Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:14, лекция
Особенности современного этапа развития российской экономики
Анри
Файоль (1841 -1925) почти всю жизнь (58 лет)
проработал во французской компании по
переработке угля и железной руды. Как
и Ф. Тейлор, он стремился найти правила
рациональной деятельности. Заслуга А.
Файоля в том, что он изучал и описывал
особый вид деятельности — управление,
чего никто до него не делал.
Харрингтон
Эмерсон (1853 — 1931) родился
в семье профессора английской литературы
в Трентоне, штат Нью-Йорк (США). Х. Эмерсон
становится одним из известнейших в стране
консультантов в области управления. Именно
ему принадлежит первенство в придании
понятию эффективность
философского смысла. Он видит причину
бедности в мире в том, что все
является неэффективным: труд, методы,
цели. Х. Эмерсон первым установил связь
между эффективностью и организационной
структурой компании, предложив миру такие
меры реорганизации организационных структур,
как децентрализация и уменьшение численности
персонала, изменение типов оргструктур.
Макс Вебер
(1864 — 1920) жил в то же время, что и другие
основоположники науки управления: Ф.
Тейлор и А. Файоль. Он работал в Германии
и вошел в историю как выдающийся социолог,
экономист и историк. Его вклад в развитие
менеджмента был оценен специалистами
несколько позже. М. Вебер искал ответ
на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся
организация работала как машина. Ответ
он видел в разработке правил и процедур
поведения в любой ситуации, и прав и обязанностей
каждого работника. Личность отсутствовала
в его концепции организации.
Учение об «идеальной бюрократии» предусматривает,
что отбор и пребывание в должности должны
зависеть только от компетентности, от
знаний менеджера, а не от его происхождения
и связей.
http://referent.mubint.ru/
В мире
существуют различные модели менеджмента,
учитывающие национальную специфику
той или иной страны. В первую
очередь это связано с
Опыт менеджмента в Японии.
Японская
система менеджмента — одна из
самых эффективных в мире. Главное
ее достоинство — умение работать
с людьми. Японский менеджмент ориентируется
на групповую форму организации
труда. Используется механизм коллективной
ответственности, при котором члены
группы участвуют в принятии управленческих
решений и несут равную ответственность
за их реализацию. Информация о делах
фирмы, ее планах доводится до всех
сотрудников. Практикуется активное вовлечение
(на добровольной основе) работников в
решение технологических и
Отсюда сопричастность к результатам работы. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых — повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США.
Заслуживает внимания процесс управления финансами. Фирмы более активно используют собственный, а не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование.
Активную роль в развитии национальной экономики играет государство: разрабатываются общенациональные программы экономического развития; анализируются существующие и перспективные тенденции в структуре экономики.
Для перекачки капиталовложений в наиболее важные сферы экономики применяются налоговые льготы и поощряется ускоренная амортизация основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.
Представляет
интерес система приема на работу
и продвижения по службе. Среди
выпускников средних и высших
учебных заведений
Среди сотрудников, состоящих в штате, наблюдается открытая, гласная конкуренция за право добиться лучшей должности. В среднем через 5 — 7 лет при высоких ежегодных показателях труда сотрудник может стать менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается с результатами работы и со стажем и возрастом. При достижении 55 — 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию.
Особое внимание уделяется систематической подготовке и переподготовке кадров. Для повышения квалификации используется практика регулярного (1 раз в 3 — 4 года) перевода работника на другую должность в другое подразделение фирмы (с учетом мнения работника). Японцы считают, что длительное пребывание работника на одном месте снижает уровень ответственности, приводит к потере интереса к работе.
В качестве примера рассмотрим менеджмент фирмы Sony Corporation. Систему организации и управления на этой фирме можно изложить предельно кратко:
- постановка цели, понятной всем, вплоть до последнего рабочего;
- право младшего по должности не соглашаться с руководителем. Интересы дела имеют в фирме высший приоритет;
- сознательный отказ от жестких планов. Менеджер должен действовать по обстановке. Механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу;
- антибюрократический стиль руководства, т.е. могут быть созданы автономные подразделения, обладающие неограниченной самостоятельностью;
- поручение важных проектов энтузиастам, новаторам;
- патернализм (от лат. paternus — отцовский, отеческий) - воспитание у сотрудников чувства, что они члены одной семьи. На фирме действует система пожизненного найма.
Не меньший интерес представляет и менеджмент концерна Toyota Motor Corporation:
- согласованность принятых решений. Ни один вопрос не решается без обсуждения лицами, непосредственно участвующими в его решении;
- корпоративность (обособленность, узкогрупповой интерес);
- работники придают большое значение признанию своих заслуг фирмой. Работа становится, по существу, любимым занятием (хобби);
- руководство не должно казаться самым важным элементом в производстве. Менеджеры, оставаясь сильными и компетентными, не стремятся доминировать над сотрудниками.
Японские менеджеры придают особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своем народе является приоритетной задачей в деятельности японских компаний. Вот как формулируются взгляды японской фирмы Omron Company:
- главная цель компании — это ее развитие;
- рост фирмы ведет к увеличению занятости населения;
- покупатель получает надежного поставщика;
-поставщик получает хорошего покупателя;
- доходы от покупателя — это источник капиталовложений в развитие производства;
- другая масть прибыли пойдет на пользу служащим фирмы в виде увеличения оплаты труда и на дивиденды;
- оставшаяся часть прибыли пойдет на социальные нужды и благотворительность.
Таким образом, на примере данной фирмы можно убедиться в возможности разумного сочетания интересов частного капитала и общества.
Опыт менеджмента в США
Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом — индивидуализм.
В деловых вопросах американцы традиционно предпочитали ставить вопросы дела на первый план, порой даже в ущерб нормальным человеческим отношениям. Необходимо подчеркнуть, что этот стиль больше характерен для старшего поколения менеджеров, которые предпочитают авторитарный (основанный на безусловном подчинении власти руководителя) стиль управления.
Такой жесткий стиль руководства в большей мере был характерен для американцев в первой половине XX в. Классическим примером менеджера данного типа являлся Г. Форд-старший, основатель автомобилестроительного гиганта — фирмы Ford Motor Company.
После
второй мировой войны быстро восстановившая
свою экономику Япония сумела обогнать
США по росту производительности
труда, качеству и надежности продукции.
Основой успехов японцев стала
эффективная система
Современные, особенно молодые, менеджеры склоняются к более человечному, демократическому стилю управления. Руководитель на одно из первых мест среди жизненных ценностей ставит деловые, добрые, человеческие связи с коллегами. Однако это вовсе не означает, что дурной характер, раздражительность или жесткость исчезли из управленческих кабинетов.
Между тем, спрос на квалифицированных менеджеров в США не снижается. Эта специальность остается в числе дефицитных в стране. Поэтому в США активно ведутся поиски новых методов наиболее полного и эффективного использования руководящих кадров разных уровней. Такой подход к проблеме вызван рядом причин экономического и социального характера:
- усложнение функций руководства под влиянием научно-технической революции (новизна товара, сроки поставки продукции, условия обслуживания и т.п.);
- возрастание потребности в высококвалифицированных руководителях разных уровней при одновременном усложнении и повышении стоимости процесса подготовки таких специалистов;
- превращение управленческого труда в один из решающих участков повышения общей эффективности производства и реализации продукции.
Оценка возможностей работника является одной из самых сложных проблем, поскольку работу служащего можно оценить лишь с точки зрения выполнения им своих текущих обязанностей. В «центры оценки» входят руководящие работники различных функциональных подразделений компании. Штат «центра оценки» проходит специальную подготовку для выполнения им своих функций. В течение недели кандидатов подвергают интервьюированию и различным тестам. Затем проводятся «деловые игры в управление» с целью выявления различных способностей кандидата, которые оцениваются примерно по 20 личным качествам и характеристикам поведения в различных ситуациях.
Американские специалисты считают, что такая форма намного эффективнее, чем традиционные методы оценки подчиненного непосредственным начальником, так как в центрах все внимание концентрируется на качествах, важных для руководящей работы. Оценка проходит на равных для всех условиях, так как работники центра не знают кандидатов лично и их мнение непредвзято.
Менеджеры очень много работают, однако в целом они довольны своей жизнью.
Сравнительная характеристика американской и японской модели менеджмента.
ЯПОНИЯ | США |
Структура управления компанией | |
Нестандартная, гибкая | Формализованная |
Характер принятия решений | |
Коллективный, на основе единогласия | Индивидуальный |
Форма ответственности | |
Коллективная | Индивидуальная |
Скорость служебного роста | |
Замедленная | Быстрая |
Критерии продвижения по службе | |
Возраст и стаж | Личный результат |
Главное качество менеджера | |
Координация действий подчиненных | Профессионализм |
Ориентация управления | |
На группу | На отдельную личность |
Оценка результата управления | |
По коллективному результату | По индивидуальному результату |
Отношения менеджера с подчиненными | |
Личные, неформальные | Формализованные |
Система найма на работу | |
Долгосрочная | Краткосрочная |
Система оплаты труда | |
По результатам работы коллектива | По индивидуальному результату |