Так, введение наблюдения
не является основанием для
отстранения от работы руководителей
предприятия-должника. Однако органы
управления этим предприятием
не вправе принимать решения о реорганизации, создании филиалов
и представительств, выплате дивидендов,
размещении ценных бумаг, а сделки, связанные
с недвижимым имуществом, имуществом,
балансовая стоимость которого составляет
более 10% стоимости активов, с получением
и выдачей займов и т.п., могут совершаться
исключительно с согласия временного
управляющего.
Для проведения процедуры
наблюдения арбитражным судом
назначается временный управляющий,
как правило, из числа кандидатов,
предложенных кредиторами. Обязанностями
временного управляющего являются:
- обеспечение сохранности имущества должника;
- проведение анализа финансового состояния;
- определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
- установление всех кредиторов;
- созыв первого собрания кредиторов.
По окончании процедуры наблюдения временный
управляющий представляет в арбитражный
суд отчёт о своей деятельности, сведения
о финансовом состоянии предприятия-должника
и предложение о возможности или невозможности
восстановления его платёжеспособности.
На основании представленного отчёта
и ходатайства первого собрания кредиторов
арбитражный суд принимает одно из решений:
- о введении внешнего управления;
- о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения.
С момента принятия решения, наблюдение,
как процедура банкротства, прекращается.
- Внешнее управление (судебная санация).
Под внешним управлением
имущества должника понимается
процедура, направленная на продолжение
деятельности предприятия-должника,
назначаемая арбитражным судом по заявлению
должника, собственника предприятия или
кредитора и осуществляемая на основании
передачи функций по управлению предприятием-должником
внешнему управляющему.
Основанием для
назначения внешнего управления
имуществом должника является наличие реальной
возможности восстановить платёжеспособность
предприятия-должника с целью продолжения
его деятельности путём реализации части
его имущества и осуществления других
организационных и экономических мероприятий.
Последствия внедрения внешнего управления:
- С даты введения внешнего управления:
прекращаются полномочия руководителя
должника, управление делами должника
возлагается на внешнего управляющего;
внешний
управляющий вправе издать указ
об увольнении руководителя должника
или предложить руководителю перейти
на другую работу в порядке и на условиях,
которые установлены трудовым законодательством;
прекращаются
полномочия органов управления
должника и собственника имущества
должника – унитарного предприятия,
полномочия руководителя и иных органов
управления должника переходят к внешнему
управляющему;
отменяются
ранее приятые меры по обеспечению
требований кредиторов;
аресты
на имущество должника и иные
ограничения должника в части распоряжения
принадлежащим ему имуществом могут быть
наложены исключительно в рамках процесса
о банкротстве;
вводится
мораторий на удовлетворение
требований кредиторов по денежным
обязательствам и об уплате
обязательных платежей.
2. Органы управления должника в пределах
компетенции, установленной федеральным
законом, вправе принимать решения:
о внесении изменений и дополнений
в устав общества в части
увеличения уставного капитала;
об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
об увеличении уставного капитала
акционерного общества путём
размещения дополнительных обыкновенных
акций;
об определении порядка ведения
общего собрания акционеров;
об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
о замещении активов должника
и т.д.
Внешний управляющий
может быть освобождён от занимаемой
должности управляющего по собственному
заявлению в арбитражный суд;
так же внешний управляющий
освобождается от должности в случае ели цель внешнего
управления (выход из кризиса) достигнута
или если стало очевидно, что достижение
этой цели невозможно. Существуют и другие
причины по которым внешний управляющий
может быть отстранён от занимаемой должности,
они предусмотрены статьями 97 и 98 Федерального
закона «о банкротстве».
Внешний управляющий
имеет право:
- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьёй 102 настоящего Федерального закона;
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключённых или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона «о банкротстве».
Также внешний
управляющий имеет обязанности:
- принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
- разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учёт и отчётность;
- заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявляемых к должнику требований кредиторов;
- принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
- вести реестр требований кредиторов;
- реализовать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
- информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
- представить собранию кредиторов отчёт об итогах реализации плана внешнего управления;
Меры по восстановлению
платёжеспособности должника:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- увеличение уставного капитала должника за счёт взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника;
Санация.
При санации собственники предприятия,
либо кредиторы, либо иные лица (в том числе
органы исполнительной власти) оказывают
должнику целевую финансовую помощь, предоставляют
льготные кредиты, льготное налогообложение
и пр. Государственная финансовая поддержка
предоставляется тем предприятиям, которые
при наличии собственных возможностей
способны в короткое время эффективно
использовать полученные финансовые средства.
ФСДН разработала
два подхода к оздоровлению
неплатёжеспособных предприятий:
- санация с учётом наличия текущего спроса на их продукцию на рынке, состояния основных производственных фондов и мощностей, уровня технологии производства и квалификации производственного персонала, оценки внутренних резервов;
- вывод предприятия из хозяйственного оборота в силу их низкой эффективности.
Для реализации
этих задач органы исполнительной
власти формируют из проблемных
предприятий четыре группы претендентов
на получение государственной
финансовой помощи, положив в
основу следующие критерии:
- величину износа основных производственных фондов конкретного предприятия по сравнению со среднеотраслевым показателем;
- уровень спроса на основные виды выпускаемой продукции исходи из её качества и потребительских свойств.
Первая группа объединяет предприятия, у которых износ
основных фондов ниже среднеотраслевого
и имеет место высокий спрос на их продукцию
на соответствующем товарном рынке. Предполагается,
что подобные предприятия способны самостоятельно
изыскать внутренние резервы для оздоровления
своего финансового состояния. Вторая группа включает
предприятия, у которых износ основных
фондов ниже среднеотраслевого, но имеет
место низкий спрос на их продукцию на
соответствующем товарном рынке. К третьей группе относят
предприятия, у которых износ основных
фондов выше среднеотраслевого, но имеет
место высокий спрос на их продукцию на
соответствующем товарном рынке. Четвёртая группа объединяет
предприятия, у которых износ основных
фондов выше среднеотраслевого и имеет
место низкий спрос на их продукцию на
соответствующем товарном рынке. Предприятия
четвёртой группы в связи с низким производственным
и рыночным потенциалом не могут рассчитывать
на финансовую помощь. Финансовая помощь
может быть оказана предприятиям второй
и третьей групп.
Наличие возможности
восстановления платёжеспособности
оформляется планом финансового оздоровления (бизнес – планом). Типовой план финансового
оздоровления разработан ФСДН и рекомендован
проблемным предприятиям для рассмотрения
возможности их санации. Данный план должен
включать в себя следующие разделы:
- Общая характеристика предприятия.
- Краткие сведения по плану финансового оздоровления. Приводятся срок реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, срок погашения помощи, финансовые результаты реализации плана.
- Анализ финансового состояния. Приводятся сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.
- Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности. К ним относятся:
- смена руководящего звена предприятия;
- инвентаризация предприятия;
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажа незавершённого строительства;
- оптимизация численности персонала;
- продажа излишек запасов товарно-материальных ценностей и оборудования;
- конверсия долгов путём преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочные ссуды.
- Рынок и конкуренция. Содержатся сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие, её современном состоянии и перспективах
развития.
- Деятельность в сфере маркетинга предприятия. Описываются стратегия маркетинга, характеризующаяся стратегиями проникновения на рынок и роста предприятия, каналы распределения продукции, коммуникации.
- План производства. Рассчитываются производственная
программа, численность работников, фонд
заработной платы, смета расходов и калькуляция
себестоимости продукции.
- Финансовый план. Определяются прибыль, текущая стоимость, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости,
точка безубыточности.
- Выводы.
Очевидно, что квалификационное
составление плана финансового
оздоровления является основой
при принятии решения об оказании
той или иной помощи. Оценивается
эффективность представленных
бизнес-планов при помощи показателей
внутренней нормы прибыли и чистой текущей
стоимости. В случае положительного заключения
ФСДН принимает решение о размере государственной
финансовой поддержки, сроках проведения
санации предприятия, размере предполагаемой
процентной ставки по кредитам и сроке
погашения кредита.
6. Конкурсное производство.
Целями конкурсного
производства являются:
- соразмерное удовлетворение требований кредиторов;
- объявление должника свободным от долгов;
- предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.
Принятие арбитражным
судом решения о признании
предприятия-должника банкротом
влечёт за собой открытие конкурсного
производства. Срок конкурсного
производства не может превышать
одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может
продлить указанный срок на 6 месяцев.
С этого момента:
- срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иные финансовые санкции по всем видам задолженности;
- сведения о финансовом состоянии должника перестают относится к коммерческой тайне;
- не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника;
- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника;
- все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.