Библиографическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы представляется возможным определить как изучение библиографической деятельности в аспекте рассмотрения ее как системы.
Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:
1. Проанализировать признаки библиографии как объекта систематизации;
2. Выделить основные принципы функционирования библиографической деятельности;
3. Изучить основные направления структурирования библиографической деятельности;
3. Рассмотреть особенности организации библиографической службы в наиболее распространенных типах библиотек.

Оглавление

Введение
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографической деятельности

Принципы функционирования библиографической деятельности

Сущность и свойства универсальных библиографических
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1. Признаки библиографии как системы
2.2. Основные направления структурирования библиографической деятельности
2.3. Организация библиографической работы в публичных библиотеках
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

библиографическая деятельность.docx

— 44.03 Кб (Скачать)

Таким образом, библиографическая  практическая деятельность связана  с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.

1.2 Принципы функционирования  библиографической деятельности

 

Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется  в соответствии с определенными  целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются  в деятельности, то есть специфические  принципы.

Принципы – это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к  содержанию, организации, методике и  технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них  играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень  деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации  и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором  средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического  и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности, системность.

Принцип научности в библиографии проявляется по следующим направлениям: отражение в библиографических  источниках истинных научных знаний; использование данных науки и  научно-обоснованных методов во всех библиографических процессах; развитие науки о библиографической деятельности – библиографоведения; которое обусловливает направления развития, формы и методы библиографической деятельности. Демократизм библиографии проявляется, прежде всего, в общедоступности библиографической информации для всех слоев общества, в отсутствии дискриминации потребителя по какому-либо признаку. Во-вторых, этот принцип обозначает открытость всех источников информации в условиях борьбы с бюрократическими ограничениями во всех сферах, в том числе и информационной, в контексте прав человека на получение информации [17; 215].

Принцип организации и  самоорганизации относится к  числу важнейших принципов библиографической  деятельности. Эффект организации связан с принятием на государственном  уровне решений, определяющих стратегию  деятельности, основные центры и их взаимодействие, структуру управления и методического руководства, систему  финансового и правового обеспечения.

Вместе с тем следует  учитывать и действие закона самоорганизации  систем, в соответствии с которым  система упорядочивает и организует свою структуру под действием  множества внешних и внутренних факторов, в совокупности выявляющих новые тенденции, не всегда предусмотренные  человеком заранее.

Синергетический эффект саморазвития библиографии выражается, например, в  том, что происходит взаимопроникновение  библиографической и первичной  информации, библиография синтезируется  с различными формами представления  знания. Формируются жанры междисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов – интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к «экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающей документальные массивы.

Синергетический подход к  библиографии пока еще не получил  должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование  закономерности формирования и совершенствования  библиографической деятельности как  самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.

 

Ведущим принципом методического  характера, определяющим библиографическую  деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия – это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.

Специалисты отмечают активное смещение информационных интересов  в настоящее время в сторону  прагматических целей, определяемых деловой, предпринимательской активностью  потребителей, хотя учебные и научные  цели по-прежнему сохраняют свою значимость. Данный феномен в изменении акцентов, в смещении их с познавательных целей  на прагматические, требует новых  подходов в подаче информации. Их поиск  возможен и частично уже реализуется  по следующим направлениям: сочетание  библиографической информации с  фактографической; формировании информации как рыночного продукта и использование  приемов рекламы; новые формы  подачи информации (возможно, в виде концентрированного знания) в контексте  более жесткой ориентации на требования потребителя.

Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.

Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.

Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.

Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:

- создание специализированных  центров информации, выполняющих  специфические задачи;

 

- дифференциация в практике  создания пособий (по отраслевому,  тематическому, региональному и  другим признакам);

- оригинальный набор каталогов  и картотек (традиционных и электронных)  в соответствии с профилем  библиотек и библиографических  служб.

Принципы интеграции и  дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.

Эффективность библиографической  деятельности в значительной мере определяется использованием в ней принципа системности. Данный принцип сопрягается с  представлением объекта как системы, то есть совокупности элементов, находящихся  в определенных взаимосвязях, благодаря  чему образуется целостность, единство, обладающее новыми интегративными свойствами. В библиографировании это связано, прежде всего, с создании системы пособий, то есть такой совокупности пособий, которая охватывает в идеале все потребности всех читателей. Система пособий предлагает отраслевую всеохватность, взаимодействие и взаимодополнение отдельных пособий внутри единого целого, своевременное обновление изданий.

Принцип системности в  библиографическом обслуживании реализуется  через продуманную систему справочно-библиографического аппарата, обеспечивающего эффективный  библиографический поиск; через  комплекс отработанных алгоритмов обнаружения  нужного знания; через организацию  систематического информирования потребителя  по интересующим их вопросам. Системность  означает и рациональность, логичность решения организационных задач  в осуществлении библиографических  процессов.

Было бы нереально перечислить  все принципы, которыми руководствуются  в библиографической деятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроме наиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные с отдельными библиографическими процессами [7; 44].

Принципы носят конкретно-исторический характер, в полной мере действуют  в условиях определенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в них сохраняется  сущностная основа, поскольку она  находится в прямой зависимости  от сущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаются неизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач и обусловлено существование библиографии как общественного феномена.

Принципы библиографической  деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, что последние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, а принципы как исходные пункты являются их выражением.

 

Глава ІІ. Современная библиография как система

2.1 Признаки библиографии  как системы

 

Как и всякая наука, библиографическая  типология должна четко квалифицировать  для себя объект и предмет, методологию  и терминосистему.

Объектом библиографической  типологии является сама библиография как деятельность во всем реальном многообразии своего существования  и развития, предметом - представление  библиографии как системы, т.е. определенным образом структурированной целостности. Именно предмет библиографической  типологии становится главным средством  управляющего воздействия на развитие и совершенствование библиографии во всех отношениях [1; 75].

Методологической основой  формирования искомого предмета, библиографии как системы, является известный  общенаучный метод моделирования, конкретизированный до решения типологических задач и с учетом специфики  самой библиографии в системе  информационной деятельности. В этой связи мы и называем метод библиографической  систематизации, в основе которой  лежит общенаучный метод моделирования, типологическим методом. Более того, важно учитывать, что на современном  этапе сам типологический метод  выступает как система, сложная  методология, включающая, по меньшей  мере, восемь частных методов.

В любом случае следует  понимать, что методология библиографической  типологии должна быть многообразной  и системной. В данном варианте мы рассмотрели лишь один из возможных  подходов. Такая методология открывает  перспективы для обоснования  новых методов, разработка и включение  которых призваны обогатить теорию библиографоведения.

Целесообразным будет  взять за основу в библиографической  типологии четыре систематические  категории: тип, род, вид, индивид. Индивид  характеризует систематизацию самых  конкретных, реально существующих объектов, процессов, явлений библиографии (например, данный учебник по библиографии). Другие категории (тип - род - вид) отражают уже  идеальную систематизацию. Существо и взаимосвязь их следует понимать исходя из диалектического восхождения  от абстрактного к конкретному, где каждый уровень восхождения будет обозначен соответствующей систематической категорией по образцу известной диалектической триады "всеобщее - особенное - единичное". Следовательно, "тип" - это высшая систематическая категория в библиографической типологии, отражающая момент самой общей конкретизации категории "библиография" [3; 145].

В итоге мы можем, обобщая  все сказанное, предложить следующий  ряд признаков, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта  систематизации:

1) Цель (целевое, социальное  назначение или функция) - научная  категория, отражающая сущность  той социальной задачи, которую  реализует библиография;

2) Предмет (содержание, тема) - научная категория, отражающая  особенности социальной информации  как содержания библиографии;

3) Метод - научная категория,  отражающая способы логического  (мыслительного) достижения поставленной  цели;

4) Жанр (знаковая, литературная  форма) - научная категория, отражающая  способы семиотического воспроизведения  библиографической информации;

 

5) Социальная значимость - научная категория, отражающая  качественную избирательность (новизна,  ценность и полезность) библиографии;

6) Полнота - научная категория,  отражающая количественную избирательность  (полная, выборочная и т.п.) библиографии;

7) Социальный уровень - научная категория, отражающая  особенности социальной специализации  библиографии;

8) Структура - научная категория,  отражающая способы членения  и взаимосвязи различных частей (подсистем, элементов) библиографии;

9) Время - научная категория,  отражающая историко-хронологические  характеристики библиографии;

10) Пространство - научная  категория, отражающая территориально-географические  характеристики библиографии;

11) Материальная конструкция  (материально-конструктивный носитель) - научная категория, отражающая  способы технологического воспроизведения  библиографической информации;

12) Потребность (читательское  назначение, адрес) - научная категория,  отражающая особенности субъекта (общество - коллектив - личность) библиографии [18; 86].

Информация о работе Библиографическая деятельность