Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности американской модели и особенностей её развития на современном этапе.
Объектом исследования является – американская модель менеджмента.
В рамках поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента;
Оглавление Введение………………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента…………………...5
1.1. Современное состояние американского менеджмента…………………………….5
1.2. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской………………………………………………………………………9
Глава 2. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента…………………………………………………………………………….15
2.1. Научная школа управления………………………………………………………...15
2.2. Административная школа управления…………………………………………….18
2.3. Школа психологии и человеческих отношений ………………………………….20
Глава 3. Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России…………………………………………………………………22
3.1. Российская модель менеджмента…………………………………………………..22
3.2 Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России…………………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………..30
Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего способа разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
2.3 Школа психологии и поведенческих наук
Особенности школы психологии. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.
Более поздние исследования,
проведенные Абрахамом Маслоу
и другими психологами,
Развитие поведенческих
отношений. Среди наиболее крупных
фигур более позднего периода
поведенческого направления (с 1950 г. по
настоящее время) такие ученые, как
К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф.
Герцберг. Эти и другие исследователи
изучали различные аспекты
Новый подход стремился
в большей степени оказать
помощь работнику в осознании
собственных возможностей на
основе применения концепций
поведенческих наук к
Глава 3. Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России
3.1. Российская модель менеджмента
Российская модель менеджмента должна формироваться исходя из современной концепции менеджмента, которая заключается в том, что:
1. Успех организации
2. Организация рассматривается
как открытая система, на
3. Процесс управления
организацией — это
4. Применение к процессу
управления организацией
5. Ориентация на человека
и его возможности, поэтому
основное внимание уделяется
демократизации управления, проблемам
руководства и лидерства,
Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:
• рациональное сочетание рынка и государственного регулирования;
• широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций;
• постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды;
• достижение стратегических
и оперативных целей
• разработка новых методов
и приемов управления, позволяющих
организации более гибко
• резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
• использование в практике
управления оптимальных решений, выбранных
на основе тщательного анализа
• совершенствование структур управления за счет большей централизации функций;
• постоянная забота о повышении квалификации работников организации;
• максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ;
• развитие информационных
систем, широкое использование
• привлечение сотрудников к управлению организацией.
За всю историю существования
менеджмента многие зарубежные страны
накопили значительный опыт в области
теории и практики управления, создали
собственные модели управления с
учетом своих специфических
Ответ на него затрудняется
и тем обстоятельством, что не
только в целом страна, но и отдельные
ее регионы предрасположены к
различным экономическим
Но практика показывает, что набор достоинств успешных моделей менеджмента разных стран и регионов – еще не гарантия построения эффективности. Вместе с тем базовыми принципами построения российской модели менеджмента можно считать:
- использование в управлении
концепции государственного
В результате между государством
и частным бизнесом устанавливаются
паритетные отношения, направленные на
повышение международной
- свобода выбора концепций
для создания оптимальной
- управление на основе
постоянных нововведений. Важнейшей
составной частью менеджмента
становятся инновации. Они
- отказ от чрезмерной
централизации власти в
- выработка стратегии
управления, ориентированной на
постоянные изменения как в
внешней среде, так и внутри
фирмы; выделение в качестве
основного ресурса выживания
человеческих ресурсов, их интеллектуального
потенциала и постоянно
- введение индикативного
планирования, предусматривающего
разработку долгосрочных
- совершенствование методов
мотивации и управления
- повышение
Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.
Трудность формирования российской модели менеджмента связана с необходимостью исправления сложившегося положения в экономике страны и кризисной ситуации. Для устранения сложившегося положения необходимы защита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация экономики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д.
3.2 Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России
Основные особенности управления в американской компании:
- Функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником. Принцип: сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.
- Задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника.
- Поощрение новых идей.
- Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.
- Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения. Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (например, конвейерная система5) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации. Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации.
- Развитая корпоративная культура.
Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.
Перестройка кадровой работы
начиналась с управляющих и
Компетентность и личная
“заинтересованность в фирме” управляющих
высшего уровня наиболее радикально
влияют на общие результаты деятельности
корпорации. Поэтому кадровая работа,
включая систему