как наука)? В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы, чтобы решать стоящие перед фирмой задачи. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX — начале ХХ в. к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами. 
  
       Управление требовало особых знаний. Это было причиной зарождения науки управления. Целью новой науки было - формирование у менеджеров умения на основе знаний, а не только интуиции. 
  
       Зарождение новой науки — это всегда эпохальное событие, которое неизбежно окутывается мифами. Так, научный менеджмент в нашем сознании связан с именем Ф.Тейлора, которого принято считать его основоположником. Это не совсем точно. Первая школа менеджмента была открыта в 1881 г. при Пенсильванском университете (США). В этом же году американцем Джозефом Вартоном был разработан первый научный курс по менеджменту.  
   
       Ряд авторов считает, что менеджмент как научное направление зародился в 1886 г. Именно в этом году Генри Таунпрезидент компании Yale and Towne Manufacturing- на заседании Американского общества инженеров-механиков прочел доклад под названием «Инженер в роли экономиста». В нем доказывалось, что «управление трудовыми процессами» — это практическое искусство, подобное техническому конструированию. Так же как и инженерному делу, управлению необходимо учиться, поскольку управление является профессией. Так началась эпоха менеджмента. 
  
       На упомянутом заседании присутствовал и Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915). Он был практиком: начинал свой путь рабочим, затем был менеджером и впоследствии главным инженером в сталелитейной компании. Именно Ф. Тейлор придал понятию «менеджмент» определенность, назвав его «организацией производства».  
  
       В первой работе Ф. Тейлора «Управление циклом» (1903 г.) были изложены некоторые принципиальные положения тех подходов к управлению, которые затем получили название «тейлоризма». Важнейшие положения новой науки — науки управления — были изложены Ф. Тейлором в книге «Принципы научного управления», которая вышла в 1909 г. Признанным лидером науки управления Тейлор становится в 1912 г. после его выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. 
  
       Ф. Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда и управления. Ее составными элементами были математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений рабочего (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки. 
      
       Представление о менеджменте как синтезе науки и искусства управления предполагает не только постоянное обновление и усвоение научных знаний, но и развитие личностных качеств менеджера, его способностей применять знания в практической работе.  
  
       В рамках общей теории менеджмента сформировались отдельные направления: финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент персонала и другие. Кроме Ф. Тейлора выдающийся вклад в становление и развитие науки управления внесли ученые разных стран: США, Франции, Германии.

Информация о работе Диалектика менеджмента