Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:34, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.
Введение
1. История формирования американской модели менеджмента
2. Яркие представители американского менеджмента
3. Характеристика и особенности американской модели управления
4. Сравнение американской и японской моделей управления
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. История формирования американской модели менеджмента
2. Яркие представители американского менеджмента
3. Характеристика и особенности американской модели управления
4. Сравнение американской и японской моделей управления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
За
всю историю существования
Однако,
опыт ведения бизнеса и
Американский
менеджмент позволил США занять лидирующее
положение среди стран
Во всём вышеизложенном заключается актуальность выбранной темы.
Объектом работы является американская модель менеджмента, предметом – особенности формирования и осуществления американской модели менеджмента.
Практика
управления имеет такую же древнюю
историю, как и само человечество,
однако управление стало признанной
и широко распространенной научной
дисциплиной только в 1910 г. В каждой
стране развитие менеджмента происходило
со своими особенностями. Возникновение
менеджмента в США тесно
Обновление
методов управления предприятиями
было обусловлено несколькими
До
начала ХХ в. работа управляющих в
США основывалась на опыте и интуиции
инженеров предприятий. К тем, кто
хотел внести в управление элементы
науки, относились с недоверием. Недостаток
комплексных знаний управления сказывался
на результатах производства. Часто
даже решения об использовании новых
машин принимались без ясных
представлений о будущем
В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Систематическое использование термина «менеджмент» при обсуждении проблем практического управления предприятием связывают с именем Генри Тауна (1844 – 1924). Генри Таун, предшественник Ф.Тейлора, был известен в США как директор ряда компаний. С 1870 г. он начал внедрять на предприятиях методы управления под лозунгом «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника». Г.Таун в своих публикациях не раз отмечал, что у менеджеров не существует специальной научной дисциплины, в рамках которой бы систематизировался накопленный опыт управления. Именно Г.Таун был одним из первых президентов Американского общества инженеров-механиков, которое было основано в 1880 году с целью способствовать развитию науки и машиностроения.
В
1895 г. американский инженер Фредерик
Тейлор на заседании Американского
общества инженеров-механиков выступил
с докладом «Система сдельной оплаты
труда». Вопросы эффективной оплаты
труда в то время волновали
умы большинства руководителей,
поэтому данный доклад был встречен
с интересом. Однако из-за чрезмерной
сложности и детальности
До конца 50-х гг. XIX в. в США игнорировались достижения европейских исследователей, в том числе и теория Анри Файоля. В 1949 году его труд «Общее и промышленное управление» был переведен на английский язык, а до того момента научный менеджмент рассматривался как американское изобретение.
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы менеджмента в США. Гьюлик работал над совершенствованием функций управления, расширив их до семи. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала большое влияние на формирование других направлений в формировании американской теории менеджмента.
Как
было отмечено, переход от экстенсивных
к интенсивным методам
Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 60-е гг. XX в. Американский социолог Р.Е. Майлз в одной из своих работ противопоставил модель «человеческие отношения» модели «человеческие ресурсы». Модель «человеческие ресурсы» рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Модель «человеческие ресурсы» ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. Концепция «человеческих ресурсов» допускает участие подчиненных в управлении. Менеджмент «человеческих ресурсов» требует совершенствования кадровой политики в организации.
Стремясь выразить свое повышенное внимание к человеческим ресурсам, большинство американских фирм в 70 - 60-е гг. XX в. переименовали кадровые подразделения в службы человеческих ресурсов, роль которых в последние два десятилетия заметно выросла.[6]
В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины производственной демократии («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.
Некоторые
американские авторы называют привлечение
непрофессионалов к управлению «третьей
революцией» в управлении. Первая
революция, по их мнению, связана с
отделением управления от производства
и с выделением его в особый
вид управленческой деятельности. Вторая
революция характеризуется
Американский
менеджмент внес значительный вклад
в разработку менеджмента как
учебной дисциплины. Впервые научный
курс управления был разработан в 1881
г. американским ученым Джозефом Вартоном.
Через 100 лет Г. Кунц и С.О'Доннел опубликовали
свой труд «Управление: системный и
ситуационный анализ управленческих функций»,
который был переведен с
Основоположником
науки управления по праву считается
американский инженер и исследователь
Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система
организации труда и
Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).
Основы системы Ф. Тейлора:
- умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
- подбор рабочих для выполнения данного вида;
- обучение и тренировка рабочих;
- сотрудничество администрации и рабочих.
Важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
-
определение и точный учет
рабочего времени и решение
в этой связи проблемы
-
подбор функциональных мастеров
- по проектированию работы; движениями;
нормированию и заработной
- введение инструкционных карт;
- дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);
-
калькуляция затрат на
Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Научное
управление по Тейлору сосредотачивалось
на работе, выполняемой на самом
нижнем уровне организации. Тейлор и
его последователи
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее, ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 - 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.[5]
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).