Целевое управление персоналом современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Анализ видов управления привёл к пониманию того, что имеется управление реактивное и управление целевое. Весь спектр современных методов менеджмента размещаются между ними. На одном конце спектра находится реактивное управление, которое сводится к реакции на текущие события, при этом цели остаются декларациями, не реализованными на практике, а планы часто меняются или не выполняются вообще, т.е. существуют чисто формально.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…………….1

1. Теоретические основы целевого управления персоналом………………...3

2. Принципы и методы осуществления целевого управления……………….8

3. План работы с персоналом………………………………………………....14

3.1 Привлечение персонала………………………………………….…15

3.2 Процесс отбора персонала………………………………………....17

3.3 Организация процесса распределения персонала………………...19

3.4 Введение работника в курс дела…………………………………...20

3.5 Организация работы по адаптации персонала…………………….21

3.6 Обучение персонала………………………………………………...21

4. Эффективность целевого управления……………………………………..24

4.1 Механизм мотивации высокоэффективного труда в рамках целевого управления современной организации………………………………..24

4.2 Стратегия самоорганизации персонала в рамках целевого управления предприятием……………………………………………………………26

4.3 Эффективность программ целевого управления……………….…27
Выводы…………………………………………………………………………30

Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
    1. Разработка  долгосрочных целей  фирмы (стратегическое планирование).

             В основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов для предоставления их совету директоров, а также высшему руководителю. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей. В условиях постоянно меняющейся внешней среды это нелегко.

       Перспективное планирование – крайне важный этап успешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего звена управления. Для определения долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей относительно этих ситуаций. Именно на этом этапе необходимо развёрнутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия фирмы по всем её направлениям. Практика показывает, что стратегия фирмы не вырабатывается в один день, руководитель решает эти проблемы поэтапно.

       Желательно  проводить разработку долгосрочных целей снизу вверх. Алгоритм может  быть следующим:

    1. подробное обсуждение руководством фирмы стратегических планов фирмы с управляющими подразделениями;
    2. рассмотрение всех замечаний и предложений;
    3. использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.

    Опыт  ряда компаний показывает, что данный подход к разработке стратегических планов является более разумным и позволяет усовершенствовать перечень целей, стоящих перед каждым подразделением.

     

2. Оценка действующей организационной структуры управления.

       Разработать организационную структуру управления, составить положение о подразделениях и расписать их функции – не такая уж и сложная задача. Сложно ответить на следующие вопросы:

    • Правильно ли распределены функциональные обязанности? Насколько хорошо и выполняют сотрудники?
    • Соответствует ли организационная структура требованиям окружающей среды? Если нет, то как наиболее быстро и с минимальными затратами провести её реорганизацию?
    • Привлекает ли управляющий высшего звена к разработке целей своих подчинённых или он делает это единолично? Другими словами, насколько хорошо налажены двусторонние связи в данной структуре управления?

Следует помнить, что любая организация  не будет работать эффективно, если в ней нет чёткого распределения  обязанностей и персональной ответственности. 

           3. Разработка целей структурных подразделений.

От правильности этих целей зависит успех выполнения всего долгосрочного плана фирмы. Осуществление этих целей ориентированно скорее на развитие, чем на достижение результатов.

       Сущность  выполнения данного этапа заключается  в том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего по горизонтали. Исходя из того, что все реальные организации многоцелевые, на данном этапе на каждом уровне управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. С другой стороны, должны быть выбраны главные цели,

Под которые  и предстоит проектировать организацию.

Для координации выбранных  целей необходима их оценка

и по вертикали (как исходный материал построения дерева целей). 

    1. Доведение выбранных целей  до подразделений  – обоснование  построения дерева целей.

       Сущность  данного этапа заключается в  выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления. В результате такой работы оказывается  возможным построение дерева целей (рис.2.1). Оно представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

    1. Общая цель, находящаяся в вершине грифа, должна содержать описание конечного результата.
    2. При развёртывании общей цели в иерархическую структуру целей исходя из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня.
    3. При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения.
    4. Подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и не выводимыми друг от друга.
    5. Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определённым способом и в заранее установленные сроки.

         Количество уровней декомпозиции  зависит от масштабов и сложности  поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения её менеджмента.

       Дерево  целей строится для каждого уровня управления, а затем производится «сшивание» дерева целей каждого  уровня в общее дерево целей организации. 

5. Доведение целей до каждого конкретного исполнителя.

       На  этом этапе прежде всего выясняется возможность реализация сформулированной ранее цели конкретным исполнителем. В ряде случаев для понимания  необходимой деятельности потребуется  выбранные цели детализировать. Только после установления согласованности системы целей и конкретной деятельности можно утверждать, что выбранные цели доведены до каждого конкретного исполнителя.

       Реальная  работа в этом направлении предполагает широкое обсуждение всех целей на производственных совещаниях.

 

        

         
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.2.1 Дерево целей.  

    1. Реализация целей.

Этот  этап включает:

    • Закрепление целей за каждым исполнителем;
    • Выявление наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей;
    • Установление графика необходимых работ;
    • Контроль выполнения целей во всей системе управления сверху до низу;
    • Своевременность вмешательства в процесс управления на любом уровне управления.
 

       7. Оценка достигнутых результатов.

     Оценка  достигнутых результатов должна производится снизу вверх с выходом  на глобальные цели. Обсуждение результатов  должно быть произведено неформально  с учётом мнения сотрудников организации. Иногда для этой цели разрабатываются специальные анкеты, которые обрабатываются с учётом теории экспертных оценок. Результаты обработки доводятся до каждого уровня управления несколько раз, обсуждаются и повторно обрабатываются до получения полного согласия. 

  8. Корректировка целей.

       Цели  корректируются после выявления  степени прогресса в реализации поставленных целей, т.е. с учётом достижения целей выбранные ранее цели корректируются. Практически это означает окончание  цикла формирования целей. 
 
 
 

3. ПЛАН РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 

      Для разработки плана работы с персоналом необходимо с помощью  специально разработанных анкет собрать следующую информацию:

  • сведения о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, время поступления на работу и т. д.);
  • данные о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т. д.);
  • текучесть кадров;
  • потери времени в результате простоев, по болезни;
  • данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков);
  • заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
  • данные об услугах социального характера, предоставляемых государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

    Анкеты  следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными целями они могли служить и кадровому планированию.

      Информация  о персонале представляет собой  совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки  для кадрового планирования.

      Информация  о персонале должна отвечать следующим требованиям:

  • простоты - это значит, что информация нее должна содержать столько данных и только в том объеме, сколько необходимо в данном конкретном случае;
  • наглядности - сведения должны быть представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное, избежать многословия. Для этого нужно использовать таблицы,  графики, цветное оформление материала;
  • однозначности - сведения не должны быть не ясными, в их толкование следует следить за семантической, синтаксической и логической однозначностью материала;
  • сопоставимости - сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне ее;
  • преемственности - сведения о кадрах, подаваемых за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы представления;
  • актуальности - сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т. е. представляться без опозданий.

      Планирование  потребностей в персонале является начальной ступенью процесса кадрового  планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений. 

    3.1 Привлечение персонала

    Задачей планирования привлечения персонала  является удовлетворение в перспективе  потребности в кадрах за счет внутренних и внешних источников.

      Преимущества  и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены в таблице 3.1.  
 

      Таблица 3.1.

      Преимущества  и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала  

Преимущества  привлечения Недостатки  привлечения
Внутренние  источники привлечения персонала
Появление шансов для служебного роста (повышение  степени привязанности к организации, улучшение социально-психологического климата на производстве)

Низкие затраты  на привлечение кадров

Претендентов  на должность хорошо знают в организации

Претендент на должность знает данную организацию

Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны  может предъявить более высокие  требования в отношении оплаты труда, существующей на рынке труда в  данный момент)

Быстрое заполнение освободившейся  штатной должности, без длительной адаптации

Освобождение  занимаемой должности для роста  молодых кадров данной организации

«Прозрачность»  кадровой политики

Высокая степень  управляемости сложившейся кадровой ситуации

Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала

Появление возможности  избежать всегда убыточной текучести  кадров

Рост производительности труда (если перевод на новую должность  совпадает с желанием претендента)

Решается проблема занятости собственных кадров

Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом

Ограниченные  возможности для выборов кадров

Возможности появления  напряженности или соперничества  в коллективе в случае появления  нескольких претендентов на должность  руководителя

Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами

Нежелание отказать в чем-нибудь сотруднику, имеющему большой  стаж работы в данной организации

Снижение активности рядовых работников, претендующих на должность руководителя, так как автоматическим приемником является заместитель руководителя

Количественно перевод на новую должность не удовлетворяет потребность в  кадрах

Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами

Информация о работе Целевое управление персоналом современной организации