Деловая стратегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Пока очень мало проектов начинаются с детально проработанного дерева целей, где каждому уровню управления соответствует его уровень дерева целей. Безусловно, даже рядовые сотрудники компании должны знать об общих планах компании. Но выражать их надо разным языком. Например, ничего не мешает довести до рядовых сотрудников, что компания собирается открывать 10 новых филиалов, что преимущество при наборе персонала на низовые руководящие посты будут иметь инициативные рядовые сотрудники собственной компании (если это закреплено в дереве целей). Естественно, что эти же понятия для акционеров будут иметь другие формулировки, типа «планов развития персонала», темпов роста рынка, темпов расширения, сроков.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Деловая стратегия.
Стратегический менеджмент (общая характеристика).
Понятие «Деловой стратегии», выбор и оценка стратегии.
Стратегия крупным планом.
Десять кирпичей по Майклу Портеру.
Раздел 2. Компания «Волга-Днепр» - история развития.
2.1. Стратегия развития компании.
2.2. Стратегические планы, реализация, проблемы.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Следующий этап анализа инвестиционной привлекательности  отрасли — определение стадии ее развития. К числу основных критериев при этом относятся показатели, характеризующие темпы роста, потенциал отрасли и эволюцию продуктов и технологии. И наконец, на базе сопоставления результатов, полученных на первом и втором этапах анализа, оценивается уровень инвестиционной привлекательности отрасли.

Анализ  конкурентной позиции компании в  отрасли.

Инвестиционная  привлекательность отрасли —  это первая контрольная точка  для стратега. На следующем этапе  оценивается конкурентная позиция компании в анализируемой отрасли. Часто для этих целей используется инструментарий SWOT-анализа. Не вдаваясь в детали, отметим, что результатом проведения SWOT-анализа является развернутая классификация факторов внешней и внутренней среды, представленная в следующем формате:

  • «возможности — сильные стороны» (определение ориентиров стратегического развития);
  • «возможности — слабые стороны» (определение ориентиров внутренних преобразований);
  • «угрозы — слабые стороны» (выделение существенных ограничений стратегического развития);
  • «угрозы — сильные стороны» (выделение потенциальных стратегических преимуществ).

 

SWOT-анализ позволяет  сформулировать перечень стратегических  действий, направленных на усиление  конкурентных позиций предприятия  и его развитие. Для оценки конкурентной позиции компании также используется методический инструментарий под названием «бенчмаркинг». Под этим термином подразумевается сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) анализируемого предприятия с его основными конкурентами. Как правило, сравнительный анализ проводится по следующим параметрам:

  • рыночная доля;
  • качество продукции;
  • цена продукции;
  • технология производства;
  • себестоимость выпускаемой продукции;
  • рентабельность выпускаемой продукции;
  • уровень производительности труда;
  • объем продаж;
  • каналы сбыта продукции;
  • близость к источникам сырья;
  • качество менеджерской команды;
  • новые продукты;
  • соотношение внутренних и мировых цен;
  • репутация фирмы.

Результаты SWOT-анализа и бенчмаркинга позволяют провести полномасштабную и, что очень важно, достаточно объективную оценку конкурентной позиции компании в отрасли и получить в итоге вторую ключевую (реперную) точку на стратегической карте. Напомним, что первая реперная точка была получена на этапе оценки инвестиционной привлекательности отрасли, описанном выше.

Финансовая  оценка стратегических альтернатив.

Важным этапом комплекса работ по разработке стратегии  развития компании является оценка стратегических альтернатив ее развития. Крайне важно, находясь еще «на берегу», хотя бы укрупненно оценить последствия, в том числе финансовые, наиболее вероятных направлений своего развития.

Обычно финансовая оценка стратегических альтернатив  проводится на основе специально разработанной  компьютерной модели, построенной с  учетом специфики бизнеса компании, сложившихся тенденций развития отрасли, существующих угроз, возможностей и ограничений.

Финансовая  модель позволяет проводить многовариантные  расчеты различных сценариев  корпоративного развития компании и  реализации отдельных проектов, оценивать их финансовую эффективность, экономическую целесообразность, объемы дополнительных финансовых ресурсов, а также анализировать влияние различных параметров внешней и внутренней среды на финансовую устойчивость компании и результаты ее деятельности.

Формирование  образа будущего компании. Разработка стратегических целей и задач.

Стержнем системы  стратегического планирования является комплекс работ по разработке стратегии  развития компании с использованием большой гаммы формализованных  процедур. Эти процедуры направлены на построение как образа будущего компании («как хочется»), так и программы перехода от текущего состояния к этому образу. Образ будущего должен быть реалистичным.

При его проектировании необходимо учитывать тенденции  развития отрасли, изменения конъюнктуры спроса и предложения, сильные и слабые стороны компании, имеющиеся возможности и угрозы и множество других факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю среду.

Следующим этапом комплекса работ по разработке стратегии  развития компании является этап стратегического целеполагания. На этом этапе происходит качественная конкретизация образа будущего и формируется перечень долгосрочных ориентиров (5–10 лет) развития предприятия, которые могут включать в себя следующие направления:

— целевые долгосрочные ориентиры по снижению издержек производства и обращения;

— увеличение (удержание) доли на внутреннем и внешнем рынках;

— рост капитализации компании (рыночной стоимости акций);

— повышение уровня инвестиционной привлекательности компании;

— снижение давления поставщиков  сырья и материалов (в случае если итоги анализа свидетельствуют  о серьезных угрозах, исходящих  от поставщиков сырья, материалов и  комплектующих);

— стратегические ориентиры  организационного развития (например, выделение стратегических бизнес-единиц, переход с линейной на дивизиональную оргструктуру управления и т. д.).

Помимо перечисленных, стратегические ориентиры устанавливаются в  отношении социальной ответственности  компании (особенно в случае ее градообразующего характера), индивидуальных целей и ожиданий крупных акционеров и др. Как правило, стратегические ориентиры (цели) носят комплексный характер, и их реализация возможна лишь на основе целевых комплексных программ.

От разработки стратегии к ее внедрению.

Разработка стратегии  — это длительный и трудоемкий процесс. Но сама по себе стратегия  — это только верхушка айсберга. Очень много времени отводится  непосредственно на комплекс работ, связанных с внедрением стратегии. Сегодня объективно назрела необходимость в расширении горизонта планирования, в увязке кратко-, средне- и долгосрочных целей развития, в создании своего рода «мостика» между перспективными целями развития предприятия и текущим планированием на год

На среднесрочном уровне планирования (3–5 лет) качественные долгосрочные стратегические ориентиры трансформируются в укрупненные финансовые (индикативные), а на оперативном (годовом) уровне — в детализированные показатели развития. Наиболее часто для этих целей используется технология, имеющая на Западе название Balanced Score Cards.

Резюмируя итоги, следует отметить следующее.

Одним из основных результатов  проектов по стратегическому планированию является разработка стратегии развития компании. Стержнем разрабатываемой  стратегии является комплекс мер  (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики. Составной частью стратегии являются кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи компании, а также обоснование объемов, структуры и источников финансовых ресурсов, требуемых для их реализации. Формированию стратегии предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив. На основе долгосрочной стратегии разрабатываются предложения по оптимизации системы управления портфелем выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Делаются выводы о том, какие направления бизнеса компании должны войти в число приоритетных, какие направления лучше придержать или даже заморозить. На что должны быть направлены имеющиеся ресурсы: на приобретение новых активов или на модернизацию старых? Что важнее — ориентация на экспансию (увеличение размера) компании или концентрацию на создании стоимости? Качественные и количественные ориентиры корпоративной стратегии являются основой для разработки маркетинговой, инвестиционной, технологической и организационной функциональных стратегий развития компании. Реализация стратегии обусловливает необходимость проведения соответствующих организационных преобразований. При этом организационная структура выступает в качестве основного механизма распределения ресурсов и управления компанией для достижения стратегических целей задач.

    1. Десять кирпичей по Майклу Портеру.

Управленцам, занимающимся разработкой стратегических планов компании, часто не хватает простоты и ясности представлений о том, что такое стратегия и в чем состоит ее успешность. Майкл Портер, самый известный в мире «стратег», последние несколько лет ездит по всему миру, рассказывая об этом.

Майкл Портер - профессор кафедры делового администрирования Harvard Business School, ведущий специалист в области конкурентной стратегии и конкурентной борьбы на международных рынках. Профессор Портер был принят в отделение Гарвардской школы бизнеса в 1973 году и стал одним из самых молодых профессоров в истории школы. Он выступал как консультант по конкурентной стратегии во многих ведущих компаниях США и международных компаниях, среди которых AT&T, DuPont, Procter & Gamble, Royal Dutch/Shell, оказывал услуги правлениям директоров компаний Alpha-Beta Technologies, Parametric Technology Corp., R&B Falcon Corp , ThermoQuest Corp. Портер – автор 15 книг и более 50 статей.

 

10 кирпичей, из которых можно построить  стратегию по Майклу Портеру:

1. Не стремитесь  быть первыми, будьте уникальными

Главная и худшая ошибка, которую часто допускают  стратеги - борьба с конкурентами в  одной и той же нише: «Копирование действий конкурентов - это провал с  точки зрения стратегии».

Ваша цель –  не стать лучшей компанией в своей индустрии, стать номер 1 или 2. Ваша цель - стать уникальными, найти уникальное ценностное предложение и разработать оригинальные маркетинговые ходы.

2. Ваша главная  цель – высокая отдача на  инвестиции

Главная цель компании – высокий коэффициент рентабельности инвестиционного капитала (ROIC)1; рост компании – вторичная цель, на которой необходимо сосредоточиться только после достижения первой и основной цели.

Концентрация  на таких целях, как увеличение доли рынка, рост доходов, увеличение продаж и т.п., создает серьезные внутренние риски для стратегии компании.

3. Индустрия  – основа стратегического анализа

Экономическая эффективность компании складывается из двух составляющих: структуры индустрии (задает общие правила конкуренции) и положения, которое компания занимает в своей отрасли (источник конкурентных преимуществ). Стратегия включает в себя оба элемента. Сравнивать показатели ROIC у компаний из разных отраслей просто бесполезно.

Например, ROIC фармацевтической компании Pharmacia&Upjohn в период 1985-2002 гг. составил в среднем 19,55%, в то время как этот же показатель за тот же период авиакомпании Southwest Airlines оказался только 12,75%. Однако если взглянуть на общие показатели по отраслям, то средний ROIC в фарме составил 28,14%, тогда как в авиаиндутрии, для которой вообще характерны низкие показатели, - 5,05%. Таким образом, судить об успешности компании на рынке необходимо по ее месту и показателям в своей отрасли.

4. Не бойтесь  идти на компромиссы

Существенная  часть стратегии – сделать  правильный выбор, когда две стратегические позиции несовместимы между собой, то есть определить, что компании не надо делать.

Компания Neutrogena Soap добилась потрясающего успеха в 1990 г., сделав выбор в пользу очень  мягкого мыла для чувствительной кожи, пожертвовав его моющими свойствами. Бренд завоевал первую позицию по рекомендациям дерматологов и добился необыкновенно высокой лояльности потребителей, несмотря на их достаточно узкий сегмент. Однако позднее, когда компания перестроила стратегию, переориентировавшись на рост компании и массовую рекламу на телевидении с участием звезд, она сразу же утратила лояльность потребителей, которые прислушивались к советам дерматологов и, как результат, ее доля рынка была сведена практически на нет.

5. Стратегия  должна быть успешна в каждом из своих звеньев

Конкурентное  преимущество компании не может быть сконцентрировано в одном или  нескольких звеньях цепочки создания ценности.

Компания Zara, завоевавшая  рынок в рекордно короткие сроки, является ярким примером стратегии, успешной в каждом из своих элементов. Zara сделала ставку на частую смену коллекций – более 15 в год (в то время как другие производители одежды меняют коллекции максимум раз в сезон), ультрамодные тенденции по умеренным ценам, производство в Европе (у нее нет времени перевозить товары из Китая или Гонконга), местоположение магазинов в местах с большим потоком людей (крупные торговые центры, центральные улицы),  расчет на «сарафанное радио» и повторную покупку вместо массированной рекламы в медиа и т. п. И что мы получаем: невозможно скопировать одно из звеньев стратегии Zara – она успешна только как целостная цепочка. 

6. Стратегия  должна быть постоянной

Постоянство стратегии  является залогом стабильности основного  ценностного предложения компании. Нельзя постоянно идти «на поводу» у своих потребителей и тем самым выбиваться из собственной стратегии.

Зачастую именно повышенное внимание компании к требованиям  и жалобам потребителей является серьезной внешней угрозой последовательной реализации выбранной стратегии: «Мы слишком тщательно к ним прислушиваемся. Иногда имеет смысл посоветовать клиенту обратиться к конкурентам, поскольку хорошая стратегия предполагает риск сделать одних потребителей крайне недовольными ради того, чтобы другие потребители были довольны в высшей степени».

7. Выберите свой  сегмент

Сегментация –  важнейшая часть создания стратегии. Вы можете выбрать абсолютно любой  сегмент потребителей, продукт или  мотивацию покупки товара или  услуги, даже если на первый взгляд этот сегмент кажется непривлекательным.

Информация о работе Деловая стратегия