Анализ вопросов переписи населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ вопросов переписи населения, их значения и методологии.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- изучить историю переписи населения в России;
- выявить объекты наблюдения и источники информации о населении;
- рассмотреть принципы переписи населения;
- сравнить итоги Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. История развития переписи населения в России………………..6
Глава II. Основные принципы и программа переписи населения на современном этапе
2.1. Принципы переписи населения……………………………………13
2.2. Программа переписи населения…………………………………..19
Глава III. Обзор итогов переписи населения 2002 и 2010 годов
3.1. Итоги переписи населения 2002 года……………………………...25
3.2. Перепись населения 2010 года……………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 66.67 Кб (Скачать)

       Строгая централизация управления переписи. Государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ).

Регулярность  проведения переписи.Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН перепись населения должна проводиться раз в 10 лет, в России по закону не реже раза в 10 лет. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо для обеспечения сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок.

Вся эта система работает в соответствии с положениями, установленными или законодательно, или специальными правительственными решениями, которые  принимаются за несколько лет  до проведения переписи и в которых  устанавливаются сроки ее проведения, критический момент, ее основные задачи, а также даются поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения.

 

 

2.2. Программа переписи населения

 

Выше уже говорилось о  значении единой и обязательной для  всех программы переписи населения. Последняя программа состоит  из двух частей: собственно программы  сбора информации в ходе переписи населения и программы разработки ее материалов, т.е. перечень разработочных  статистических таблиц, которые будут  построены и опубликованы после  окончания переписи. Сбор сведений, под которым понимается перечень признаков отдельных лиц и  домохозяйств или семей, а также  перечень вопросов переписного листа, с помощью которых признаки фиксируются, которые являются их эмпирическими  индикаторами.

Разработка программы  переписи должна отвечать определенным принципам, соблюдение которых служит гарантией получения достоверной  и надежной статистической информации о населении.

Прежде всего, должна быть обеспечена сопоставимость данных переписи с данными предшествующих переписей. Это означает, что, по крайней мере, часть вопросов переписного листа  желательно задавать точно в тех  же формулировках, что и соответствующие  вопросы предыдущих переписей. Кроме  того, желательно учитывать и то, в какой редакции соответствующие  вопросы задаются в переписях  населения других стран, и в какой, мере они отвечают международным  рекомендациям. Это необходимо, чтобы  данные переписи были хотя бы частично сопоставимы с данными переписей  других стран.

Вопросы переписного листа  должны задаваться в четкой и ясной  форме, не допускающей неоднозначную  их интерпретацию. Проще говоря, все  люди должны одинаковым образом понимать вопросы переписного листа. При  этом желательно, чтобы хотя бы некоторые  вопросы переписи были закрытыми, т.е. содержащими исчерпывающий перечень подсказок. Немаловажно, чтобы формулировки вопросов не вызывали негативного отношения  и подозрений, что ответы могут  быть использованы против переписываемого  лица.

Конкретное содержание программы  переписи населения определяется ее задачами. Поэтому программы отдельных  переписей населения могут в  той или иной степени отличаться друг от друга. Но очевидно, что в  них в любом случае должен быть некий блок, инвариантный относительно конкретных задач каждой данной переписи населения. Эта задача может решаться по-разному. В последнее время  одновременно со сплошной переписью  населения, бланк которой содержит некий постоянный корпус вопросов, на которые отвечают все жители страны, проводят выборочный опрос, программа  которого может меняться от переписи к переписи и на вопросы которого отвечает лишь часть населения. Сочетание  сплошного и выборочного опроса позволяет эффективно обеспечивать сопоставимость данных разных переписей  с решением конкретных задач текущего периода. Выборочные опросы проводились  в нашей стране во время переписей 1970, 1979 и 1989 гг., причем каждый раз по своей программе.

Переписной лист, как правило, состоит из трех частей: адресной части, вопросов, представляющих собственно программу переписи, и вопросов, включение которых в перепись обусловлено необходимостью обеспечить связь переписи с какими-то другими  опросами и обследованиями.

Адресная часть переписного  листа состоит из имени и адреса переписываемого. Кроме того, она  включает в себя вопрос об отношении  переписываемого к главе семьи  или, как это было в переписи 1989 г. и 2002 г., к лицу, записанному на данном переписном бланке первым.

Включение адресной части  необходимо для обеспечения возможности  проверки полноты охвата переписью  населения и качества заполнения переписных листов, а также для  разработки в последующем данных переписи в территориальном разрезе. Вопрос об отношении к главе семьи  или к лицу, переписанному первым, необходим для выделения и  последующего изучения семей или  домохозяйств.

Собственно программа  переписи обычно включает в себя вопросы, которые можно объединить в следующие  группы:

вопросы, позволяющие отнести  переписываемого человека к той  или иной учетной категории, т.е. к постоянному или наличному  населению;

вопросы о личных демографических  характеристиках опрашиваемых. Это  вопросы о поле, возрасте и брачном  состоянии опрашиваемого человека;

вопросы о социально-экономических  характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об уровне образования, профессии, занятиях, источниках дохода, социальном положении;

вопросы об этнических характеристиках  опрашиваемых, т.е. вопросы об этнической принадлежности, родном языке, других языках, на которых говорит опрашиваемый человек, а также вероисповедании  или конфессиональной принадлежности. В нашей стране последняя характеристика фиксировалась только в переписях 1897 и 1937 гг.;

вопросы, имеющие отношение  к изучению воспроизводства населения, в частности брачности и рождаемости. Речь идет о вопросах, о порядковом номере брака, дате вступления в брак или его прекращения, а также  о вопросах относительно числа рожденных  женщиной детей или, как это было в переписи 1989 г., о желаемом и ожидаемом числе детей в семье;

вопросы о миграции, т.е. вопросы  о длительности проживания в данной местности и о прежнем месте  жительства. Эти вопросы особенно важны в тех странах, где отсутствуют  полицейская регистрация по месту  жительства (прописка) и, соответственно, текущий учет миграции.

вопросы, связанные с другими  обследованиями, обычно варьируются  от переписи к переписи и полностью  определяются задачами текущего момента. Это могут быть вопросы, связанные  с теми или экономическими проблемами, касающиеся жилищных условий опрашиваемых, и т.п.

Перечисленные разделы программы  переписи населения получают конкретное выражение в переписных листах данной переписи населения. В качестве примера  приводится программа переписи 2002 г. Переписной лист переписи будет содержать вопросы о занятости, миграции и числе детей, рожденных женщиной, а также о жилищных условиях опрашиваемых. Кроме того, по особой сокращенной программе будут опрашиваться иностранные граждане-нерезиденты, временно находящиеся в нашей стране (кроме работников дипломатических миссий и других иностранных учреждений).

Сбор информации по перечисленным  выше признакам позволяет в дальнейшем в обобщенном виде представить комплекс демографических, социально-экономических  и других характеристик населения, начиная от его численности и  структуры и кончая, например, данными, необходимыми для прогнозирования  рождаемости.

Программа переписи (т.е. набор  конкретных вопросов, содержащихся в  переписном листе) должна отвечать следующим  критериям: отражать современные информационные потребности общества, сохранять  преемственность с предыдущими  переписями, соответствовать российскому  законодательству и международным  рекомендациям.

Программа переписи размещается  на бланках переписных листов, форма  которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы  заполняются со слов, опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Утверждены три формы переписных листов. Очередная Всероссийская  перепись населения состоялась в  октябре 2010 года.

Предполагалось провести ее с 14 по 25 октября. Дата переписи –  момент времени, на который осуществлялся  сбор сведений о населении и его  учет – 0 часов 14 октября. Дата проведения переписи населения для отдаленных и труднодоступных территорий устанавливалась  Росстатом для каждой такой территории в период с 10 июня по 20 декабря 2010 года[14, с.27].

Статистики утверждают, что  основные организационные, кадровые, финансовые вопросы и методологические положения  Программы переписей населения 2010 и 2002 годов схожи, что позволит сопоставить  их итоги. А поскольку данные переписи-2002 вряд ли корректно было сопоставлять с данными из жизни РСФСР, то у  них впервые появится настоящий  материал для сравнения [14, с.20].

Перепись – это хорошая  возможность для каждого осознать себя частью единого целого. И участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей, и они  осознают перепись как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание  повинности. Поэтому и перепись 2010 года проходила под девизом «России  важен каждый».

 

 

 

Глава III. Обзор итогов переписи населения 2002 и 2010 годов

 

3.1.Итоги переписи  населения 2002 года

 

По данным Всероссийской  переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность  постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. чел.

Население Российской Федерации  проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.

В городах проживает более 90% городского населения, остальное  городское население живет в  поселках городского типа.

В Российской Федерации преобладают  малые города с числом жителей  до 50 тыс. человек (70% всех городов), но в  них проживает только 17% горожан. Среднее число жителей, приходящееся на один такой город, составляет 22 тыс. человек.

Более трети горожан проживает  в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми [20].

Размещение сельского  населения характеризуется следующими данными:

Группировка сельских населенных пунктов

Число сельских населенных пунктов

Число жителей в них, тыс. чел.

Число жителей в % к итогу

2002г.

2002г.

2002г.

Всего сельских населенных пунктов

155289

38738

100

В том числе:

Без населения

 

13086

 

-

 

-

С населением,

142203

38738

-

Из них с числом жителей, человек:

10 и менее

34003

168

0,4

11 - 50

38073

950

2,5

51 - 100

14901

1082

2,8

101 - 500

36308

8919

23,0

501 - 1000

10836

7571

19,5

1001 - 3000

6402

9996

25,8

3001 и более

1680

10052

26,0


 

Половина сельских жителей  проживает в больших и крупных  сельских населенных пунктах с числом жителей 1 тыс. и более.

По данным переписи населения 2002г. численность женщин значительно  превышает численность мужчин. На 1000 мужчин в 2002г. приходилось 1147 женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста.

Число супружеских пар  составило 34 миллиона. Из общего числа  супружеских пар 3 млн. (10%) состояли в незарегистрированном браке.

Брачная структура населения  в возрасте 16 лет и более характеризуется  следующими данными:

 

Оба пола

Мужчины

Женщины

2002г.

2002г.

2002г.

Население в возрасте 16 лет  и более, млн. человек, в том числе:

118,7

54,1

64,6

Никогда не состоявшие в  браке

24,9

13,6

11,3

Состоящие в браке

67,9

33,9

34,0

вдовые

13,5

1,9

11,6

Разошедшиеся, разведенные

11,2

4,1

7,1

На 1000 человек в возрасте 16 лет и более

     

Никогда не состоявшие в  браке

210

251

175

Состоящие в браке

572

626

526

вдовые

114

36

180

Разошедшиеся, разведенные

94

76

110

Информация о работе Анализ вопросов переписи населения