Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования – определить важность и эффективность антимонопольной политики, анализ состояния развития конкуренции на товарных рынках в условиях современной российской экономики.
В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
1 изучить теоретические аспекты антимонопольного регулирования;
2 рассмотреть основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
3 определение основных направлений развития антимонопольной политики Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие монополии…………………………………………………………5
1.2 Сущность конкуренции, ее виды………………………………..…………8
1.3 Антимонопольная политика государства………………………………...14
2 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…16
2.1 Конкуренция и монополизм в российской экономике………...……….16
2.2 Антимонопольное регулирование в РФ………………………………...19
2.2.1 Цели и задачи развития конкуренции……………………….….....25
2.2.2 Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы
конкуренции……………………………………………………...………..26
2.3 Программа развития конкуренции в РФ…………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36
Программа развития конкуренции в Российской Федерации определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года.
2.2.2 Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы конкуренции
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна. При этом, в случае установления требований, например, к закупочной политике, государственные корпорации могут стать фактором развития конкурентной среды.
Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.
В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.
В настоящее время устойчивая тенденция к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.
2.3 Программа развития конкуренции в РФ
Председатель правительства РФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Программа развития конкуренции в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления на период до 2012 г, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
В целях совершенствования системы ответственности за нарушения антимонопольного законодательства будут реализованы следующие меры:
― внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ, уточняющие перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым станут степень их общественной опасности и размер нанесенного ущерба или дохода, полученного в результате их совершения;
― уточнены положения Кодекса РФ об административных правонарушениях в части включения в перечень лиц, в отношении которых может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц субъектов естественных монополий, а также порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении;
― организовано взаимодействие антимонопольного органа с правоохранительными органами в целях выявления картельных соглашений.
Развитие международного сотрудничества РФ в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке РФ и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.
Главной целью сотрудничества с ЕС является создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве, устранение неоправданных барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В рамках сотрудничества со странами СНГ основной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия конкурентных ведомств государств - участников Содружества, обеспечивающей проведение согласованной конкурентной политики и пресечение антиконкурентной практики на пространстве организации.
В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, необходимо:
1 включить раздел о конкуренции в новое соглашение между Россией и ЕС, в котором найдут свое отражение цели и основные направления сотрудничества в сфере конкурентной политики и правоприменения;
2 активизировать участие антимонопольного органа в деятельности международной конкурентной сети, объединяющей большинство конкурентных ведомств мира, что позволит принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики;
3 развивать сотрудничество с антимонопольными органами государств-участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе путем проведения совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках.
Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий.
В целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию.
Необходимо принимать во внимание, что введение мер торговой защиты внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер) может существенно ограничивать импорт, что в условиях высокой концентрации отечественного производства может привести к искажению условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. Решение о введении таких мер должно приниматься в целях повышения глобальной конкурентоспособности российских предприятий и с учетом последствий для конкуренции внутри страны.
Программы отраслевого развития и инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны не только быть увязаны между собой, но и соотноситься с общей политикой развития конкуренции в РФ, быть направлены на создание инфраструктуры в тех местах, где наблюдается дефицит.
Для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:
― внесение изменений в федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;
― внедрение в систему госрегулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других «квази-конкурентных» механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;
― обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;
― выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);
― активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;
― принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.
В целях создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса необходима реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления. Прежде всего это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок.
Необходимо упрощение процедур госрегистрации, ликвидации, банкротства, ведения налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства
Важной антикризисной мерой является поддержка спроса путем расширения закупок для госнужд, а также нужд госкорпораций и субъектов естественных монополий.
Основой разрабатываемой системы показателей состояния конкурентной среды будут являться, в частности, следующие показатели:
1 показатели уровня развития конкуренции, в том числе:
― различия между российскими и мировыми ценами на отдельные виды товаров и услуг;
― дисперсия региональных цен на отдельные виды важнейших товаров;
― доля продукции и услуг, производимых новыми участниками отрасли, вошедшими на рынок в течение последних 3 лет;
― доля оборота продукции, в отношении которой действуют импортные тарифы, в общем обороте продукции, реализуемой на российских рынках;
― доля ресурсов, размещаемых государством на аукционах (радиочастот, лесных, водных и биоресурсов);
― доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год;
― доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте;
2 показатели административных барьеров, включая показатели входа на рынки, в том числе:
― показатели усредненных издержек бизнеса на взаимодействие с органами власти по вопросам создания предприятия, лицензирования, надзора (контроля), на систему налогового администрирования, разрешение арбитражных споров;
― показатели усредненных издержек бизнеса на взаимодействие с субъектами естественных монополий;
― доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год;
3 показатели концентрации на ряде наиболее важных товарных рынков, в том числе показатели численности и долей участников рынков;
4 показатели, характеризующие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, включающие сведения о количестве нарушений, выразившихся в злоупотреблении хозяйствующими субъектами доминирующим положением; ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов; принятии ограничивающих конкуренцию актов и осуществлении ограничивающих конкуренцию действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целях оценки результативности конкурентной политики необходимы регулярный расчет и анализ динамики указанных показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции