Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:34, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.
Введение
1. История формирования американской модели менеджмента
2. Яркие представители американского менеджмента
3. Характеристика и особенности американской модели управления
4. Сравнение американской и японской моделей управления
Заключение
Список использованной литературы
Основные принципы системы Г. Форда:
-
массовое изготовление
- непрерывность и подвижность процесса производства;
- максимальный темп работы;
- новая технология на основе поточного производства;
-
точность как стандарт и
-
определяющая роль технико-
- экономический эффект системы;
- не быть зависимым от человека, его слабостей.
Первая
попытка применить
Основоположником
этой американской школы стал Элтон
Мэйо (1880 - 1949), считавший, что управление
должно основываться не на интуитивных
представлениях о человеке, а на
достижениях научной
Данная школа положила начало развитию идей о человеке в организации, роли человеческого фактора в ней.
Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель - подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.
Один
из важнейших выводов в рамках
«школы человеческих отношений» состоит
в том, что руководителю необходимо
иметь профессиональную подготовку,
которая включает наряду с другими
и «человековедческие»
Большое
место в исследованиях ученых,
примыкающих к школе психологии
и человеческих отношений, занимают
проблемы мотивации людей в организации.
К числу исследователей, уделивших
этим проблемам значительное внимание,
следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера,
Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее
последовательно концепция
Американский
тип менеджмента
В
американской школе менеджмента
принято считать, что успех фирмы
зависит, прежде всего, от внутренних факторов.
Особое внимание уделяется рациональной
организации производства, постоянному
росту производительности труда, эффективному
использованию ресурсов. В то время, как
внешние факторы отходят на второй план.
Рационализация производства выражается
в высокой степени специализации отдельных
работников и структурных единиц компании
и жёстком разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются
в том, что она позволяет сократить объём
подготовки работников, повысить уровень
профессионального умения на каждом специализированном
рабочем месте, отделить от производственных
заданий те, которые не требуют квалифицированного
труда и могут быть выполнены неквалифицированными
работниками, получающими меньшую заработную
плату, а также увеличивает возможности
специализированного оборудования.
Решения чаще всего принимаются индивидуально,
уровень ответственности же находится
в управленческой пирамиде на одну - две
ступени выше, чем уровень менеджеров,
обладающих формальной властью. Это означает,
что руководство отвечает за деятельность
своих подчинённых.
Американская фирма функционирует в социальной
атмосфере, проповедующей равноправие.
Соответственно рабочие здесь являются
более мобильными, легко меняют место
работы в поисках индивидуальной выгоды.
Стоит отметить, что дух «жертвенности»
(альтруизма) редок у американцев: даже
в действиях, направленных на пользу общества,
на поверку легко обнаруживается личная
выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция
между сотрудниками (один из способов
стимулирования), именно поэтому американцы
– ярко выраженные индивидуалисты и порой
им очень сложно работать в команде. [2]
Для
американской модели менеджмента характерна
иерархическая модель управления. В
традиционной модели иерархической
организации имеет место
Важнейшей составной частью плановой
работы корпорации является стратегическое
планирование, возникшее в условиях насыщения
рынка и замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным
изменениям, происходящим в корпорациях,
разрабатываются программы повышения
«качества трудовой жизни», с помощью
которых работники корпорации привлекаются
к разработке стратегии ее развития, обсуждению
вопросов рационализации производства,
решению разнообразных внешних и внутренних
проблем.
В американском хозяйстве государство не играет значительной роли как собственник средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП – около 4%, а вместе с предприятиями местных властей – около 13% ВВП. В нем занято порядка 14-15% рабочей силы.
Государство играет определяющую роль в воспроизводстве рабочей силы, охране окружающей среды, развитии научной сферы. Оно осуществляет общенациональное регулирование через кредитно-денежную и бюджетную политику, федеральную контрактную систему. В целом государство выполняет общественно значимые функции, которые или не приносят быстрого дохода или не являются оптимальными для частных хозяйствующих субъектов. [1]
Американские бизнесмены действуют прямолинейно: прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах; не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.
Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнеры) прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.
Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении после выделения управления в особый вид деятельности и появления менеджеров.
В
настоящее время в США
Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией – советах директоров – на практике встречается крайне редко.
Перестройка
кадровой работы начиналась с управляющих
и высокооплачиваемых специалистов.
С позиции концепции «
Компетентность и личная «заинтересованность
в фирме» управляющих высшего уровня наиболее
радикально влияют на общие результаты
деятельности корпорации. Поэтому кадровая
работа, включая систему вознаграждения,
социального страхования и различных
льгот, сориентирована на закрепление
управленческой верхушки фирмы. Тогда
как пренебрежение работой с рядовыми
исполнителями способствовало высокой
текучести этого персонала ввиду преждевременного
физического или морального (устаревания
профессиональных навыков) износа, низкого
качества трудовой жизни. Резко дифференцированный
подход к работе с персоналом сохранялся
в 70-80-е годы, хотя ряд фирм вынужден был
перенести новые методы работы на более
широкий контингент персонала.
Таким образом, можно выделить следующие особенности управления в американской компании:
Школы управления США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. При полярных различиях, между ними имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5— 8 лет, то японские — на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран.
Основу
американской системы управления составляет
принцип индивидуализма, возникший
в американском обществе в XVIII—XIX вв.,
когда в страну прибывали сотни
тысяч переселенцев. В процессе освоения
огромных территорий вырабатывались такие
национальные черты характера, как
инициативность и индивидуализм. Для
Японии же, в которой до конца XIX в.
сохранялся феодализм, характерна традиционная
установка общественного
Существуют и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации — в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, — в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) — для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму). Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, — японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, — на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях. Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей - японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, но и сделать максимум полезного для своей организации. Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20—25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.
В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди, достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.