Диалектика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:14, лекция

Краткое описание

Особенности современного этапа развития российской экономики

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

   Анри  Файоль (1841 -1925) почти всю жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Как и Ф. Тейлор, он стремился найти правила рациональной деятельности. Заслуга А. Файоля в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности — управление, чего никто до него не делал.  
  
       Харрингтон Эмерсон (1853 — 1931) родился в семье профессора английской литературы в Трентоне, штат Нью-Йорк (США). Х. Эмерсон становится одним из известнейших в стране консультантов в области управления. Именно ему принадлежит первенство в придании понятию эффективность философского смысла. Он видит причину бедности в мире в том, что все является неэффективным: труд, методы, цели. Х. Эмерсон первым установил связь между эффективностью и организационной структурой компании, предложив миру такие меры реорганизации организационных структур, как децентрализация и уменьшение численности персонала, изменение типов оргструктур. 
      
       Макс Вебер (1864 — 1920) жил в то же время, что и другие основоположники науки управления: Ф. Тейлор и А. Файоль. Он работал в Германии и вошел в историю как выдающийся социолог, экономист и историк. Его вклад в развитие менеджмента был оценен специалистами несколько позже. М. Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ он видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, и прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в его концепции организации. Учение об «идеальной бюрократии» предусматривает, что отбор и пребывание в должности должны зависеть только от компетентности, от знаний менеджера, а не от его происхождения и связей.

http://referent.mubint.ru/security/8/4900/1

  1. Опыт менеджмента за рубежом.

   В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие национальную специфику  той или иной страны. В первую очередь это связано с особенностями  корпоративной культуры разных народов. Как известно, характер деловых взаимоотношений  людей — главное в менеджменте. Вместе с тем, имеются исторически  сложившиеся классические модели менеджмента (американская и японская), существенно  отличающиеся от всех других.

   Опыт  менеджмента в  Японии.

   Японская  система менеджмента — одна из самых эффективных в мире. Главное  ее достоинство — умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется  на групповую форму организации  труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены  группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность  за их реализацию. Информация о делах  фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в  решение технологических и экономических  проблем.

   Отсюда  сопричастность к результатам работы. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых — повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США.

   Заслуживает внимания процесс управления финансами. Фирмы более активно используют собственный, а не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток  прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных  исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы  отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование.

Активную роль в развитии национальной экономики  играет государство: разрабатываются  общенациональные программы экономического развития; анализируются существующие и перспективные тенденции в  структуре экономики.

   Для перекачки  капиталовложений в наиболее важные сферы экономики применяются  налоговые льготы и поощряется ускоренная амортизация основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.

   Представляет  интерес система приема на работу и продвижения по службе. Среди  выпускников средних и высших учебных заведений осуществляется тщательный отбор. Затем организуется торжественный прием на работу с  испытательным сроком. Тот кто  доказал способность работать, принимается  на постоянную работу.

   Среди сотрудников, состоящих в штате, наблюдается открытая, гласная конкуренция  за право добиться лучшей должности. В среднем через 5 — 7 лет при  высоких ежегодных показателях  труда сотрудник может стать  менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается с результатами работы и со стажем и возрастом. При достижении 55 — 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию.  

   Особое  внимание уделяется систематической  подготовке и переподготовке кадров. Для повышения квалификации используется практика регулярного (1 раз в 3 — 4 года) перевода работника на другую должность в другое подразделение фирмы (с учетом мнения работника). Японцы считают, что длительное пребывание работника на одном месте снижает уровень ответственности, приводит к потере интереса к работе.

   В качестве примера рассмотрим менеджмент фирмы  Sony Corporation. Систему организации и управления на этой фирме можно изложить предельно кратко:

- постановка цели, понятной всем, вплоть до последнего рабочего;

- право младшего по должности не соглашаться с руководителем. Интересы дела имеют в фирме высший приоритет;

- сознательный отказ от жестких планов. Менеджер должен действовать по обстановке. Механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу;

- антибюрократический стиль руководства, т.е. могут быть созданы автономные подразделения, обладающие неограниченной самостоятельностью;

- поручение важных проектов энтузиастам, новаторам;

- патернализм (от лат. paternus — отцовский, отеческий) - воспитание у сотрудников чувства, что они члены одной семьи. На фирме действует система пожизненного найма.

   Не  меньший интерес представляет и  менеджмент концерна Toyota Motor Corporation:

- согласованность принятых решений. Ни один вопрос не решается без обсуждения лицами, непосредственно участвующими в его решении;

- корпоративность (обособленность, узкогрупповой интерес);

- работники придают большое значение признанию своих заслуг фирмой. Работа становится, по существу, любимым занятием (хобби);

- руководство не должно казаться самым важным элементом в производстве. Менеджеры, оставаясь сильными и компетентными, не стремятся доминировать над сотрудниками.

   Японские менеджеры придают особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своем народе является приоритетной задачей в деятельности японских компаний. Вот как формулируются взгляды японской фирмы Omron Company:

- главная цель компании — это ее развитие;

- рост фирмы ведет к увеличению занятости населения;

- покупатель получает надежного поставщика;

-поставщик получает хорошего покупателя;

- доходы от покупателя — это источник капиталовложений в развитие производства;

- другая масть прибыли пойдет на пользу служащим фирмы в виде увеличения оплаты труда и на дивиденды;

- оставшаяся часть прибыли пойдет на социальные нужды и благотворительность.

   Таким образом, на примере данной фирмы  можно убедиться в возможности  разумного сочетания интересов  частного капитала и общества.

   Опыт  менеджмента в  США

   Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом — индивидуализм.

   В деловых вопросах американцы традиционно предпочитали ставить вопросы дела на первый план, порой даже в ущерб нормальным человеческим отношениям. Необходимо подчеркнуть, что этот стиль больше характерен для старшего поколения менеджеров, которые предпочитают авторитарный (основанный на безусловном подчинении власти руководителя) стиль управления.

   Такой жесткий стиль руководства в  большей мере был характерен для  американцев в первой половине XX в. Классическим примером менеджера данного типа являлся Г. Форд-старший, основатель автомобилестроительного гиганта — фирмы Ford Motor Company.

   После второй мировой войны быстро восстановившая свою экономику Япония сумела обогнать США по росту производительности труда, качеству и надежности продукции. Основой успехов японцев стала  эффективная система менеджмента.

   Современные, особенно молодые, менеджеры склоняются к более человечному, демократическому стилю управления. Руководитель на одно из первых мест среди жизненных ценностей ставит деловые, добрые, человеческие связи с коллегами. Однако это вовсе не означает, что дурной характер, раздражительность или жесткость исчезли из управленческих кабинетов.

   Между тем, спрос на квалифицированных  менеджеров в США не снижается. Эта  специальность остается в числе  дефицитных в стране. Поэтому в США активно ведутся поиски новых методов наиболее полного и эффективного использования руководящих кадров разных уровней. Такой подход к проблеме вызван рядом причин экономического и социального характера:

- усложнение функций руководства под влиянием научно-технической революции (новизна товара, сроки поставки продукции, условия обслуживания и т.п.);

- возрастание потребности в высококвалифицированных руководителях разных уровней при одновременном усложнении и повышении стоимости процесса подготовки таких специалистов;

- превращение управленческого труда в один из решающих участков повышения общей эффективности производства и реализации продукции.

   Оценка  возможностей работника является одной  из самых сложных проблем, поскольку  работу служащего можно оценить  лишь с точки зрения выполнения им своих текущих обязанностей. В «центры оценки» входят руководящие работники различных функциональных подразделений компании. Штат «центра оценки» проходит специальную подготовку для выполнения им своих функций. В течение недели кандидатов подвергают интервьюированию и различным тестам. Затем проводятся «деловые игры в управление» с целью выявления различных способностей кандидата, которые оцениваются примерно по 20 личным качествам и характеристикам поведения в различных ситуациях.

   Американские  специалисты считают, что такая  форма намного эффективнее, чем  традиционные методы оценки подчиненного непосредственным начальником, так  как в центрах все внимание концентрируется на качествах, важных для руководящей работы. Оценка проходит на равных для всех условиях, так как работники центра не знают кандидатов лично и их мнение непредвзято.

   Менеджеры очень много работают, однако в целом они довольны своей жизнью.

Сравнительная характеристика американской и японской модели менеджмента.

    ЯПОНИЯ США
    Структура управления компанией
    Нестандартная, гибкая Формализованная
      Характер  принятия решений
    Коллективный, на основе единогласия Индивидуальный
    Форма ответственности
    Коллективная Индивидуальная
    Скорость  служебного роста
    Замедленная Быстрая
    Критерии  продвижения по службе
    Возраст и стаж Личный результат
    Главное качество менеджера
    Координация действий подчиненных Профессионализм
    Ориентация  управления
    На  группу На отдельную  личность
    Оценка  результата управления
    По  коллективному результату По индивидуальному  результату
    Отношения менеджера с подчиненными
    Личные, неформальные Формализованные
    Система найма на работу
    Долгосрочная Краткосрочная
    Система оплаты труда
    По  результатам работы коллектива По индивидуальному  результату

Информация о работе Диалектика менеджмента