Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:21, реферат
Целью реферата является изучение стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-определить сущность человеческих ресурсов как потенциала развития организации;
-охарактеризовать состав и структуру человеческих ресурсов организации;
-раскрыть стратегии управления человеческими ресурсами организации.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
1 Человеческие ресурсы как потенциал развития организации . . 5
2 Состав и структура человеческих ресурсов . . . . . 8
3 Стратегия управления человеческими ресурсами организации . . 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
1 Человеческие
ресурсы как потенциал
2 Состав и
структура человеческих
3 Стратегия управления человеческими ресурсами организации . . 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . 20
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . .
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Осуществляемые в Белоруссии радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности, а также обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики вызывают глубокий интерес отечественной науки и практики управления к мировому опыту активизации человеческого фактора для достижения эффективности и конкурентоспособности организаций.
Успехи
ведущих фирм в развитых странах
связаны с созданием
После
экономического кризиса 1970-х г.г. на
предприятиях США, Западной Европы и
Японии обострилось противоречие между
бюрократической системой управления
и ускорением научно - технического
прогресса. В этот период активизировался
пересмотр основных принципов традиционного
технократического управления, который
в 1980-х гг. завершился формированием
научной концепции управления человеческими
ресурсами, которая обогатила практику
менеджмента прогрессивными методами,
технологиями управления людьми в сложной
инновационной среде. Приоритетами
стали гибкие формы использования
рабочей силы, непрерывное повышение
качества человеческих ресурсов, новые
подходы к организации и
Объектом исследования являются человеческие ресурсы организации.
Предметом - анализ стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в организации.
Целью реферата является изучение стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-определить
сущность человеческих
-охарактеризовать
состав и структуру
-раскрыть стратегии управления человеческими ресурсами организации.
Теоретической основой курсовой работы послужили исследования таких российских и зарубежных ученых, как Н.И. Кабушкина, М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, В.Н.Федосеева, С.К. Мордовина, А.Я. Кибанова, О.С. Виханского и др.
Структура
реферата включает в себя введение, три
главы, заключение, список использованных
источников, приложения.
1 Человеческие ресурсы как потенциал развития организации
Что понимается под человеческими ресурсами?
Человеческие ресурсы организации включают в себя всех ее работников, которые вносят свой вклад в деятельность организации (занятых как полный рабочий день, так и неполный рабочий день, постоянных и временных, работающих как в центральном офисе организации, так и в ее филиалах или на дому).
Термин человеческие ресурсы отражает представление о том, что люди – это важный ресурс организации, во многом определяющий ее конкурентоспособность. [1]
Человеческие ресурсы отличаются рядом особенностей, и главная из них состоит в личностной специфике данного вида ресурса. В отличие от машин и сырья люди наделены интеллектом, и соответственно их участие в производственном процессе не механическое, а эмоционально-сознательное, осмысленное. Это - во-первых.
Во-вторых, поскольку человек обладает творческими, предпринимательскими способностями, то в отличие от других ресурсов продуктивность этих способностей не имеет видимых пределов. Поэтому именно в человеческих ресурсах скрыты наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования организации.
В-третьих, в современных условиях научно-технического прогресса человеческие ресурсы подвержены «моральному износу», но люди вследствие личной мотивации постоянно и осознанно стремятся к совершенствованию, повышению квалификации, обновлению знаний и профессиональных навыков, ожидая от организации помощи и предоставления возможностей.
В-четвертых, способности, квалификация и знания, в том числе профессиональные, распределены между людьми неравномерно, поэтому требуется постоянное обучение, переподготовка, повышение квалификации.
В-пятых, работник как личность действует в соответствии не только со своими внутренними склонностями и решениями, но и с внешней обстановкой. Мотивы заключения трудовых договоров различны, поэтому управление мотивацией работников является ключевой задачей менеджмента.
В-шестых, трудовая жизнь современного человека продолжается 30-50 лет. В связи с этим воспроизводство человеческих ресурсов может носить долговременный характер.
И наконец, именно человеческие ресурсы приводят в движение, организуют взаимодействие всех остальных ресурсов системы.
На протяжении последних десятилетий в триаде производственных ресурсов «человеческие ресурсы - материальные ресурсы - финансовые ресурсы» менялось стратегическое значение каждого из них в зависимости от организационного окружения, целей и задач экономического развития. В современных условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, интеллектуализации бизнеса главным источником производительности труда и процветания организации выступают именно человеческие ресурсы. [2, с. 8]
За последние годы сфера кадрового менеджмента в белорусских организациях заметно преобразилась. На смену традиционным отделам кадров пришли службы по управлению персоналом, НR-департаменты. Однако нередки случаи, когда вчерашние инспектора по кадрам и менеджеры по персоналу вдруг просят называть их по-новому - «менеджер-ЧР» (менеджер по человеческим ресурсам), не представляя, что же стоит за этой аббревиатурой.
Действительно, в ХХ в. произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, что было обусловлено изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества (см. приложение А).
В
начале прошедшего столетия получила
развитие концепция управления
кадрами, которая вместо человека как
личности рассматривала его трудовую
функцию. Другими словами, категория «кадры»
характеризует не качество отдельно взятого
индивида, а совокупность работников,
объединенных для достижения поставленных
организационных целей. Кадровые службы
выполняли в основном учетно-контрольные
и административно-
После Второй мировой войны научно-технический прогресс, вызвавший усложнение производственного процесса, обусловил необходимость внедрения новых механизмов мотивации труда работников, повышения их квалификации, регулирования трудовых отношений на основе партнерства и сотрудничества, активного вовлечения персонала в управление, участия его в прибыли. Именно с 50-60-x гг., когда технократический подход в управлении уступает свои позиции, на смену концепции управления кадрами приходит концепция управления персоналом. Теперь работник рассматривается уже не только как субъект трудовых отношений, но и как личность. Изменяется роль и место кадровых служб в организационной структуре управления предприятий. Система управления персоналом охватывает широкий круг управленческих проблем: планирование потребностей в персонале, подбор и профессиональная адаптация новых работников, разработка компенсационных программ, корпоративное обучение сотрудников и др. Однако службы по управлению персоналом, как правило, выполняли еще обслуживающую роль, являясь функциональными подразделениями, а персонал рассматривался как издержки, которые надо оптимизировать.
В 70-80-e гг. прошлого столетия, когда экономику развитых стран охватили структурные изменения под воздействием научно-технического прогресса, появляется новое понятие - «человеческий капитал».
Развитие теории человеческого капитала отражено в работах лауреатов Нобелевской премии С. Кузнеца, Т. Шульца, Г. Беккера и многих других экономистов. Гарри Беккер в классическом произведении в этой области «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» определяет человеческий капитал как «комплекс приобретенных и унаследованных качеств, как образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и другие, которые могут быть использованы в течение определенного времени для производства товаров и услуг».
В теории человеческого капитала затраты - это своего рода капитальные вложения, позволяющие индивиду, фирме, обществу в целом достигать определенных экономических результатов, производить в больших объемах и лучшего качества товары и услуги, получать более высокие денежные доходы и т.п. Эти затраты носят название «инвестиции в человеческий капитал». В самом общем виде суть теории человеческого капитала можно определить следующим образом: она исследует взаимосвязь между инвестициями в человеческий фактор и доходами, которые получаются от этих инвестиций.
Для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве с середины 80-x гг. используется термин «человеческие ресурсы».
Как известно, функционирование любой экономической системы представляет собой процесс преобразования ресурсов для удовлетворения потребностей общества, индивидов в товарах и услугах. Все ресурсы экономической системы обладают как общими, так и специфическими свойствами. [2, с. 6]
2 Состав и структура человеческих ресурсов
Основными характеристиками
персонала организации
Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.
В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно-производственный (ППП) и непромышленный.
К
промышленно-производственному
В свою очередь, ППП в зависимости от выполняемых им функций классифицируется на следующие категории: рабочие и служащие.
К рабочим относятся работники предприятия, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным – рабочие, занимающиеся обслуживанием производства. Это деление чисто условное, и на практике иногда их трудно разграничить.
В группе служащих выделяют следующие категории работающих:
руководители – лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Они подразделяются на линейных, возглавляющих относительно обособленные хозяйственные системы, и функциональных, возглавляющих функциональные отделы или службы;
Информация о работе Человеческие ресурсы организации и их учёт в деятельности организации