Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы представляется возможным определить как изучение библиографической деятельности в аспекте рассмотрения ее как системы.
Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:
1. Проанализировать признаки библиографии как объекта систематизации;
2. Выделить основные принципы функционирования библиографической деятельности;
3. Изучить основные направления структурирования библиографической деятельности;
3. Рассмотреть особенности организации библиографической службы в наиболее распространенных типах библиотек.
Введение
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографической деятельности
Принципы функционирования библиографической деятельности
Сущность и свойства универсальных библиографических
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1. Признаки библиографии как системы
2.2. Основные направления структурирования библиографической деятельности
2.3. Организация библиографической работы в публичных библиотеках
Заключение
Список литературы
1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник / Под ред. О.П. Коршунова. - М.: Издательство «Книжная палата», 1990. - 254 с.
1. Библиотечное дело: Терминологический словарь / Сост.: Суслова И.М., Уланова Л.М. – М., 1986. – с. 34.
2. Васильева Т.А. О сущности справочно-библиографического обслуживания // Сов.библиогр. – 1984. №5.
2. Вохрышева М. Г. Теория библиографии [Текст]: учебное пособие / М. Г. Вохрышева. -Самара,
4.
Ванеев А. Н. Справочник
3. Гречихин, А. А. Общая библиография: теоретико-методологические основы : учеб. пособие / А. А. Гречихин. - Москва, 1990. - 180 с.
3. Диомидова Г.Н. Библиография: Общий курс. – М., 1991. – 241 с.
5. Коршунов, О. П. Библиографоведение: общий курс : учеб. издание. - Москва: Книжная палата, 1990. - 229 с.
4. Мачурина А.Т. Об «интуиции» библиографа и логике библиографического разыскания: (Из опыта работы с читат. требованиями) // Сов.библиогр. - №1.
5. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практическое пособие. – М., 1999. – 80 с.
6. Моргенштерн И.Г. О профессии и личности библиографа // Сов. библиогр. – 1983. №5.
1.
Моргенштерн, И. Г. Общее
2004.-368 с.
3. Моргенштерн И.Г. Что же такое СБА? // Библиография. -1993. -№ 2. - с.135 - 136.
7. Терешин В.И. Так что же такое - СБА и СБФ в библиотеке. // Библиография. -1994. - № 2. с.22 - 25.
13. Тлумачальны слоўнік бібліятэчных і бібліяграфічных тэрмінаў / Леончыкаў В.Е., Дзямешка Л.А., Саматыя Р.І. – Мн., 2003. – с.29.
Библиографическая деятельность библиотеки
Содержание
Введение
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1. Признаки библиографии как системы
2.2. Основные направления
структурирования
2.3. Организация библиографической работы в публичных библиотеках
Заключение
Список литературы
Список условных сокращений
Введение
Библиография
- один из важнейших компонентов
науки и социальных коммуникаций.
От уровня её состояния во многом зависит
и эффективность когнитивно-
Библиографическая
деятельность осуществляется в библиотеках
всех типов, независимо от их ведомственной
принадлежности, состава читателей,
объема фондов и профиля работы.
Можно сказать, что библиографическая
деятельность является «сквозной функцией»
библиотеки, поскольку и при наличии
библиографического подразделения
она осуществляется на всех основных
участках ее работы. Усиление в последние
годы этой «сквозной функции» связано
с внедрением в библиографические
подразделения компьютерной технологии.
Это открыло дистанционный
Требования
к библиографической
Справочно-библиографическое
обслуживание осуществляют все структурные
подразделения, обслуживающие читателей,
удовлетворяя читательские запросы
с помощью своего фонда и справочно-
Необходимость всемерной
интенсификации, повышения качества
и эффективности
Актуальность выбора темы курсовой работы определяется всеми вышеизложенными фактами, которые позволяют утверждать о важности и целесообразности изучения данного вопроса.
Цель данной курсовой работы представляется возможным определить как изучение библиографической деятельности в аспекте рассмотрения ее как системы.
Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:
1. Проанализировать признаки
библиографии как объекта
2. Выделить основные принципы
функционирования
3. Изучить основные направления
структурирования
3. Рассмотреть особенности
организации библиографической
службы в наиболее
Объектом рассмотрения в данной курсовой работе служит библиографическая деятельность библиотеки.
Предметом рассмотрения, в свою очередь, можно назвать признаки и особенности библиографии с точки зрения системы.
Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
1.1 Понятие «библиографическая
деятельность», основные
Понятие «библиографическая
деятельность» относится к
Многие авторы рассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данные понятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях, их нетождественности.
Все разнообразие представлений
о библиографической
При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании. Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспекте научной терминологической строгости.
Библиографическая деятельность
определяется как область деятельности
по удовлетворению потребности в
библиографической информации, то есть
в нее включается лишь практическая
сфера, за пределами остаются научно-исследовательский,
учебно-педагогический компоненты. Между
тем в самом понятии
Можно придти к выводу, что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболее общими по объему и содержанию.
Это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной сущности библиографической деятельности.
Библиография выражает совокупность
всех библиографических явлений
в целом, она выполняет функцию
обобщенной характеристики, позволяя
все библиографическое
Первоначальная теоретическая фиксация библиографической деятельности не раскрывает формы реального существования, природу и структуру этого процесса, что возможно лишь на дальнейших ступенях конкретизации понятия. Более точное понимание библиографической деятельности складывается только через многообразие ее определений, как результат введения целого ряда категорий, развертывающих исходное понятие.
Поскольку библиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает в себя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишь с одной ее частью – практической. Следовательно, возникает необходимость в специальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии «библиографическая практическая деятельность».
Следует отметить определенные характерные признаки библиографической практической деятельности: предметность, социальную обусловленность, целесообразность, субъектность. Предметность выражается в наличии специфического предмета, на который направлена деятельность, в изменении этого предмета под воздействием различных факторов, в создании общественно-необходимого продукта – библиографических пособий, баз данных. Существенным специфическим признаком библиографической практической деятельности является ее социальность [8; 57]. То есть она по природе своей носит общественный характер. Ее содержание определяется характером общественных потребностей, реальными обстоятельствами и условиями, наличными материальными средствами. Основное ее противоречие – между реальной наличной действительностью и целями, которые человек ставит исходя из своих потребностей и интересов. Поскольку она носит общественный характер и осуществляется предметным образом, она всегда обладает направленностью, которая задается ее предметом, внешними и внутренними факторами, выступающими как регуляторы деятельности. Зависимость деятельности от ее регуляторов предстает в различных видах ее целесообразности. Целесообразность библиографической практической деятельности – это ее движение к конечному результату. Она обусловлена как внешними факторами, связанными с определенными конкретно-историческими условиями и законами социальной системы, так и внутренними факторами, отражающими степень соответствия объективных свойств предмета и средств, методов, обеспечивающих получение высокого результата.
Наличие субъектного момента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителя библиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф не только воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводу предмета со вторым субъектом – потребителем. В сфере познания субъект выступает в роли исследователя-библиографоведа, преподавателя и обучающегося. Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствии автора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированных элементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях, карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).
Исходя из целостного понимания библиографической деятельности как органического единства ее чувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь, выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носит осознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций, чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическое действие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет и познавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием» истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера: практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательских средств [1; 69].
В библиографической
Высшей ступенью является
теоретическая деятельность, использующая
свои методы, имеющая целью исследовать
закономерности и тенденции развития
библиографической
Учебно-познавательная библиографическая
деятельность органически включает
в себя элементы научной деятельности
(производство нового знания) и элементы
практической деятельности (участие
в библиографических процессах)