Цели организации: классификация и механизм формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Управление – это осознанная и целенаправленная деятельность, с помощью которой человек упорядочивает и подчиняет своими интересами элементы внешней среды. Наряду с такими характеристиками управления, как работа с ресурсами предприятия, выполнение непрерывных и взаимосвязанных видов деятельности стоит и концентрация деятельности на достижение целей предприятия. При управлении организацией опытные менеджеры определяют постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы.

Оглавление

Введение
1. Основные цели и функции предприятия в условиях рынка
2. Роль целеполагания в процессе планирования
2.1 Понятие цели и миссия организации
Классификация целей
3. Выявление целей
3.1 Важность постановки цели, главная цель организации
3.2 Двуцелевой характер производства
Требования к постановке целей
4. Механизм формирования
4.1 Построение дерева целей
4.2 Сопоставление целей со стратегией
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине основы менеджмента

на тему:

Цели организации: классификация  и механизм формирования

 

Исполнитель: студентка  гр. 3802

Паскина Т. В.

Преподаватель: Андреев  В. Н.

 

 

 

Санкт - Петербург

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Основные цели и функции предприятия в условиях рынка

2. Роль целеполагания в процессе планирования

2.1 Понятие цели и миссия организации

    1. Классификация целей

3. Выявление целей

3.1 Важность постановки цели, главная цель организации

3.2 Двуцелевой характер производства

    1. Требования к постановке целей

4.  Механизм формирования

4.1 Построение дерева целей

4.2 Сопоставление целей со стратегией

Заключение

Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление – это  осознанная и целенаправленная деятельность, с помощью которой человек  упорядочивает и подчиняет своими интересами элементы внешней среды. Наряду с такими характеристиками управления, как работа с ресурсами предприятия, выполнение непрерывных и взаимосвязанных видов деятельности стоит и концентрация деятельности на достижение целей предприятия. При управлении организацией опытные менеджеры определяют постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Постановка четких целей и последующая деятельность в соответствии с ними, одна из самых серьезных задач, с которыми сталкивается руководитель.

Нужно установить цели и  миссию организации, построить «дерево целей», а после этого выработать стратегию поведения, обеспечивающую выполнение этих составляющих. Это является одной из основных задач высшего руководства и составляет важную часть всего управления, называемого – управление по целям. Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов. Процесс постановки целей влияет на качество управления, а эффективный процесс постановки целей улучшает качество управления в целом. Искусно выбранная цель увеличивает планы управления и укрепляет эффективность работы организации в целом. П. Питер и Р. Уотермен отмечают одно исследование, которое проводилось в этой области, оно базировалось на сравнении результатов деятельности двух фирм, в одной из которых постановка целей проводилась только формально. А в другой такие цели были одним из важнейших звеньев управления. Анализ десятилетнего периода деятельности обоих фирм показал, что чистая прибыль той компании, которая систематически практиковала процесс постановки целей, значительно превышает прибыль компании. Которая не уделяла этому процессу особого внимания. В данной курсовой работе будет рассматриваться постановка и классификация целей, проблемы при постановке целей и их возможные решения, как формируются цели и как они влияют на управление предприятием.

 

Основные цели и функции  предприятия в условиях рынка

 

Во многих учебниках указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать этой цели в том случае, если в своей  работе будут придерживаться определенных принципов и выполнить необходимые  функции.

Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующее "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы  достигалось:

  • Определенный результат при наименьших затрат - принцип минимизации;
  • При заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип  экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать "экономично".

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при  которой оно могло в любой  момент времени расплатиться по своим  долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т.е. достижение как  можно большей прибыли или  как можно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия  должны:

  • Выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
  • Рационально использовать производственные ресурсы с учетом из взаимозаменяемости;
  • Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • Систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управлении;
  • Заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  • Обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
  • Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы  вся функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Выработка успешной стратегии начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут  меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

В современных условиях перед многими  отечественными предприятиями стоят  совершенно иные цели и задачи, а  получение прибыли находится  далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть "на плаву".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль  целеполАгания в процессе планирования

 

1.1 Понятие цели, миссия организации

 

Цель - это желаемое состояние  объекта в будущем. В управлении необходимо оценить каждую функцию  и вид деятельности внутри компании, исходя из их вклада в достижение целей  компании [2]. Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемого образа действий, устанавливают стандарты для оценки достигаемой эффективности и дают общий ориентир для деятельности фирмы в целом. Это осознанная потребность в достижении определенного результата в перспективе.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Когда речь идет о целевом  начале в управлении организацией и  соответственно о целевом начале в поведении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссия и цель. Нужно установить то и другое, а после этого выработать стратегию поведения, обеспечивающую выполнение этих составляющих.

Это является одной из основных задач высшего руководства и составляет важную часть всего управления, называемого – управление по целям – Management by Objectives, MBO. Ориентирован на выполнение постановленной цели как будущего результата. Основной смысл целевого начала – это максимально повысить долгосрочную эффективность [3].

Миссия организации  – это наиболее общая цель деятельности организации, предназначение, смысл  существования и организации  относительно внешней среды. В миссии организации заключена роль, которую  она собирается играть на сцене своего бизнеса в решении социально-экономических задач общества, региона, что позволяет отличит ее от других подобных организации. Миссия это внешний образ организации, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность организации перед партнерами, потребителями, обществом в целом [3].

 


Установление миссии



Выявление целей


Построить дерево целей


Выработать стратегию  поведения

 

Рис. 1

 

Обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии [4] :

1. Основной продукт  (услуга), производимой фирмой.

2. Главный рынок для  реализации товара (услуг).

3. Технологическая система  производства.

Каждый из этих трех элементов  необходим, поскольку только их комбинация составляет полную картину деятельности фирмы.

Таким образом, миссия определяет суть деятельности предприятия, ее базовые цели и принципы, помогает объединить усилия в одном направлении, служит базой для построения и коррекции целей организации.

 

1.2 Классификация целей

 

Выбор и формулирование целей определяются конкретными  условиями их реализации на ближайший период, определяют конкретными условиями их реализации на ближайший период, определяют стратегию организации. Цели классифицируют [3]:

1. По масштабу деятельности  – глобальные, общие, локальные,  частные. 

2. По объектам –  цели организации в целом, цели структурных подразделений (стратегических зон хозяйствования – СЗХ, стратегических единиц бизнеса –СЕБ), функциональных подсистем организации:

  • Экономические, т.е. укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности.
  • Научно-технические цели концентрируются на создании и внедрении в производство новых и совершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня мировых стандартов.
  • Технологические , к ним относятся создание и внедрение новых технологий, строительство и реконструкция производства, компьютеризация, автоматизация и т.д.
  • Социальные цели – это создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, улучшение медицинского обслуживания.
  • Производительные – это выпуск продукции определенного объема товаров и услуг, повышение их качества.
  • Административные цели предполагают, в частности, достижение высокой управляемости, надежного взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками, высокой дисциплины и слаженности в работе.
  • Маркетинговые цели - это завоевание новых рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продолжение жизненного цикла продукции, достижение лидерства в продажах.

цели конкретных исполнителей:

  • Положение на рынке, описываемое таким показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж, работа с клиентами и т.п.;
  • Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т. п.; мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники, и т.п.;
  • Финансовые результаты, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала, рентабельность, доход на акцию и т.п.;
  • Инновации. Разработка, производство новых товаров и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов с области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, повышение качества продукции и т. п.;
  • Управленческие аспекты. Выражены в качестве менеджмента по шкале персональных достижений менеджеров, работающих в организации, надежность системы, готовность и способность выполнять новые задачи и т.п.;
  • Кадровые ресурсы, описываемые с помощью показателей выполнения трудовых функций и отношения к работе, рентабельности персонала, текучести кадров. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками – потребности и благосостояние сотрудников, высокая заработная плата. Лучшие условия труда, возможность роста, профессионального развития. Повышения квалификации работников и т. д.;
  • Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей;
  • Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества. Предприятие должно благотворно воздействовать на общественную жизнь не только узко, в смысле увеличения возможностей для материального роста, но и широко, соответствую общепринятым общественным ценностям, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальных проблем, объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.;

3. По функциям управления: цели анализа, принятие решения;

Информация о работе Цели организации: классификация и механизм формирования