Устав ООН, закрепленные принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика ООН как субъекта международного права. Для достижения данной цели в данной работе будут исследованы основные цели и принципы Устава ООН, охарактеризованы структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН, а также будут раскрыты основные вопросы сотрудничества ООН с ее специализированными учреж¬дениями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Характеристика целей и принципов Устава ООН в свете последу¬ющих многосторонних международно-правовых актов, посвященных основам регулирования международных отношений…………………………………
2. Структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН…………………………………………5
3. Основы сотрудничества ООН с ее специализированными учреж-дениями…………………………………………………………………………...16
Задача……………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная ООН.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

         В целях осуществления своих функций Генеральная Ас­самблея учреждает специальные комитеты и комиссии как на временной, так и на постоянной основе (Консультативный ко­митет по административным и бюджетным вопросам, Комитет по взносам, Специальный комитет по вопросу о ходе осуществ­ления Декларации о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам, Комитет по использованию космиче­ского пространства в мирных целях, Специальный комитет по операциям по поддержанию мира — комитет 33-х, Специаль­ный комитет для Всемирной конференции по разоружению, Комиссия международного права, Комиссия по праву междуна­родной торговли и др.).

   Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам при­нимаются большинством в две трети присутствующих и участ­вующих в голосовании членов Ассамблеи (голоса воздержав­шихся не учитываются). Такими вопросами являются измене­ние Устава, рекомендации -в отношении поддержания между­народного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Соци­ального Совета, членов Международного Суда, назначение Ге­нерального секретаря ООН, прием новых членов и исключение из Организации, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, бюджетные вопросы.

Решения по другим вопросам, включая определение допол­нительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинства в две трети голосов, принимаются простым боль­шинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Совет Безопасности. Он занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства — члены ООН для обеспе­чения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безо­пасности действует от их имени (ст. 24 Устава).

В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Со­вета необходимо внесение поправок в Устав[5].

Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Постоянными членами Совета, согласно ст. 23 Устава, яв­ляются пять государств: Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место Союза ССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась).

Генеральная Ассамблея избирает десять других государств — членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопас­ности (до расширения состава было шесть непостоянных чле­нов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избра­нии непостоянных членов уделяется должное внимание степе­ни участия членов Организации в поддержании международ­ного мира и безопасности, а также справедливому географи­ческому распределению. 

Функции Совета Безопасности обусловлены его ролью в обеспечении международного мира и безопасности.

Согласно ст. 24 (п. 1), для обеспечения быстрых и эффек­тивных действий ООН ее члены возлагают на Совет Безопасно­сти главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к между­народным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать под­держанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой уг­розы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет, согласно ст. 41 Устава, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических от­ношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

       В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Действенность резолюций Совета Безопасности о санкциях обусловлена их выполнением государствами, в том числе с ис­пользованием внутригосударственных правовых средств. Начи­ная, с 1963 г. в рамках ООН принимались предусмотренные Ус­тавом меры в отношении Южно-Африканской Республики в связи с ее политикой апартеида. В течение всех лет примене­ния санкций Правительство СССР, а затем Правительство РФ добросовестно выполняли решения ООН. Происшедшие в ЮАР в 1993—1994 гг. существенные изменения политической систе­мы, постепенный отказ от апартеида обусловили прекращение ограничительных мер в отношении ЮАР. Резолюцией Совета Безопасности 919 от 25 мая 1994 г. санкции были отменены. Соответственно 12 июля 1994 г. Президент РФ подписал распо­ряжение, предписывающее всем государственным и иным уч­реждениям, предприятиям, фирмам, банкам, частным лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, исходить в своей деятель­ности из указанной резолюции Совета Безопасности[6].

Если Совет Безопасности сочтет, что перечисленные в ст. 41 меры являются недостаточными для выполнения его ре­шений, то он уполномочивается (ст. 42) предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восста­новления международного мира и безопасности. Такие дейст­вия могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

     В этих целях Совет Безопасности наделен правом форми­рования и применения вооруженных сил Организации Объеди­ненных Наций для поддержания международного мира и безо­пасности. В соответствии со ст. 43 Устава все члены ООН обяза­ны предоставлять по требованию Совета Безопасности на уста­новленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых соглашений между Советом Безопасности и соответствующими государствами. Соглашения фиксируют чис­ленность и род войск, их дислокацию, характер предоставляе­мых средств обслуживания.[7]

   Важное место в деятельности Совета Безопасности в со­временных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

   Полномочия Совета Безопасности не затрагивают, соглас­но ст. 51, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападе­ния, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходи­мых мер.

Совет Безопасности является постоянно действующим ор­ганом и организуется таким образом, чтобы он мог функциони­ровать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоян­ного представителя.

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Ре­шения Совета Безопасности по процедурным вопросам счита­ются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом (п. 3 ст. 27) для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не прини­мается. Такое исключительное право постоянных членов Сове­та называется правом вето. Если же один или несколько посто­янных членов воздерживаются либо не участвуют в голосова­нии, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

 

 

 

   3. Основы сотрудничества ООН с ее специализированными учреж­дениями

  Принято говорить о системе Организации Объединенных Наций, имея в виду как непосредственно Организацию со всеми ее главными органами и подведомственными им комитетами, комиссиями, центрами, программами, так и "примыкающие" к ООН и юридически с ней связанные международные организа­ции.

  Такие организации создаются на основе межправительст­венных соглашений и наделяются самостоятельными полномо­чиями в специальных областях деятельности. О функциональ­ной ориентации можно судить по их наименованиям — Между­народная организация труда, Организация Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интел­лектуальной собственности, Международная организация гра­жданской авиации, Международная морская организация и т. д.

   В соответствии со ст. 57 Устава ООН организации, обле­ченные определенной в их учредительных актах ответственно­стью в конкретных областях, "поставлены в связь" с ООН по­средством соглашений, утверждаемых Генеральной Ассамбле­ей ООН.

Устав квалифицирует такие организации, как специализи­рованные учреждения ООН. Их координация с ООН проявля­ется в консультациях, обмене информацией, в праве участво­вать в заседаниях органов друг друга. В компетенции ООН да­вать рекомендации этим учреждениям, а также в установлении единой для ООН и ее специализированных учреждений уни­фицированной системы международной гражданской службы.

   В настоящее время существуют 16 организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН. СССР был чле­ном большинства этих учреждений. В мае 1992 г. было принято постановление Верховного Совета РФ о вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международ­ный банк реконструкции и развития и Международную ассо­циацию развития.

   Каждая такого рода организация как межгосударственное объединение обладает международной правосубъектностью в пределах полномочий, определенных Уставом или иным учре­дительным актом. Привилегии и иммунитеты, предусмотрен­ные для ООН, применяются к соответствующей организации[8].

   В состав специализированных учреждений наряду с госу­дарствами — членами ООН могут входить и другие государст­ва, но порядок их приема является более сложным. В некото­рых случаях допускается ассоциированное членство несамо­управляющихся территорий.

   Устав (иной учредительный акт) определяет организа­ционную структуру и полномочия органов. Так, в рамках ЮНЕСКО функционируют Генеральная конференция, Испол­нительный совет и Секретариат во главе с генеральным дирек­тором; в рамках Международной морской организации — Ас­самблея, Совет, Комитеты и Секретариат во главе с Генераль­ным секретарем. Возможно учреждение в отдельных госу­дарствах представительств Организации. В 1989 г. между ЮНЕСКО и Правительством СССР было подписано Соглаше­ние о создании и функционировании Бюро ЮНЕСКО в СССР (в настоящее время — в Российской Федерации). Директор Бюро является представителем ЮНЕСКО в Российской Федерации. В государствах-членах могут создаваться так называемые на­циональные сотрудничающие органы. В качестве примера можно назвать Комиссию по делам ЮНЕСКО, действующую в Россий­ской Федерации.

  Следует также отметить создание в 1993 г. Межведомст­венной комиссии по участию Российской Федерации в между­народных организациях системы ООН, которая наделена функ­циями координации.

   На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) активно обсуждался вопрос о правовом статусе специализиро­ванных организаций, которые будут заниматься экономическими и со­циальными вопросами в рамках ООН. Участники конференций решили включить в состав ООН положение о статусе организаций, которые бу­дут поставлены в связь с ООН посредством соответствующих соглаше­ний.

    Согласно ст. 57 и 63 Устава ООН различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и обле­ченные широкой международной, определенной в их учредительных ак­тах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией посредством заключения соглашения.

     Таким образом, любое специализированное учреждение имеет сле­дующие четыре признака: а) межправительственный характер учреди­тельного акта; б) широкая международная ответственность в рамках его компетенции; в) осуществление деятельности в специальной области, предусмотренной положениями Устава ООН; г) связь с ООН. Если пер­вые три признака присущи многим другим межправительственным орга­низациям, то последний — связь с ООН — характерен только дляспециализированных учреждений.

      В настоящее время следующие организации являются специализиро­ванными учреждениями ООН: Международная организация труда (МОТ, создана в 1919 г.), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, 1945 г.), Организация ООН по вопросам обра­зования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.), Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1945 г.), Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.), Международная ассоциация развития (МАР, 1960 г.), Международный валютный фонд (МВФ, 1944 г.). Международная орга­низация гражданской авиации (ИКАО, 1944 г.), Международная мор­ская организация (ИМО, 1959 г.), Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865 г.), Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874 г.),        

      Всемирная метеорологическая организация (ВМО, стала специализированным уч­реждением в 1951 г.), Всемирная организация интеллектуальной собст­венности (ВОИС, 1970 г.), Международный фонд сельскохозяйственно­го развития (ИФАД, 1977 г.), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, 1966 г.). Всемирная туристическая организация (ВТО, 1974 г.).

     К специализированным учреждениям ООН полностью применяются положения Устава ООН о суверенном равенстве государств-членов, об их главнейшей обязанности «развивать дружественные отношения меж­ду нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределе­ния народов» (п. 2 ст. 1 Устава ООН).

     Специализированные учреждения ООН являются субъектами меж­дународного права и обладают полномочиями публично-правового ха­рактера. Они вправе заключать соглашения, при них аккредитованы по­стоянные представительства государств-членов, сами организации и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами. Они впра­ве запрашивать консультативные заключения у Международного суда ООН. Специализированные учреждения разрабатывают и заключают ме­ждународные конвенции, имеют свой автономный бюджет. Они способ­ны обеспечить международно-правовыми средствами выполнение субъ­ектами международного права решений своих высших органов. Как справедливо отмечает Е. А. Шибаева, «будучи субъектом международно­го публичного права особого рода, специализированные учреждения ООН обладают международными правами и обязанностями, строго оп­ределенными соответствующими международнымиправовыми актами».

Информация о работе Устав ООН, закрепленные принципы