Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 07:02, контрольная работа
По своему содержанию делегирование полномочий — это предоставление сотрудникам компании возможности действовать по собственной инициативе, но в интересах команды, подразделения, компании или передача новых, дополнительных задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Делегирование
полномочий, как способ управления
и мотивации.
По
своему содержанию
Какие
же действия следует совершить
руководителю для успешного
1) оценить индивидуальную деятельность сотрудников подразделения, проанализировать оценки и выбрать оптимального исполнителя;
2) подготовить индивидуальные мотивирующие предложения (монетарную, нематериальную мотивацию) для будущего исполнителя;
3) оценить и снизить риски делегирования;
4) передать поставленную задачу, прогнозируя требуемый результат (формулирование задач — ключевая компетенция любого руководителя);
5) передать сотруднику соответствующие полномочия для решения делегируемой задачи;
6) создать и обеспечить условия для решения делегируемой задачи;
7) консультировать, корректировать и контролировать исполнителя в процессе осуществления новой деятельности;
8) проанализировать и оценить сроки исполнения и представленные сотрудником результаты делегированной задачи;
9) поблагодарить
и (или) поощрить исполнителя.
Принцип делегирования полномочий.
В рамках управленческой
структуры происходит рациональное
распределение и
Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.
Принцип
делегирования полномочий состоит
в передаче руководителем части
возложенных на него полномочий, прав
и ответственности своим
Обычно делегируются следующие виды работы:
-рутинная работа;
-специализированная деятельность;
-частные и малозначимые вопросы;
-подготовительная работа.
Однако
существует комплекс управленческих задач,
решение которых следует
И не подлежат делегирование такие вопросы, как:
-установление целей;
-принятие решений;
-выработка политики организации;
-руководство сотрудниками и их мотивация;
-задачи высокой степени риска;
-необычные и исключительные дела;
-задачи строго
доверительного характера.
При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.
Преимущества делегирования полномочий:
-возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
-сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
-это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
-это лучший способ обучения;
-это способ профессиональной карьеры.
Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:
-сомнение в
компетентности других
-боязнь потерять власть и занимаемую должность;
-недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
-амбициозность и завышенная самооценка;
-боязнь, что
его действия будут неверно
истолкованы коллегами и
Рассмотрим
более подробно важность практического
применения делегирования в управлении
предприятием.
Практическое применение делегирования в управлении предприятием
Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть?
Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.
Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.
Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных. Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.
Часто возникает
проблема психологического выбора: выполнение
какой задачи поручить исполнителю
знакомой или принципиально новой.
Чаще всего делегируется выполнение
новой задачи, особенно если она
кажется руководителю малопривлекательной,
рутинной. Такое решение далеко не всегда
верно. Проблема в том, что, передав решение
задачи кому-либо, руководитель все равно
несет ответственность за ее выполнение
и контролировать, а тем более просто наблюдать
(т.н. мониторингом) за ходом реализации
знакомой проблемы значительно легче.
Опытные администраторы
часто поручают способному исполнителю
немного более сложные задачи,
чем он привык выполнять. В этом случае
желательно подготовить задание
в форме письменного
Следует отметить,
что принцип делегирования
Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта: исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя.
При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:
1) Полномочия
должны быть достаточными для
достижения стоящих перед
2) Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления.
3) Полномочия
в организации должны быть
четкими, чтобы каждый
4) Исполнители
должны самостоятельно решать
все проблемы в рамках своей
компетенции и нести полную
ответственность за свою
Легче
всего выбрать сотрудника на
основании его квалификации и
опыта так как есть
Делегирование позволяет предоставить новые задачи не одному конкретному сотруднику, а нескольким с более низкой квалификацией, что позволяет не только обновлять функциональные задачи, делая их интереснее, но и обучать сотрудников на рабочем месте.
Следовательно,
руководителю необходимо
Кто будет исполнять решение, насколько выбор конкретного сотрудника обоснован, по силам ли ему поставленная задача и т.д.?
Что из себя будет представлять задание сотруднику или группе сотрудников?
Почему именно этот сотрудник (сотрудники) будут выполнять решение, как показать им его значимость, вызвать интерес к нему и найти соответствующие мотивы?
Когда, в какой срок должно быть выполнено задание и с каким результатом?
Как должны работать подчиненные над исполнением решения; какие использовать ресурсы, способы и методы работы; кто, кому и каким образом оказывает поддержку?
Где должен сотрудник выполнять задание — в рамках своей компании или с представителями других организаций; в чем содержательно должно заключаться взаимодействие с ними?
При
постановке новых задач
1) индивидуальное обоснование причины постановки новой задачи каждому сотруднику;
2) понимание сотрудником перспективы делегирования полномочий при достижении определенных результатов;
3) обозначение наиболее «сильных» сторон сотрудника и сторон, требующих дополнительного развития для выполнения делегируемого задания;
4) четкое обоснование и описание того, чему требуется уделить дополнительное внимание в дальнейшей деятельности;
5) определение полномочий, которые делегируются сотруднику на данном этапе и возможностей делегирования в будущем;
6) предложение своей точки зрения на саморазвитие, обучение, которое можно планировать для повышения квалификации, то есть указание, на что следует обратить особое внимание.
Под
мотивацией следует понимать
способность мобилизовать