Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:09, контрольная работа
«Главное в управлении - это поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач», - заявлял Сократ.
Целью контрольной работы является анализ исторически сложившихся теорий и рассмотрение возможных стилей управления персоналом.
Исходя из цели контрольной работы, можно выделить следующие задачи: рассмотрение и анализ роли человека в различных теориях управления персоналом, выявление сильных и слабых сторон различных стилей управления, рассмотрение стилей управления персоналом на примере предприятий ХМАО.
Введение………………………………………………………………………...3
Теории управления о роли человека в организации………………5
Стили управления персоналом……………………………………..9
Реализация стилей управления на предприятиях………………...14
Заключение………………..…………………………………………………...18
Список использованной литературы
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Кафедра управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Анализ теорий и стилей управления персоналом»
Выполнил: студент 23-98 гр. 3 курса
Факультета Управления
Фамилия Гуртовенко
Имя Алена
Отчество Викторовна
Научный руководитель:
Фамилия Бакшеев
Имя Сергей
Отчество Леонидович
Сургут 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение………………..………………………………
Список использованной литературы………………………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
«Главное в управлении - это поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач», - заявлял Сократ.
Целью контрольной работы является анализ исторически сложившихся теорий и рассмотрение возможных стилей управления персоналом.
Исходя из цели контрольной работы, можно выделить следующие задачи: рассмотрение и анализ роли человека в различных теориях управления персоналом, выявление сильных и слабых сторон различных стилей управления, рассмотрение стилей управления персоналом на примере предприятий ХМАО.
Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм.
Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Что же касается стилей управления, то объектом исследования являются Комитет Думы ХМАО – Югры по экономической политике и ООО Агентство недвижимости «Империя». Предметом исследования будем считать стиль управления руководителей этих организаций и его влияние на работников.
Актуальность темы о теориях управления заключается в том, что управление играет большую роль в жизнедеятельности любой организации. Ведь от того, какой принцип управления выберет руководитель, зависят конечные результаты работы предприятия. С минувшего и до настоящего времени теория управления помогает управленческому персоналу грамотно руководить, находить выход из сложных ситуаций.
Что же касается темы стилей руководства, этот вопрос является актуальным, так как деятельность современного руководителя непосредственно зависит от умелого выбора стиля управления. А стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия в целом.
Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки.
В настоящее время
научное направление «
В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
Теории управления о роли человека в организации
Наименование теорий |
Постулаты теорий |
Задачи руководителей организации |
Ожидаемые результаты |
Классические теории |
Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения, это присущее для них качество. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля |
Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легкоусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их в практику |
Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив. Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства |
Теории человеческих отношений |
Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды. Эти потребности являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду |
Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций |
Факт обмена информацией с подчиненными и их участия в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетворить основные потребности по взаимодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости. Факт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям, т.е. подчиненные охотнее общаются с руководством |
Теории человеческих ресурсов |
Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают |
Главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности, содействовать полному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных |
Факт расширения самостоятельности и самоконтроля у подчиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные ресурсы |
Табл.1.
Анализируя вышеизложенные
концепции и подходы к
• Человек как
ресурс производственной
• Человек как
личность с потребностями,
Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.
Под «стилем» в теории управления понимается качественная определенность взаимодействия руководителей и исполнителей в конкретной ситуации, совокупность используемых принципов и методов решения проблем, мышления, поведения как в целом, так и в конкретных действиях.
В менеджменте используются понятия как «стиль управления», так и «стиль руководства».
Стиль управления – это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиции менеджера относительно целей, средств и возможностей их достижения, отношения к персоналу, системы ценностей и деловой активности.
Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в отношениях с подчиненными. Иными словами, это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается не зависящий от конкретной ситуации образец его поведения.
Существуют подходы к управлению персоналом, которые обычно подразделяются на две большие группы: формализованные и персонизованные.
Формализованные подходы:
Персонизованные подходы:
Руководители бывают авторитарного, демократического и либерального типа.
Авторитарный стиль управления персоналом, называемый также директивным, характеризуется высокой степенью централизации руководства. Все решения принимает единолично руководитель, не прислушиваясь к мнению трудового коллектива. Руководитель не допускает никакой инициативы со стороны подчиненных, осуществляет очень строгий контроль за их деятельностью.
При таком стиле руководства основными методами управления персоналом являются приказы и различного рода наказания: выговоры, замечания, штрафы, лишение бонусов и льгот.
У таких методов управления есть некоторые преимущества, которые, впрочем, с лихвой перекрываются значительными недостатками. При таком стиле управления руководитель полагается полностью на себя и настолько строг с подчиненными, что это практически исключает возникновение ошибок с их стороны. Но зато от ошибок со стороны руководителя коллектив никак не застрахован.
При этом морально-психологический климат в коллективе весьма неблагоприятен, что значительно снижает мотивацию сотрудников. Плюс ко всему сотрудники перестают проводить самоконтроль и ни одно решение не могут принять без разрешения руководителя.
Демократический стиль руководства имеет еще одно название – коллегиальный. Из этого названия ясно, что при таком руководстве ключевым является распределение полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными. Руководитель такого стиля всегда готов выслушать мнение подчиненных, принять их точку зрения во внимание, все решения принимаются совместно.
Основными методами управления персоналом при демократическом стиле являются просьбы и пожелания, реже – приказы. Свои требования руководитель озвучивает в доброжелательном, дружеском тоне. Вместо системы наказаний больше применяется система поощрений: за удачно выполненный проект сотруднику начисляются премии и бонусы.
К преимуществам методов демократического управления персоналом относят стимуляцию творческой деятельности, поощрение инициативы, повышение мотивации труда. Демократическое управление персоналом улучшает моральный климат внутри коллектива, удовлетворенность сотрудников от выполненных задач.
К недостаткам демократического управления персоналом следует отнести невозможность осуществления жесткого централизованного контроля, чрезмерное затягивание процесса принятия решений. При демократическом руководстве ответственность за выполнение может долго перекладываться, а «крайние» могут быть так и не найдены.
Либеральный стиль руководства хоть и называется в разных источниках попустительским или даже анархическим, на самом деле не означает полное отсутствие управления персоналом. Просто при таком стиле управления большая часть ответственности лежит на плечах самих же сотрудников, являясь для них и стимулом и поощрением.
Методы управления персоналом при таком стиле руководства допускают максимум свободы подчиненных. Этот стиль эффективен там, где в сотрудниках ценится самостоятельность, творческая индивидуальность, а потому применяется такой стиль преимущественно в творческих коллективах: дизайнерских, музыкальных и т.д.
Применять либеральный стиль управления персоналом следует с большой осторожностью, иначе неизбежно возникновение анархии и полного хаоса. В этом случае разобраться, кто за что отвечает, кто прав и кто виноват, не представляется возможным.
Среди описанных методов
управления персоналом нельзя выделить
абсолютно эффективные и
Часто стили управления персоналом не имеют между собой какого-то барьера, представляют собой смешанные варианты (например, благожелательно-авторитарный, консультативно-демократический и т.д.), и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку, что хорошо видно на схеме.
Информация о работе Анализ теорий и стилей управления персоналом