Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:14, лекция
Особенности современного этапа развития российской экономики
ТЕМА 1. ДИАЛЕКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Прежде
чем говорить о российском менеджменте,
следует отметить объективные особенности
современного этапа российской экономики.
Как известно, рынок есть результат
естественного отбора наиболее эффективных
и действенных инструментов ведения
хозяйства. История человечества не
знает другой экономической системы,
кроме рыночной экономики, которая
являлась бы высокоэффективной, восприимчивой
к научно-техническим
Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:
- достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;
- изменение стереотипов сознания и поведения;
- подготовка кадров новой формации.
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции, особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России отличается от экономики других стран. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий.
В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом (субъектом рыночных отношений), от их исполнительности зависит успех деятельности предприятия. Чтобы ответить на вопрос, кто же работает на развивающемся российском рынке необходимо учесть следующее.
С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь около 10 лет. Естественно, за столь короткий срок не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики. Поэтому подавляющее большинство работников в стране все еще имеет «советское» трудовое сознание. Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. У советского работника преобладала привычка все блага (квартира, премия и др.) получать от начальника — благодетеля, а не зарабатывать.
Другой
субъект рыночных отношений —
руководитель. Типичный представитель
руководства — это
Таким
образом, главная трудность в
реформировании бывшей советской системы
— это люди. России остро не хватает
современных эффективных
Учебник «МЕНЕДЖМЕНТ» Е.Л. Драчева, Л. И. Юликов
Современный этап развития менеджмента можно назвать интегративным (сплоченным), который включает:
1.Системный подход к управлению – управленческие решения должны приниматься с учетом всей совокупности наличных факторов и возможных приемов воздействия в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
2.Ситуационный подход к управлению - конкретное решение зависит от конкретной ситуации. Нет рецептов, годных на любой случай. В силе остаются только принципиальные соображения.
3. Необходимость учета особенностей организационной культуры – на реализацию любого решения оказывают влияния разделяемые сотрудниками ценностные ориентации, традиции, нравственные нормы и принципы работы.
4. Механизацию и автоматизацию процессов управления – в управленческую деятельность широким фронтом внедряется технический прогресс : компьютеры, средства связи, множительные устройства и другая оргтехника.
5. Демократизацию управления предприятием - рядовые сотрудники активно участвуют в управлении производством на основе подачи предложений, участия в коллегиальных формах подготовки решения и др. Формируется корпоративное сознание работников фирмы, когда проблемы фирмы понимаются и воспринимаются ими как личные.
Эффективный
менеджмент должен соответствовать
современной сложной ситуации в
управлении организациями и
Современный менеджмент (учебно-методические материалы) – Е.В. Маслов
В настоящее время современный менеджмент является многогранной системой. Современный менеджмент включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму.
Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных показателей имеет под собой многолетний опыт.
Разумеется,
с наступлением этапа реформ в нашем государстве
изменились как методы управления, так
и его задачи. Они приобрели гибкость,
которая характеризуется тем, что в современных
условиях обладают возможностью меняться
согласно изменению рыночных условий.
http://knowledge.allbest.ru/
Существует более 200 определений менеджмента. Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом. Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
- организация и управление (производством и коллективом);
- постановка и корректировка задач;
- разработка этапов работы;
- принятие решений;
- налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
- регулирование процессов;
- сбор и обработка информации;
- анализ информации;
- подведение итогов работы.
Цели менеджмента:
- получение (увеличение) прибыли;
- повышение эффективности хозяйствования;
- удовлетворение потребностей рынка;
- решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
- организация производства конкурентоспособных товаров;
- совершенствование производственного процесса;
- внедрение новейших наукоемких технологий;
- повышение качества продукции;
- снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.
Учебник «МЕНЕДЖМЕНТ» Е.Л. Драчева, Л. И. Юликов
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
В определении
менеджмента как науки
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях — ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д.
Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы.
Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура).
http://www.kycherova.ru/
Менеджмент
как наука сформировался только
в конце XIX — начале ХХ в.. Почему
зародилась наука управления (менеджмент
как наука)? В середине XVIII в. в Англии и
Шотландии началась промышленная революция,
которая привела к изменению как облика
заводов и фабрик, так и самого общества.
От управляющих потребовалось умение
координировать людские и материальные
ресурсы, чтобы решать стоящие перед фирмой
задачи. Кроме того, в это же время
происходит отделение
управления от собственности, что привело
в конце XIX — начале ХХ в. к созданию крупных
иерархических структур, управление которыми
все больше переходило от собственников
к особой категории специалистов, именуемых
в настоящее время менеджерами.
Управление требовало особых знаний.
Это было причиной
зарождения науки управления. Целью новой
науки было - формирование у менеджеров
умения на основе знаний, а не только интуиции.
Зарождение новой науки
— это всегда эпохальное событие, которое
неизбежно окутывается мифами. Так, научный
менеджмент в нашем сознании связан с
именем Ф.Тейлора, которого принято считать
его основоположником. Это не совсем точно.
Первая школа менеджмента была открыта
в 1881 г. при Пенсильванском университете
(США). В этом же году американцем Джозефом
Вартоном был разработан первый
научный курс по менеджменту.
Ряд авторов считает, что менеджмент
как научное направление зародился в 1886
г. Именно в этом году Генри Таун
— президент компании Yale and Towne Manufacturing-
на заседании Американского общества
инженеров-механиков прочел доклад
под названием «Инженер в роли экономиста».
В нем доказывалось, что «управление трудовыми
процессами» — это практическое искусство,
подобное техническому конструированию.
Так же как и инженерному делу, управлению
необходимо учиться, поскольку управление
является профессией. Так началась эпоха
менеджмента.
На упомянутом заседании присутствовал
и Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915). Он
был практиком: начинал свой путь рабочим,
затем был менеджером и впоследствии главным
инженером в сталелитейной компании.
Именно Ф. Тейлор придал понятию «менеджмент»
определенность, назвав его «организацией
производства».
В первой работе Ф. Тейлора «Управление
циклом» (1903 г.) были изложены некоторые
принципиальные положения тех подходов
к управлению, которые затем получили
название «тейлоризма». Важнейшие положения
новой науки — науки управления — были
изложены Ф. Тейлором в книге «Принципы
научного управления», которая вышла в
1909 г. Признанным лидером науки
управления Тейлор становится в 1912 г. после
его выступления на слушаниях специального
комитета палаты представителей американского
конгресса по изучению систем цехового
менеджмента.
Ф. Тейлор предложил строгую
научную систему знаний
о законах рациональной
организации труда и
управления. Ее составными
элементами были математический
способ исчисления себестоимости,
дифференциальная система
оплаты труда, метод
изучения времени и
движений рабочего (хронометраж),
способ расчленения
и рационализации трудовых
приемов, инструкционные
карточки.
Представление о менеджменте как
синтезе науки и искусства
управления предполагает не только
постоянное обновление и усвоение научных
знаний, но и развитие личностных
качеств менеджера, его способностей применять
знания в практической работе.
В рамках общей
теории менеджмента
сформировались отдельные направления:
финансовый менеджмент, стратегический
менеджмент, менеджмент персонала и другие.
Кроме Ф. Тейлора выдающийся вклад
в становление и развитие науки управления
внесли ученые разных стран: США, Франции,
Германии.