Анализ сильных и слабых сторон трудового потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: изучение понятия «трудовой потенциал организации» взаимосвязи анализа слабых и сильных сторон трудового потенциала. Прилагаемая курсовая работа представляет собой специально переработанные статьи из различных книг из «Курса основа менеджмента» к «Управление персоналом предприятия» и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1.Понятие и структура трудового потенциала организации. 6
1.2 Значение трудового потенциала организации 17
1.3 Анализ слабых и сильных сторон трудового потенциала 22
2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДАЛЬСВЯЗЬ» 24
2.1 Организация ОАО «Дальсвязь» 24
2.2 Трудовой потенциал ОАО «Дальсвязь» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОН ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.doc

— 188.00 Кб (Скачать)
p align="justify">     Как известно, процесс труда есть потребление  рабочей силы. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда и неодинаковым количеством труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. В данном случае говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников[12.C.20]

       В самом общем виде трудовой потенциал характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели.

     Трудовой  потенциал работника - это его  возможная трудовая дееспособность, его ресурсные возможности в области труда. В ходе практической деятельности потенциальные возможности не всегда используются в полной мере.  

     Трудовой  коллектив предприятия составляют занятые на нем работники. Следовательно, под трудовым потенциалом предприятия  подразумевается совокупная трудовая дееспособность его коллектива, ресурсные  возможности в области труда списочного состава предприятия исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков.

     Есть  мнение рассматривать трудовой потенциал не только как массу труда, которым обладает производственный объект, но и включать условия реализации этого потенциала (техническую вооруженность труда, уровень его механизации, организации и т.д.) . В таком подходе, на первый взгляд, есть свой резон. Действительно, способность работника к труду реализуется в определенных технических, экономических, организационных, социальных и других условиях и от этого зависят результаты труда. Однако такое понимание характеризует не трудовой, а производственный потенциал предприятия. Одним из важнейших показателей, характеризующих производственные возможности предприятия, является численность промышленно-производственного персонала. Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной продукции. Такой путь увеличения объема производства классифицируется как экстенсивный[16.C.52].

     Однако  показатель численности работников, даже по видам деятельности (занятые  основной деятельностью, занятые в непроизводственных подразделениях предприятия), по категориям промышленно-производственного персонала, недостаточен для полной характеристики трудового потенциала, особенно для целей управления кадрами в условиях рыночной экономики.

     Здесь необходима система показателей, характеризующих  все стороны потенциала:

  • функциональная, временная и пространственная структура;
  • оценка с позиции человеческих ресурсов;
  • оценка с позиции человеческого фактора производства.

     Таким образом, содержание трудового потенциала раскрывает, с одной стороны, возможности  участия работника (или всех членов коллектива предприятия) в общественно-полезной деятельности как специфического производственного ресурса, с другой - характеристику качеств работника (работников), отражающих степень развития его способностей, пригодности и подготовленности к выполнению работ определенного вида и качества, отношения к труду, возможности и готовности трудиться с полной отдачей сил и способностей.

     Соответственно  и параметры трудового потенциала подразделяются на две группы:

     1) параметры, характеризующие социально-демографические компоненты трудового потенциала коллектива предприятия: половозрастная структура, уровень образования, семейная структура, состояние здоровья и др.;

     2) параметры производственных компонентов трудового потенциала; 
профессионально-квалификационная структура,
повышение и обновление профессионального уровня, творческая активность.

     Некоторые исследователи выделяют в трудовом потенциале две его стороны: производственно-квалификационную и психологическую, Однако для практики управления более значимой представляется система показателей, с помощью которой можно количественно охарактеризовать ту или иную сторону потенциала, чтобы выяснить, где он выше или ниже, как изменился благодаря принятым мерам, насколько фактически используемая его величина отличается от возможной и т.д.

     Итак, в оценке трудового потенциала необходима характеристика его количественной и качественной сторон.

     Для характеристики трудового потенциала с количественной стороны используются такие показатели, как:

  • численность промышленно-производственного персонала и персонала 
    непромышленных подразделений;
  • количество рабочего времени, возможного к отработке при нормальном уровне интенсивности труда (границы возможного участия работника в труде).

     Качественная  характеристика трудового потенциала направлена на оценку:

  • физического и психологического потенциала работников предприятия 
    (способность и склонность работника к труду - состояние здоровья, физического 
    развития, выносливости и т.п.);
  • объема общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, 
    обусловливающих способность к труду определенного качества (образовательный и квалификационный уровни, фундаментальность подготовки и т.п.);
  • качество членов коллектива как субъектов хозяйственной деятельности 
    (ответственность, сознательная зрелость, интерес, сопричастность к экономической деятельности предприятия и т.п.).

     Характеристика  качественной стороны трудового  потенциала также может быть произведена  с использованием количественных показателей. Например, для оценки состояния здоровья применяются показатели частоты  и тяжести заболеваний в расчете  на 100 работников (т.е. состояние здоровья оценивается косвенно через уровень заболеваемости), для оценки уровня квалификации -средний разряд рабочих, уровня образования - среднее количество классов общеобразовательной школы, для оценки профессиональной подготовки - доля лиц, окончивших ПТУ, количество месяцев профессиональной подготовки и т.д. 

     Следует отметить, что сбор такого рода информации, особенно в части получения качественных характеристик, затруднен и требует  специальных исследований. Поэтому  используется упрощенный подход, когда качественная характеристика трудового потенциала ограничивается данными, отражающими образовательный и квалификационный уровень, наличие специальной профессиональной подготовки и ее продолжительность, половозрастной состав.

     Один из вариантов такой системы показателей трудового потенциала коллектива предприятия,   которая в зависимости от особенностей предприятия и целевых задач управления персоналом может быть дополнена или, наоборот упрошена[23.C.41]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Анализ слабых и сильных сторон трудового потенциала 

     Управление  начинается с анализа, который призван  раскрыть изменение трудового потенциала под влиянием тех или иных факторов, рациональность использования, степень соответствия потребностям организации.

     В условиях рынка труда такой анализ особенно необходим, поскольку его результаты служат базой для разработки прогнозов в сфере труда (возможной потребности в рабочей силе, ее квалификации и т.п.). В этом отношении большой интерес представляют изменения структуры работающих вследствие движения кадров на предприятии (изменение состава кадров по полу, возрасту, стажу работы, образованию и по другим показателям, характеризующим качественную сторону трудового потенциала). По результатам анализа таких изменений выявляются объемы выбытия кадров, требующих замены, намечаются меры по решению социальных проблем (для молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста), вопросов подготовки кадров (форм, сроков), квалификационного продвижения, стабилизации коллектива и др.

     Таким образом, управление формированием  трудового потенциала предприятия, анализируется с помощью системы анализа SWOT.

     SWOT- это анализ как инструмент стратегического менеджмента. «Результатов можно достичь путем использования возможностей, а не путем, решения     проблем.     Сами     же     результаты     должны     происходить     из использования   возможностей:   отыскать   правильные   пути   и   поступки   и сконцентрировать на них ресурсы и усилия».

     P. Drucker

     Поэтому как основной инструмент регулярного стратегического управления многие компании выбирают матрицу «качественного» стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT (SWOT-анализ) (от английского SWOT, Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны (недостатки), Opportunities - благоприятные возможности, Threats - угрозы).

     SWOT-анализ включает в себя   анализ сильных сторон, недостатков, возможностей, которые может предоставить организации внешняя среда, и угроз, подстерегающих   данную организацию; то есть метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации и определения ее сильных сторон и недостатков, а также возможностей и угроз, которые представляет развитие внешней среды[24.C.41].

     SWOT-анализ предоставляет руководителям компании структурированное информационное поле в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.

     Самое привлекательное, в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации.

     При этом отпадает необходимость в использовании  мощных дорогостоящих систем анализа  и привлечении не менее дорогих  экспертов, которые, хуже зная специфику конкретного рынка и конкретного предприятия, могут в условиях ограничений по времени и неполной информации «навязать» неоптимальное решение. Но и ценность любого тщательно просчитанного «оптимального» решения, если оно появляется слишком поздно, становится равной «нулю».

     На  основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности. Отметим, что стратегические решения, не всегда связаны с большим временем планирования, а скорее характеризуются их влиянием на глубину перестройки работы организации, его структуры, направлений развития, что может, например, в периоды кризисов или технологических «скачков», изменяться достаточно быстро[20.C.36].

     2. Трудовой потенциал  на примере ОАО  «Дальсвязь» 

     2.1 Организация ОАО  «Дальсвязь» 

     Сахалинский филиал «Дальсвязь» является основным в Сахалинской области телекоммуникационным оператором. Компания предоставляет услуги^местной и междугородной телефонной связи, услуги передачи данных, Интернет, ISDN сети, проводное и эфирное вещание, прочие услуги. Население региона, в котором работает компания, составляет 578.40 тыс. человек.

     Слияние региональных операторов связи в единую межрегиональную компанию ОАО «Дальсвязь» позволяет:

  • Снизить стоимость привлечения внешнего финансирования.
  • Инвестировать денежные средства в наиболее интересные проекты.
  • Оптимизировать текущие расходы.

     Внедрять новые технологии и виды услуг связи на всей территории действия компании.

     Дальсвязь сегодня это:

  • Связь более чем в 46 городах Дальнего Востока;
  • 51 % дохода всего телекоммуникационного сектора Дальнего востока;
  • 59% рынка интернет Дальнего Востока;
  • 80% рынка местной связи - более миллиона абонентов Дальнего Востока;
  • 87% рынка дальней связи Дальнего Востока;
  • 20% рынка сотовой связи Дальнего Востока - более 11 тысяч абонентов; 
    -1357 АТС;
  • 8540 таксофонов;
  • Рыночная капитализация более 100 миллионов долларов.

Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон трудового потенциала