Человеческие ресурсы организации и их учёт в деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:21, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-определить сущность человеческих ресурсов как потенциала развития организации;
-охарактеризовать состав и структуру человеческих ресурсов организации;
-раскрыть стратегии управления человеческими ресурсами организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
1 Человеческие ресурсы как потенциал развития организации . . 5
2 Состав и структура человеческих ресурсов . . . . . 8
3 Стратегия управления человеческими ресурсами организации . . 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 19

Файлы: 1 файл

уирсСОДЕРЖАНИЕ+3главы+заключение.docx

— 50.11 Кб (Скачать)

       специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности;

       собственно  служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.).

       Штатное расписание предприятий и организаций  бюджетной сферы – это документ, ежегодно утверждаемый руководителем  предприятия и представляющий собой  перечень сгруппированных по отделам  и службам должностей служащих с  указанием разряда (категории) работ  и должностного оклада. Пересмотр  штатного расписания осуществляется в  течение года путем внесения в  него соответствующих изменений по приказу руководителя предприятия.

       По  длительности найма на работу наемные  работники подразделяются на подгруппы: постоянные работники; временные работники; сезонные работники; работники, нанятые  на случайные работы.

       Эффективность использования рабочей силы на предприятии в определенной мере зависит и от структуры кадров предприятия – состава кадров по категориям и их доли в общей численности.

       На  структуру ППП влияют следующие  факторы: уровень механизации и  автоматизации производства; тип  производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый); размеры предприятия; организационно-правовая форма хозяйствования; сложность и наукоемкость выпускаемой продукции; отраслевая принадлежность предприятия и др.

       Кадровая  политика на предприятии должна быть направлена на оптимальное сочетание  категорий ППП.

       Структура персонала организации - совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Она может быть статистической и аналитической.

       Статистическая  структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей. Так, выделяется персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые производством продукции, услуг или осуществляющих обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы). В свою очередь, все они подразделяются на категории: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих.

       Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная структура отражает соотношение отдельных групп работников, например «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «занятые на обрабатывающих центрах» и т.д.

       Критерием оптимальности структуры персонала  является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, необходимых для выполнения каждой должностной группой, выраженным в затратах времени. Рассмотрим более подробно основные признаки структурирования персонала организации.

       Профессиональная  структура персонала организации - это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

       Квалификационная  структура персонала  - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов - категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.

       Половозрастная  структура персонала  организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

       Структура персонала по стажу  может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года,  1-4, 5-9,  10-14,  15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.

       Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

       Как было отмечено выше, помимо терминов «трудовые  ресурсы» и «персонал» в науке и практике экономики, социологии, управления с 1980-х гг. стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, отдельного работника. Это понятие является более объемным, разносторонним, его основой является термин «потенциал» - источник возможностей, средств, запаса.

       Трудовой  потенциал работника - это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность  и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.

       Основными компонентами трудового потенциала работника являются:

  • психофизиологическая составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы и др.;
  • социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;
  • квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;
  • личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.

       Трудовой  потенциал работника не является величиной постоянной, он может изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда. Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшении здоровья и т.п.

       Важной, но до конца не решенной является проблема оценки трудового потенциала, с помощью которой можно измерять и интенсивно использовать личный трудовой потенциал. На практике применяются следующие методы измерения трудового потенциала.

       Количественная  оценка производится, как правило, лишь в отношении таких характеристик, как пол, возраст, стаж, уровень образования, состояние здоровья.

       Балльная  оценка (по 7-10-балльной шкале) применяется в отношении показателей, характеризующих возраст, здоровье, подготовку работника, его интеллектуальный, творческий, инновационный потенциал. Такой метод оценки доступен для использования в каждой организации, но он недостаточно объективно отражает степень использования трудового потенциала.

       Объемную  величину трудового потенциала можно устанавливать через совокупный фонд рабочего времени, выраженный в человеко-часах. Величина трудового потенциала организации определяется по формуле

                 Фп = Фк – Тнп,       (1)

где      Фп – совокупный потенциальный фонд рабочего времени организации,

         час;

       Фк – величина календарного фонда времени, час;

       Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, час. (т.е.

                регламентированные затраты, которые являются необходимыми –

                выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска

               и т.п.).

       Следовательно, величина совокупного потенциального фонда рабочего времени - это объемная величина времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом работников. Однако сегодня использовать для оценки трудового потенциала только количество отработанного персоналом организации рабочего времени явно недостаточно, поскольку при этом отсутствует оценка качественной стороны трудового потенциала.

       Управление  трудовым потенциалом организации  должно базироваться на следующих принципах:

  • соответствие трудового потенциала характеру, объему и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;
  • обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами производства;
  • эффективное использование трудового потенциала;
  • создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников. [3]

 

       

       3 Стратегия управления человеческими ресурсами организации

       Управление  человеческими ресурсами - это стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые вносят свой вклад в достижение целей фирмы.

       Принципы  концепции управления человеческими  ресурсами:

  • люди решающий фактор эффективности и конкурентоспособности организации, основной источник добавленной стоимости;
  • ориентация на стратегический подход к управлению человеческими ресурсами;
  • признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов;
  • социальное партнерство и демократизация управления;
  • обогащение труда и повышение качества трудовой жизни;
  • непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов;
  • профессионализация управления человеческими ресурсами.

       Признание человеческих ресурсов ключевыми ресурсами предполагает применение стратегического подхода к управлению ими.

       Под стратегией управления человеческими ресурсами понимается генеральный план действий по достижению стратегических целей организации за счет эффективного формирования, освоения и развития человеческих ресурсов с учетом изменения состояния внешней среды.

       Кадровая  стратегия рассматривается в качестве функциональной стратегии, которая должна быть интегрирована в корпоративную стратегию, обеспечивая человеческими ресурсами выполнение инновационной, производственной, маркетинговой, финансовой стратегий (см. приложение Б).

       В последние годы в зарубежной и отечественной науке и практике управления наряду с понятием «кадровая стратегия» распространено понятие «кадровая политика».

       Кадровая  политика включает систему правил и норм, определяющих взаимоотношения людей и организации. Другими словами, кадровая политика представляет собой совокупность мероприятий, которые реализуются в области трудовых отношений для достижения поставленных организационных целей в соответствии с требованиями действующего трутового законодательства и видением руководства. [2, c. 11]

       Разработка  и реализация стратегии управления человеческими ресурсами это сложный процесс, сходный с разработкой бизнес стратегии. Он включает пять взаимосвязанных этапов:

       1. Определение стратегических целей исходя из сформулированной миссии компании.

       2. Проведение SWOT-анализа внутренней и внешней среды для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Информация о работе Человеческие ресурсы организации и их учёт в деятельности организации