Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы представляется возможным определить как изучение библиографической деятельности в аспекте рассмотрения ее как системы.
Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:
1. Проанализировать признаки библиографии как объекта систематизации;
2. Выделить основные принципы функционирования библиографической деятельности;
3. Изучить основные направления структурирования библиографической деятельности;
3. Рассмотреть особенности организации библиографической службы в наиболее распространенных типах библиотек.
Введение
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографической деятельности
Принципы функционирования библиографической деятельности
Сущность и свойства универсальных библиографических
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1. Признаки библиографии как системы
2.2. Основные направления структурирования библиографической деятельности
2.3. Организация библиографической работы в публичных библиотеках
Заключение
Список литературы
Таким образом, библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.
1.2 Принципы функционирования библиографической деятельности
Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.
Принципы – это основные
исходные положения, наиболее устойчивые,
определяющие систему требований к
содержанию, организации, методике и
технологии деятельности. Они различны
по своему значению. Важнейшие из них
играют роль руководящих, методологических,
определяющих качественный уровень
деятельности. К ним относятся: научность,
демократизм, принцип организации
и самоорганизации. Другие принципы
преимущественно связаны с
Принцип научности в библиографии проявляется по следующим направлениям: отражение в библиографических источниках истинных научных знаний; использование данных науки и научно-обоснованных методов во всех библиографических процессах; развитие науки о библиографической деятельности – библиографоведения; которое обусловливает направления развития, формы и методы библиографической деятельности. Демократизм библиографии проявляется, прежде всего, в общедоступности библиографической информации для всех слоев общества, в отсутствии дискриминации потребителя по какому-либо признаку. Во-вторых, этот принцип обозначает открытость всех источников информации в условиях борьбы с бюрократическими ограничениями во всех сферах, в том числе и информационной, в контексте прав человека на получение информации [17; 215].
Принцип организации и
самоорганизации относится к
числу важнейших принципов
Вместе с тем следует
учитывать и действие закона самоорганизации
систем, в соответствии с которым
система упорядочивает и
Синергетический эффект саморазвития
библиографии выражается, например, в
том, что происходит взаимопроникновение
библиографической и первичной
информации, библиография синтезируется
с различными формами представления
знания. Формируются жанры
Синергетический подход к библиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерности формирования и совершенствования библиографической деятельности как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.
Ведущим принципом методического характера, определяющим библиографическую деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия – это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.
Специалисты отмечают активное
смещение информационных интересов
в настоящее время в сторону
прагматических целей, определяемых деловой,
предпринимательской
Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.
Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.
Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.
Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:
- создание специализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;
- дифференциация в практике
создания пособий (по
- оригинальный набор каталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилем библиотек и библиографических служб.
Принципы интеграции и дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.
Эффективность библиографической деятельности в значительной мере определяется использованием в ней принципа системности. Данный принцип сопрягается с представлением объекта как системы, то есть совокупности элементов, находящихся в определенных взаимосвязях, благодаря чему образуется целостность, единство, обладающее новыми интегративными свойствами. В библиографировании это связано, прежде всего, с создании системы пособий, то есть такой совокупности пособий, которая охватывает в идеале все потребности всех читателей. Система пособий предлагает отраслевую всеохватность, взаимодействие и взаимодополнение отдельных пособий внутри единого целого, своевременное обновление изданий.
Принцип системности в
библиографическом обслуживании реализуется
через продуманную систему
Было бы нереально перечислить
все принципы, которыми руководствуются
в библиографической
Принципы носят конкретно-
Принципы библиографической
деятельности взаимосвязаны с
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1 Признаки библиографии как системы
Как и всякая наука, библиографическая типология должна четко квалифицировать для себя объект и предмет, методологию и терминосистему.
Объектом библиографической
типологии является сама библиография
как деятельность во всем реальном
многообразии своего существования
и развития, предметом - представление
библиографии как системы, т.е. определенным
образом структурированной
Методологической основой
формирования искомого предмета, библиографии
как системы, является известный
общенаучный метод
В любом случае следует
понимать, что методология
Целесообразным будет взять за основу в библиографической типологии четыре систематические категории: тип, род, вид, индивид. Индивид характеризует систематизацию самых конкретных, реально существующих объектов, процессов, явлений библиографии (например, данный учебник по библиографии). Другие категории (тип - род - вид) отражают уже идеальную систематизацию. Существо и взаимосвязь их следует понимать исходя из диалектического восхождения от абстрактного к конкретному, где каждый уровень восхождения будет обозначен соответствующей систематической категорией по образцу известной диалектической триады "всеобщее - особенное - единичное". Следовательно, "тип" - это высшая систематическая категория в библиографической типологии, отражающая момент самой общей конкретизации категории "библиография" [3; 145].
В итоге мы можем, обобщая все сказанное, предложить следующий ряд признаков, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации:
1) Цель (целевое, социальное
назначение или функция) - научная
категория, отражающая
2) Предмет (содержание, тема)
- научная категория, отражающая
особенности социальной
3) Метод - научная категория,
отражающая способы
4) Жанр (знаковая, литературная
форма) - научная категория, отражающая
способы семиотического
5) Социальная значимость
- научная категория, отражающая
качественную избирательность (
6) Полнота - научная категория,
отражающая количественную
7) Социальный уровень -
научная категория, отражающая
особенности социальной
8) Структура - научная категория,
отражающая способы членения
и взаимосвязи различных частей
(подсистем, элементов)
9) Время - научная категория,
отражающая историко-
10) Пространство - научная
категория, отражающая
11) Материальная конструкция
(материально-конструктивный
12) Потребность (читательское
назначение, адрес) - научная категория,
отражающая особенности