Аттестации персонала предприятия на примере ОАО «МегаФон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО «МегаФон». Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи:
 рассмотреть понятие аттестации персонала;
 проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
 проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО «МегаФон»;
 предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода Assessment Center в системе аттестации персонала.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 5
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 5
1.2 Виды и формы аттестации персонала 12
1.3 Методы аттестации персонала 18
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО «МегаФон» 28
2.1 Характеристика ОАО «МегаФон» 28
2.2 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО «МегаФон» 31
3. Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации персонала ОАО «МегаФон» 36
Заключение 45
Список используемых источников и литературы 47

Файлы: 1 файл

Копия Мегафон.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

 


 

 

 

 

 

 

 
Рис. 4. Элементы Центра оценки

 

Презентация (Presentation Skills) – кандидатам дается задание без подготовки за 0,5 - 3 минуты рассказать сначала о себе, затем о своей компании. В первом случае оценивается способность вызвать доверие и интерес у новых людей, во втором – способность продавать товар и услугу. Выявляется техника профессиональной презентации: устойчивый контакт глазами с публикой, уверенная и разнообразная жестикуляция, свободная и приятная мимика, владение голосом (тембр, темп, громкость, модуляции), осанка и движения.

Деловые игры (Business Cases) – моделирование ситуаций бизнеса, где есть проблемы, недостаток информации, ограниченность ресурсов.

Выводы: в ходе оценочных мероприятий с использованием Assessment Center можно выяснить потенциал тех или иных сотрудников (т.к. количественные и качественные достижения их работы уже оцениваются и находят свое выражение в доходах всей коммерческой организации и качестве обслуживания клиентов), их способность к дальнейшему развитию и совершенствованию, их способности и желанию предлагать и воплощать в жизнь новые идеи, т.к. именно от этих качеств в современных динамично меняющихся условиях рынка зависит эффективность, успешность деятельности любой коммерческой организации.


2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО «МегаФон»

 

2.1 Характеристика ОАО «МегаФон»

В мае 2002 г. в результате переименования и изменения организационно-правовой формы ЗАО «Северо-Западный GSM» и ее объединения с рядом региональных операторов было создано ОАО «МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной связи. Созданием открытого акционерного общества «МегаФон» завершилось юридическое оформление объединительного процесса региональных операторов в рамках первого общероссийского проекта мобильной связи «МегаФон».

Акционерами ОАО «МегаФон» являются: ОАО «Телекоминвест» (31,3%), Sonera Holding B.V.(26%), ООО «ЦТ-Мобайл» (25,1%), Telia International AB (6,37%), Telia International Management AB (1,73%), IPOC International Growth Fund Limited (8,0%) и ООО «Контакт-С» (1,5%)

«МегаФон» - признанный лидер российского рынка телекоммуникаций по географии международного роуминга. Сегодня для абонентов сети «МегаФон» действует автоматический международный роуминг с 314 операторами мобильной связи в 165 странах мира. Кроме того, абоненты «МегаФон» могут воспользоваться услугами международного GPRS-роуминга в сетях 7 операторов в 6 странах мира.

«МегаФон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиента.

Исследование системы аттестации персонала в ОАО «МегаФон» целесообразно провести на примере одного из офисов продаж компании в г. Междуреченске.

Анализ основных показателей использования кадров офиса продаж ОАО «МегаФон» начнем с изучения структуры персонала.

Структура персонала офиса продаж ОАО «МегаФон» для наглядности изображена на рисунке 4. Наибольший удельный вес в структуре персонала занимают продавцы-консультанты. Удельный вес специалистов, вспомогательного персонала и менеджеров также высок. Наименьший удельный вес в структуре персонала офиса продаж ОАО «МегаФон» занимает обслуживающий персонал.

 

Рис. 4. Структура персонала офиса продаж ОАО "МегаФон"*

Рассмотрим, какой стаж работы имеют сотрудники исследуемого офиса продаж ОАО «МегаФон». Как видно из таблицы 3, в офисе продаж ОАО «МегаФон» большинство работников работает от 2 до 5 лет.

* Здесь и далее информация из внутренней документации МегаФон.


Таблица 3. Стаж работы персонала офиса продаж ОАО «МегаФон» в 2010 г.*

Категории персонала

Численность персонала

Стаж работы

До 1 года

2-5 лет

6-10 лет

10-12 лет

Свыше 12 лет

Специалисты

7

-

2

3

2

1

Продавцы-консультанты

10

2

3

2

1

1

Вспомогательный персонал

8

2

3

2

1

-

Менеджеры

6

-

3

3

-

-

Обслуживающий персонал

3

1

1

1

 

 

Итого

34

5

12

11

4

2

Процентное соотношение

100

14,7%

35,3%

32,3%

11,8%

5,9%

 

Исследуемый офис продаж ОАО «МегаФон» имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство продавцов имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала.

Наиболее нестабильной является такая категория персонала, как продавцы-консультанты. Нестабильность работников данной категории может объясняться низким уровнем оплаты труда данной категории персонала.

Сегодня текучесть кадров в офисах продаж ОАО «МегаФон» - одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Следует различать ее естественный уровень в пределах 3-5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери. Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники — в таком режиме живет каждое предприятие.

 

2.2. Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО «МегаФон»

Аттестация персонала - процесс, который позволяет эффективно оценивать результаты работы персонала, формировать кадровый резерв, оптимально распределять фонд оплаты труда и материального вознаграждения. Рассмотрим основные элементы существующей системы оценки работы персонала в исследуемой организации.

Необходимо заметить, что научно-методическое обеспечение системы оценки работы персонала в ОАО «МегаФон» неудовлетворительное, поскольку:

                  в организации на сегодняшний день практически не используются современные методы осуществления процесса оценки персонала, в том числе проведения аттестации;

                  мало исследуется передовой отечественный и зарубежный опыт в проведении конкретных мероприятий по оценке персонала;

                  выбор инструментария для оценки, проверки профессиональных и личностных качеств на сегодня ограничен;

                  анализ и оценка содержания и условий труда на рабочем месте в ОАО «МегаФон» не проводится;

                  разработка должностных инструкций ведется формально;

                  анализ закрепляемости и успешности новых работников осуществляется несистематически.

Значительные финансовые средства на проведение работ по оценке персонала в офисе продаж ОАО «Мегафон» не выделялись; смета затрат на систему оценки в Обществе не составлялась.

По внутреннему "Положению об аттестации сотрудников и руководящего персонала" ОАО «МегаФон» ответственность за внедрение и работу системы аттестации лежит на специалистах отдела кадров. Они участвуют в формировании и работе аттестационной комиссии, готовят необходимую документацию (положения, инструкции), регламентирующую работу системы, составляют списки и графики аттестации и контролируют процесс проведения аттестаций.

Кроме того, специалисты отдела кадров, следят за тем, чтобы цели аттестации были четко донесены до аттестуемых, до директоров и генерального директора ОАО «МегаФон».

На основании результатов аттестации руководитель организации вправе понизить или повысить работника; повысить или понизить его должностной оклад; установить, изменить или отменить надбавку к нему; повысить или освободить работника от должности.

В исследуемой организации аттестация проводится в целях рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело, укрепления корпоративной культуры.

Сроки и график проведения аттестации утверждаются директором офиса продаж ОАО «МегаФон» и доводятся до сведения работников за один месяц до ее начала.

Для проведения аттестации генеральный директор ОАО «МегаФон» внутренним приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа директоров холдинга и высококвалифицированных специалистов.

Аттестация работников проходит в три этапа:

1. Подготовка к проведению аттестации.

2. Проведение аттестации.

3. Подведение итогов аттестации.

Конкретное содержание работы на каждом этапе имеет свою специфику.

На этапе подготовки к проведению аттестации в ОАО «МегаФон» на первый план выходят следующие задачи:

                  разработка плана проведения аттестации;

                  выбор методов и типовых форм оценки исполнителей и самой процедуры оценки;

                  подготовка внутренних инструкций для проводящих аттестацию;

                  составление списка работников, подлежащих аттестации;

                  подготовка графика проведения аттестации;

                  оповещение работников о сроках проведения аттестации;

                  подготовка и размножение бланков, типовых форм, необходимых для аттестации.

Проведение аттестации в ОАО «МегаФон» как правило, сопровождается проведением ряда подготовительных мероприятий и подготовки необходимого пакета документации.

На практике на каждого сотрудника компании его непосредственным руководителем составляется форма оценки эффективности сотрудника, в которой отражаются его рабочие показатели, квалификация, профессиональный опыт, сильные и слабые стороны, возможность перевода на более сложную и ответственную работу.

Форма оценки эффективности сотрудника в которой отражаются результаты предыдущей аттестации, предоставляется в аттестационную комиссию компании. Предварительно форма оценки заполняется аттестуемым работником, после чего заполняется его непосредственным руководителем. Затем сотрудник может ознакомиться с заполненной формой не менее чем за две недели до аттестации.

Аттестационная комиссия ОАО «МегаФон» рассматривает предоставленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. На заседании комиссии присутствует также непосредственный руководитель аттестуемого работника (начальник отдела, его заместитель или один из директоров).

Работа аттестуемого оценивается с учетом его личного вклада в выполнение планов подразделения, квалификации и исполнения им должностных обязанностей. На основе этих данных аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:

                  соответствует занимаемой должности;

                  соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;

                  не соответствует занимаемой должности.

Результаты заседания аттестационной комиссии заносятся в протокол.

В компании существует ряд объективных и субъективных факторов, которые относятся к недостаткам системы аттестации, а именно:

1. Директор офиса продаж ОАО «МегаФон» часто рассматривает оценку своих подчиненных как своего рода отвлечение от выполнения основных обязанностей, дополнительную нагрузку.

2. Для некоторых специалистов и директоров офисов продаж, если их назначают членами аттестационной комиссии, определенной проблемой является предоставление работникам негативной обратной связи: указание на допущенные ошибки, просчеты или низкие рабочие показатели.

3. Некоторые директора офисов продаж ОАО «МегаФон» предпочитают избегать открытой конфронтации с подчиненными и не давать негативную обратную связь. Это приводит к необъективным и расплывчатым оценкам рабочих результатов и может снижать доверие персонала ОАО «МегаФон» к действенности системы оценки, к ее способности справедливо оценивать достижения работников и к эффективности используемых методов.

Информация о работе Аттестации персонала предприятия на примере ОАО «МегаФон»