Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности американской модели и особенностей её развития на современном этапе.
Объектом исследования является – американская модель менеджмента.
В рамках поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента;
Оглавление Введение………………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента…………………...5
1.1. Современное состояние американского менеджмента…………………………….5
1.2. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской………………………………………………………………………9
Глава 2. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента…………………………………………………………………………….15
2.1. Научная школа управления………………………………………………………...15
2.2. Административная школа управления…………………………………………….18
2.3. Школа психологии и человеческих отношений ………………………………….20
Глава 3. Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России…………………………………………………………………22
3.1. Российская модель менеджмента…………………………………………………..22
3.2 Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России…………………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………..30
Обращает на
себя внимание, во-первых, зависимость
денежных оценок от характера
самой должности (например, соответствующие
оценки по управляющим
Очень немногие виды работ
в исследовании Шмидта и других оказались
малочувствительны к
Заключение
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух основных школ: школа “научного менеджмента”, основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа “человеческих отношений”, возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений. Школа “научного менеджмента” явилась исторически первым направлением развития американской теории управления и именуется как “классическая” или “традиционная” школа, о возникновении которой говорилось чуть ранее.
Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.
Американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.
Список литературы
Таблица 1 - Сравнительный анализ моделей управления
Критерий сравнения |
Модель управления | ||
Американская |
Японская |
Немецкая (европейская) | |
Государства, в которых используется модель |
США, Великобритания |
Япония |
Германия, Нидерланды, Канада, Австралия, Франция, Бельгия |
Общая характеристика |
Значительное число |
Значительное количество банков и компаний в составе акционеров корпорации. |
Участие банков в качестве долгосрочных акционеров и представители выбираются в состав совета директоров. Банковское финансирование предпочтительнее акционерного. |
Ключевые участники |
Управляющие, директоры, акционеры, биржи, правительство |
Ключевой банк и финансово-промышленная сеть, правление, правительство |
Банки, корпорации |
Структура акционерной собственности |
Институциональные инвесторы ( США – 60 %, Великобритания – 65 %), индивидуальные инвесторы – 20 % |
Страховые компании – 50 %, иностранные инвесторы – 5 %, корпорации – 25 %. |
Банки – 30 %, корпорации – 45 %, пенсионные фонды – 3 %, индивидуальные акционеры – 4 % |
Представительство в управлении (совет директоров) |
Инсайдеры (лица, работающие в компании либо тесно с ней связанные) Аутсайдеры (лица, напрямую не связанные с корпорацией) Количество от 13 до 15 человек |
Полностью из внутренних участников.
Государство может назвать |
Двухпалатный совет директоров: наблюдательный совет (представители рабочих и акционеров) и правление. Количество членов наблюдательного совета от 9 до 20 человек, устанавливается законодательно. |
Требования к прозрачности информации |
Квартальный отчет, годовой отчет, вклюяающие в себя информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций, заработной |
Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре капитала, сленах совета директоров, сведения о |
Полугодовой отчет с указанием структуры капитала, акционеров с 5 % акций и более, информация о возможных |
Критерий сравнивания |
| ||
Американская |
Японская |
Немецкая (европейская) | |
|
плате, данные об акционерах, владеющих более 5 % акций, сведения и слияниях и поглощениях. |
предполагаемых слияниях, поправках в устав. Сообщается 10 крупнейших акционеров корпорации. |
слияниях и поглощениях. |
Решения, требующие одобрения акционеров |
Избрание директоров, назначение аудиторов, выпуск акций, слияние, поглощение, поправки к уставу. |
Выплата дивидендов, выборы своета директоров, внесение изменений в устав, слияния, поглощения. |
Распределение дохода, ратификация решений наблюдательного совета и правления, выборы наблюдательного совета |
Взаимоотношения и интересы участников |
Акционеры могут осуществлять свое право голоса по почте или доверенности, не присутствуя на собрании акционеров. |
Корпорации заинтересованы в долгосрочных и аффилированных акционерах. Ежегодные собрания акционеров носят формальный характер. |
Большинство немецкий акции корпорации – акции на предъявителя. Банки с согласия акционеров распоряжаются голосами по своему усмотрению. Нет возможности заочного голосования, обязательное присутствие акционера на собрании или передоверие этого права банку. |
Приложение 2
Таблица 1 – Сравнение американской и японской моделей менеджмента
Японская модель менеджмент |
Американская модель менеджмента |
|
|
1 Роговский Е.А. США. Информационное общество. Экономика и политика. – М.: Международные отношения. – 2008. – c. 208
2 Сантамария Дж., Мартино В. Стратегия и тактика морской пехоты США в бизнесе. Как использовать философию маневренных боевых действий для управления успешной организацией. – М.: Эксмо, 2007. – c. 140
3 Сантамария Дж., Мартино В. Стратегия и тактика морской пехоты США в бизнесе. Как использовать философию маневренных боевых действий для управления успешной организацией. – М.: Эксмо, 2007 – c. 40
4 Кузнецов Э.А., Волошина В.В. Транснациональные корпорации. Экономика и менеджмент. – М.: Бурун Книга, 2008. –c. 320
5 Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 2008