Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов(условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Пол предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую своб

Оглавление

Введение
1.Теоретические аспекты изучения предпринимательской среды
1.1 Понятие и основные элементы предпринимательской среды
1.2 Характеристика внутренней среды организации
1.3 Особенности внешней микросреды предприятия
1.4 Анализ внешней макросреды организации
2. Методы анализа предпринимательской среды организации
2.1 Особенности проведения SWOT-анализа при изучении предпринимательской среды организации
2.2 Использование PEST-анализа для изучения предпринимательской среды
2.3

Файлы: 1 файл

Анализ внешней и внутренней среды организации.docx

— 172.99 Кб (Скачать)

Такая конкуренция  среди соперничающих предприятий  может иметь разные формы и  протекать с различной степенью интенсивности. Можно выделить условия наиболее жесткой отраслевой конкуренции:

• большое число  конкурентов, равных по масштабам деятельности и организационному потенциалу; 
•рынок стабилен или имеет тенденцию к сокращению; 
• продукция конкурентов настолько похожа, что выбор покупателя определяет фактор более низкой цены; 
• высокие постоянные издержки фирм; 
• высокие отраслевые барьеры, когда выход из отрасли обходится фирме дороже, чем продолжение деятельности.

Важно отметить, что усиление конкуренции предприятий-соперников приводит к снижению прибыльности отрасли, так как увеличивает затраты  на рекламу, совершенствование продукции  и т. д. На этом этапе, как начинающему  предпринимателю, так и руководителю действующей фирмы, необходимо проанализировать возможности конкурентов, их товары и методы работы на рынке. Анализ конкурентов необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов на рынке, оценки их стратегического потенциала.

Осуществление такого анализа связано с обработкой обширной информации, которую необходимо добыть, обобщить и на ее основе сделать  соответствующие выводы. Естественно, что создание системы по изучению конкурентов требует немалых вложений средств. При анализе конкурентов важны следующие факторы:

• выявление  их сильных/слабых сторон, исходящих  от них угроз; 
• прогноз будущих стратегий и решений конкурентов; 
• предположение реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы; 
• определение влияния конкурентов на преимущества фирмы.

В идеале необходимо анализировать все эти факторы. Однако на способность проводить  подобный анализ сильно влияют возможности  организации и темп происходящих изменений. Здесь важно определить пределы анализа среды выделением из ее совокупности критических точек как наиболее важных факторов, имеющих стратегическое значение и влияющих на успех организации. Набор критических точек прямо зависит от возможностей фирмы. Объективное понимание собственных возможностей необходимо для того, чтобы не «утонуть» в анализе и не потерять конкурентную инициативу. Важным моментом является привлечение к анализу всего персонала организации. 

3. Применение SWOT - анализа на примере организац ЗАО "Мегафон"

3.1. Общая характеристика  организации ЗАО  "Мегафон"

     В августе 2001 года стартовал первый общероссийский проект мобильной связи «МегаФон». Получив право на развитие сети на всей территории Российской Федерации, «МегаФон» стал самым крупным по масштабам лицензионного покрытия оператором мобильной связи в мире. Стопроцентный охват территории России подразумевает под собой возможность предоставлять услуги мобильной связи в 89 субъектах РФ, где проживает 147 миллионов человек.

     Главная роль в процессе формирования общероссийского  оператора была отведена одному из лидеров российского рынка сотовой  связи – петербургской компании «Северо-Западный GSM». ЗАО «Северо-Западный GSM» было основано в 1993 г. В этот же период началось строительство сети, а в 1994 г. - ее коммерческая эксплуатация. В 1999 г. количество абонентов Компании превысило 100 тысяч человек. К этому  времени сеть «Северо-Западного GSM»  полностью охватила Санкт-Петербург  и Ленинградскую область и активно развивалась в северных регионах Северо-Запада. В июле 1999 г., первым среди российских операторов, «Северо-Западный GSM» заключил роуминговые соглашения со всеми без исключения странами Европы. В этом же году впервые в России мобильная связь появилась в Санкт-Петербургском метрополитене, ассортимент дополнительных услуг оператора впервые в стране дополнился услугой «WAP-доступ в Интернет». В 2000 г. акционеры приняли новую стратегию развития Компании, нацеленную на освоение массового рынка. В ноябре 2001 г. количество абонентов «Северо-Западного GSM» превысило 500 тысяч человек, а в мае 2002 г. - миллион. В связи с участием в первом общероссийском проекте мобильной связи «МегаФон» в 2002 г. начался процесс ребрендинга Компании, в результате которого торговая марка «МегаФон» полностью заменила собой «Северо-Западный GSM».

     В мае 2002 г. в результате переименования и изменения организационно-правовой формы ЗАО «Северо-Западный GSM»  и ее объединения с рядом региональных операторов было создано ОАО «МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной связи. Созданием открытого акционерного общества «МегаФон» завершилось юридическое оформление объединительного процесса региональных операторов в рамках первого общероссийского проекта мобильной связи «МегаФон».

     Акционерами ОАО «МегаФон» являются: ОАО «Телекоминвест» (31,3%), Sonera Holding B.V.(26%), ООО «ЦТ-Мобайл» (25,1%), Telia International AB (6,37%), Telia International Management AB (1,73%), IPOC International Growth Fund Limited (8,0%) и ООО «Контакт-С» (1,5%)

     Из  структуры ОАО «МегаФон» был выделен Северо-Западный филиал, представляющий интересы общероссийского оператора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Архангельской области и Ненецком АО, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях и республике Карелия. Сегодня Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» - это лидирующая компания на Северо-Западе. Используя возможности передового стандарта GSM и самые современные технологии «МегаФон» предоставляет абонентам высокое качество связи, широкую территорию охвата, автоматический роуминг с большинством стран мира и разнообразные дополнительные услуги. В 2002 г. Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» начал работы по внедрению в сети технологии GPRS (системы пакетной передачи данных), позволяющей получать доступ к ресурсам Интернет и электронной почты на гораздо более высокой скорости, а также MMS (сервиса мультимедийных сообщений). С апреля 2003 года услуги на базе GPRS и MMS запущены в коммерческую эксплуатацию.1

     Реквизиты ОАО «МегаФон»: 115035, Москва, Кадашевская наб., д.30; Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» 199004, Санкт-Петербург, ул. 7-я линия В.О., д.44 литера А

     Адрес для корреспонденции: 191011, Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 10. Телефон: +7 812 9600500 Факс: +7 812 9600548.

     ИНН 7812014560 КПП 780103001

     «МегаФон» - признанный лидер российского рынка телекоммуникаций по географии международного роуминга. Сегодня для абонентов сети «МегаФон» действует автоматический международный роуминг с 314 операторами мобильной связи в 165 странах мира. Кроме того, абоненты «МегаФон» могут воспользоваться услугами международного GPRS-роуминга в сетях 7 операторов в 6 странах мира.

     Гибкая  тарифная политика Компании обращена ко всем сегментам потребителей с  разным уровнем платежеспособности и потребности в мобильной  связи. Тарифная сетка рассчитана как  на массовых пользователей, так и корпоративных клиентов, среди которых крупнейшие предприятия Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона.

     «МегаФон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

     Уникальный  для российского телекоммуникационного  рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как  массовому потребителю, так и  корпоративным клиента.

     Ассортимент услуг. На сегодняшний день МегаФон предоставляет практически все дополнительные услуги доступные в сетях GSM. Начиная с самых простых как определитель/антиопределитель номера, голосовая почта, так и гораздо более сложных услуг передачи данных основанных на технологии GPRS и EDGE. Нужно отметить, что на рынке сотовой связи Мурманскойобласти работают все 3 крупнейших оператора сотовой связи России (МегаФон, БиЛайн и МТС), они предоставляют приблизительно одинаковый перечень услуг, и выделить лидера по данному критерию трудно. Отстает по данному критерию лишь ТЕЛЕ2, предоставляющий лишь базовые услуги.

Ценовая политика. Рассматривая ценовую политику необходимо отметить, что МегаФон являясь лидером рынка ведет себя самостоятельно и не вступает в жесткую ценовую борьбу временных скидок и бесплатных услуг развязавшуюся между остальными операторами.

3.2 SWOT-анализ компании ЗАО «МегаФон

     Для того чтобы получить ясную  оценку сил в предприятия и ситуации на рынке, проводится SWOT-анализ. SWOT-анализ - это определение сильных и  слабых сторон предприятия, а также  возможностей и угроз, исходящих  из его ближайшего окружения (внешней  среды).

     Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

     Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;

     Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

     Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

     В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные  и слабые стороны предприятия, а  также рыночные возможности и  угрозы.

     Сильные стороны предприятия - то, в чем  оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться  в имеющемся у вас опыте, доступе  к уникальным ресурсам, наличии передовой  технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком  качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и  т.п.

     Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам  пока не удается по сравнению с  другими компаниями и ставит вас  в неблагоприятное положение. В  качестве примера слабых сторон можно  привести слишком узкий ассортимент  выпускаемых товаров, плохую репутацию  компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.

     Рыночные  возможности - это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие  может использовать для получения  преимущества. В качестве примера  рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых  технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями  с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

     Рыночные  угрозы - события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, изменение  вкусов покупателей, снижение рождаемости  и т.п.2

     Для анализа позиции компании МегаФон на рынке сотовой связи Мурманской области, был проведен SWOT – анализ.

     При проведении SWOT анализа первым пунктом необходимо определить сильные и слабые стороны, а также благоприятные возможности и угрозы для компании.

     Сильные стороны. При анализе компании ЗАО «МегаФон» был определен следующий перечень сильных сторон.

  1. Лидер рынка. Компания ЗАО «МегаФон» определенно является лидером рынка сотовой связи . Абонентская база этого оператора составляет 854 тысячи абонентов (доля рынка 56%).
  2. Большая зона покрытия. Данную сильную сторону можно характеризовать по двум параметрам: А). Качество (Абоненты могут пользоваться услугами связи, перемещаясь практически по всей территории Мурманской области т.е. полностью реализована мобильность). Б). Географический. (Зона покрытия охватывает почти все населенные пункты, что увеличивает количество потенциальных потребителей. Во многих населенных пунктах  МегаФон является лишь одной доступной сотовой связью и у потребителей просто нет выбора).
  3. Высокое качество услуг. Имеется ввиду малая доля сбоев и ошибок сети, а также простоты и перегруженности.
  4. Постоянное внедрение новых услуг и технологий. Этот показатель особенно важен для «продвинутых» пользователей нуждающихся в передаче данных и доступа к сети Интернет, где бы они ни находились. Также наблюдается рост спроса у абонентов на информационные и развлекательные услуги.
  5. Имидж марки. МегаФон можно назвать в какой то степени престижным оператором. Рекламные ролики позиционируют своих абонентов как успешных и активных людей строящих новую жизнь. Слоган компании – «Будущее зависит от тебя».

     В качестве слабых сторон ЗАО «МегаФон» могут выступать следующие.

  1. Однородность рекламы для всех сегментов потребителей. Вытекает из последней в выше указанном списке сильной стороны. Эмоциональная окрашенность имиджевой информации в рекламе вымещает суть тарифа – информацию оценках и дополнительных условиях.
  2. Большие издержки на обслуживания сети. Большая зона покрытие сети ребует большее количество базовых станций, что влечет за собой дополнительные расходы на инсталляцию и техническое обслуживание этих станций.
  3. Высокая цена. Цены на голосовые услуги выше чем у конкурентов.
  4. Низкая ценность инноваций для потребителя. Неоправданность внедрения новых услуг, неготовность большинства абонентов оценить новые возможности и соответственно нести дополнительные расходы за них.
  5. Мало центров обслуживания. Недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания которые не могут предоставит дилеры.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации