Анализ и прогнозирование финанасовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе будут определены сущность и методы финансового анализа, а также методы прогнозирования финансовых результатов предприятия, будет проведен финансовый анализ и приведен комплекс мероприятий, которые помогут увеличить прибыль, как финансовый результат деятельности предприятия т.к. разработанный комплекс мероприятий по улучшению финансового положения предприятия поможет установить, в каком направлении двигаться для получения предприятием наибольшей прибыли и устойчивого положения на рынке в долгосрочной перспективе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА………………………………………………...................5
ГЛАВА 2.ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ……………………………………………………..18
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….28
РАСЧЕТНАЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)…………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….36

Файлы: 1 файл

курсовая финмен.docx

— 533.03 Кб (Скачать)

     1. Вертикальный анализ. Показывает  структуру средств предприятия и их источников. Можно выделить две основные черты, обусловливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа:

     1) переход к относительным показателям  позволяет проводить межхозяйственные  сравнения экономического потенциала  и результатов деятельности предприятий,  различающихся по величине используемых  ресурсов и другим объемным  показателям;

     2) относительные показатели в определенной  степени сглаживают негативное  влияние инфляционных процессов,  которые могут существенно искажать  абсолютные показатели финансовой  отчетности и тем самым затруднять  их сопоставление в динамике.

     2. Горизонтальный анализ. Заключается  в сопоставлении показателей  соответствующих статей за различные  периоды времени. Цель такого  анализа – выявить основные  тенденции в развитии фирмы,  а также изменения, произошедшие  в ее финансовом состоянии.  Для удобства его проведения  показатели каждой статьи отчетности  выражаются как процентное изменение  относительно либо некоторого  базиса, либо значения предыдущего  периода. Подобное представление  отчетности позволяет сравнить  ее показатели с данными конкурентов  или других рассматриваемых предприятий. 

     Горизонтальный  и вертикальный анализ дополняют  друг друга. Оба эти вида анализа  особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, поскольку позволяют  сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.

     В результате проведения данного анализа, в бухгалтерской отчетности наглядно отражаются изменения, произошедшие за рассматриваемый период в активах, источниках финансирования, доходах  и расходах фирмы. При этом основное внимание необходимо уделить тем  статьям отчетности, величина отклонений по которым более существенна, либо изменяющимся скачкообразно, а также  попытаться выяснить причины такого поведения.

     Особую  роль в управлении бизнесом занимает анализ финансовых коэффициентов. Практика выработала определенную систему таких  показателей, позволяющих дать количественную и качественную оценку отдельных  характеристик предприятия, а также  его состояния в целом. Рассмотрим положения данного анализа подробнее.

     1. Анализ ликвидности. Анализ ликвидности баланса производится для оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по своим обязательствам). Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Исходя из сформулированного определения, все обязательства предприятия группируются по срокам их наступления и изыскиваются активы (с аналогичными сроками превращения в деньги) для их погашения. Активы предприятия по степени ликвидности подразделяются на четыре группы. Эти группы представлены в таблице 1.1 

      Таблица 1.1 – Активы предприятия по степени  ликвидности

       

     Пассивы предприятия группируются по степени  срочности погашения обязательств. Подробнее эти группы представлены в таблице 1.2. 

           Таблица 1.2 – Пассивы предприятия  по степени срочности обязательств

       

     Для оценки ликвидности баланса должны выполняться следующие неравенства: А1 > (больше) П1; А2 > (больше) П2; А3 >(больше) П3; А4< (меньше) П4.

     Если  данные неравенства выполняются, следовательно, баланс считается абсолютно ликвидным, и предприятие может своевременно покрыть свои обязательства перед кредиторами.

     Дня качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия, кроме  анализа ликвидности баланса, необходим  расчет коэффициентов ликвидности. Цель расчета - оценить соотношение имеющихся активов, как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены предприятием в предстоящем периоде.

     Показатели  ликвидности применяют для оценки способности предприятия выполнять  свои краткосрочные обязательства. Они дают представление о платежеспособности предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий. В таблице 1.3 представлены наиболее важные из данного вида коэффициентов. 

          Таблица 1.3 – Показатели ликвидности  предприятия

       

     Общую оценку платежеспособности дает коэффициент  покрытия, который также в экономической  литературе называют коэффициентом  текущей ликвидности (общего покрытия). Он показывает, сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Если соотношение меньше, чем 1:1, то текущие обязательства превышают текущие активы.

     2. Анализ финансовой устойчивости. Одной из основных задач анализа финансово-экономического состояния предприятия является исследование показателей, характеризующих его финансовую устойчивость. Она определяется степенью обеспечения запасов и затрат собственными и заемными источниками их формирования, соотношением объемов собственных и заемных средств и характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Устойчивость служит залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия, но также может способствовать ухудшению финансового состояния под влиянием внешних и внутренних факторов. Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.

     Таким образом, финансовая устойчивость - результат  наличия определенного запаса прочности, защищающего предприятие от случайностей и резких изменений внешних факторов. В таблице 1.4 представлены основные коэффициенты финансовой устойчивости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1.4 – Показатели финансовой устойчивости предприятия 

     

 

      3. Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия.

     Прибыль – это чистый доход предпринимателя  на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между  совокупным доходом и совокупными  затратами в процессе осуществления  этой деятельности. Прибыль – особый воспроизводимый ресурс коммерческого  предприятия, конечный результат бизнеса. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность деятельности предприятия. Важнейшими среди них  являются показатели прибыли, которая  в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. На основе показателей прибыли рассчитываются показатели рентабельности, которые  являются относительными характеристиками финансовых результатов предприятия.

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

     Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень  отдачи затрат и степень средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Основные показатели рентабельности представлены в таблице 1.5.

 

      Таблица 1.5 - Основные показатели рентабельности предприятия 

       

     Наряду  с абсолютными и относительными показателями прибыльности предприятия  эффективность работы предприятия  характеризуют показатели деловой  активности.

     Деловая активность - это результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Деловая активность проявляется  в динамичности развития хозяйствующего субъекта, достижении им поставленных целей, а также скорости оборота  средств:

     1) от скорости оборота средств  зависит размер годового оборота;

     2) с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов;

     3) ускорение оборота на той или  иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Основные показатели деловой активности предприятия представлены в таблице 1.6.  

     Таблица 1.6 - Основные показатели деловой активности предприятия 

       
 
 
 
 

     Глава 2. Прогнозирование финансовых результатов

     деятельности  предприятия 

     Разработка  планов на будущее является для любой  компании жизненно важным этапом. Какие  бы цели ни ставило перед собой  предприятие, успех маловероятен, если его менеджеры не имеют четкого  представления о будущем направлении  деятельности. Финансы лежат в  основании процесса планирования; финансовые ресурсы предприятия ограничены и должны расходоваться предусмотрительно  и таким образом, чтобы повышалось благосостояние акционеров; следовательно, важно оценивать финансовые последствия реализации выбранного курса. Разработка планов на предприятии включает следующие основные элементы.

     1. Постановка целей. Начало процесса  планирования - это определение основных  целей компании; они должны быть  определены максимально ясно  для того, чтобы компания могла  развиваться в выбранном направлении.

     2. Определение возможных альтернатив.  Для достижения поставленных  целей необходимо определить  возможные варианты действий (стратегии). Сбор информации на этом этапе  может оказаться крайне трудоемким, в особенности если компания рассматривает вопрос о выходе на новые рынки или об инвестициях в новые технологии.

     3. Оценка имеющихся альтернатив  и выбор лучшей. При оценке должно проводиться исследование каждого варианта с учетом влияния на будущее финансовое положение предприятия; выбирая, необходимо убедиться, что вариант соответствует поставленным целям и для его реализации имеются все необходимые ресурсы.

     Именно  в заключительной части - финансовой оценке различных альтернатив - прогнозирование  финансовых показателей играет значительную роль. Финансовый менеджер должен уметь  прогнозировать объем реализации, себестоимость  продукции в целом и по важнейшим  статьям, потребность в источниках финансирования, величину денежных потоков  и т.п. Более того, прогнозирование как один из методов управления не должно сводиться лишь к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение, оно понимается в более широком аспекте, в частности и как метод выявления оптимальных вариантов действий.

     Из  множества подходов к прогнозированию  наибольшее распространение на практике получили три, в основе которых: методы экспертных оценок, методы обработки  пространственных, временных, и пространственно-временных  совокупностей, методы ситуационного  анализа и прогнозирования. Дадим  им краткую характеристику.

     1. Методы экспертных оценок. Это  наиболее популярные и простые  методы. В качестве примера применения  подобных случаев служит способ  установления некоторых прогнозов  и планов на интуитивном уровне. В современной интерпретации  методы экспертного прогнозирования  могут предусматривать многоступенчатый  опрос экспертов методы экспертного  прогнозирования могут предусматривать  многоступенчатый опрос экспертов  по специальным схемам и обработку  полученных результатов с помощью  научного инструментария экономической  статистики. Эти методы применяются  не только для прогнозирования  значений показателей, но и  в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов,  пороговых значений контролируемых  показателей и т.п. 

Информация о работе Анализ и прогнозирование финанасовых результатов предприятия