Устав ООН, закрепленные принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика ООН как субъекта международного права. Для достижения данной цели в данной работе будут исследованы основные цели и принципы Устава ООН, охарактеризованы структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН, а также будут раскрыты основные вопросы сотрудничества ООН с ее специализированными учреж¬дениями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Характеристика целей и принципов Устава ООН в свете последу¬ющих многосторонних международно-правовых актов, посвященных основам регулирования международных отношений…………………………………
2. Структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН…………………………………………5
3. Основы сотрудничества ООН с ее специализированными учреж-дениями…………………………………………………………………………...16
Задача……………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная ООН.doc

— 149.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Характеристика целей и принципов Устава ООН в свете последу­ющих многосторонних международно-правовых актов, посвященных основам регулирования международных отношений…………………………………

2. Структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН…………………………………………5

   3. Основы сотрудничества ООН с ее специализированными учреж­дениями…………………………………………………………………………...16

Задача……………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Организация Объединенных Наций была создана, как всемирная международная организация но поддержанию мира и безопасности. После войны особенно ярко назрела необходимость в создании всеобщей международной организации для установления послевоенного правопорядка. Решение о создании ООН и принятию Устава ООН предшествовало принятие ряда других решений и документов. 30 декабря 1943 года правительствами СССР, США, Великобритании и Китая была подписана Московская декларация, в которой признавалось "необходимость учреждения всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств". Решения Московской конференции получили подтверждение на Тегеранской конференции 1 декабря 1943 года. 

            На Крымской конференции вопрос о создании совместной универсальной международной организации занимал одно из первых мест.25 апреля в Сан-Франциско была созвана Конфедерация Объединенных Наций для подготовки Устава в соответствии с положениями предварительных договоров. Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года после ратификации его СССР. США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Вопрос о целях Устава ООН пересекается с вопросом о целях ООН, т.к. целью Устава является регламентация деятельности ООН и ее основных органов, определение приоритетных направлений деятельности ООН, описание структуры и процессуальной деятельности органов ООН. 

          Настоящая контрольная работа посвящена характеристике Организации Объединенных Наций, так как в связи многосторонними международно-правовыми актами, посвященных основам регулирования международных отношений, исследование правовых основ данной организации приобретает особую актуальность.

        Целью настоящей работы является характеристика ООН как субъекта международного права. Для достижения данной цели в данной работе будут исследованы основные  цели и принципы Устава ООН, охарактеризованы структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН, а также будут раскрыты основные вопросы сотрудничества ООН с ее специализированными учреж­дениями.

         Теоретической основой данной работы являются международно-правовые акты в сфере регулирования отношений между государствами и международными организациями, а также труды правоведов-международников таких, как  Бобров Р. Л., Малииин С. А., Зайцева О. Г., Шибаева Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика целей и принципов Устава ООН в свете последу­ющих многосторонних международно-правовых актов, посвященных основам регулирования международных отношений.

  Устав Организации Объединенных Наций состоит из пре­амбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

  В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы опреде­ляют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV—VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV — о Секретариате ООН). В Уставе име­ются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудниче­ству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

  Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пере­смотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных по­ложений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их рати­фикации двумя третями членов Организации, включая всех по­стоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без со­гласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем всту­пившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответст­вующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправ­ки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономиче­ского и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

  Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной кон­ференции членов Организации, что допускается только по ре­шению или при согласии двух третей членов Генеральной Ас­самблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конфе­ренцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организа­ции, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обуслов­лено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопас­ности[1].

Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессив­ного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функциониро­вания ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и прин­ципов.                                          

Цели и принципы ООН. В соответствии со ст. 1 Устава Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для пре­дотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мир­ными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение междуна­родных споров или ситуаций, которые могут привести к нару­шению мира; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и само­определения народов, а также принимать другие соответствую­щие меры для укрепления всеобщего мира; 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гумани­тарного характера и в поощрении и развитии уважения к пра­вам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования дей­ствий наций в достижении этих общих целей[2].

Согласно ст. 2 Устава для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следую­щими принципами: 1) суверенное равенство всех членов Орга­низации; 2) добросовестное выполнение принятых на себя обя­зательств; 3) разрешение международных споров мирными сред­ства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международ­ный мир и безопасность; 4) воздержание в международных от­ношениях от угрозы силой или ее применения как против тер­риториальной неприкосновенности или политической незави­симости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответст­вии с Уставом действиях; 6) обеспечение того, чтобы государст­ва, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава; 7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Важнейшее значение для оценки юридической природы ООН как организации межгосударственного сотрудничества и как субъекта международного права имеет принцип суверен­ного равенства ее членов.

Организация Объединенных Наций, выполняя свои функ­ции, вступает через соответствующие органы в определенные правоотношения с государствами-членами, а при известных обстоятельствах и с другими государствами, не являющимися членами ООН, а также международными организациями.

 

 

 

2. Структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

В качестве главных органов Организации Объединенных Наций в ее Уставе названы Генеральная Ассамблея, Совет Безо­пасности, Экономический и Социальный Совет, Международ­ный Суд, Суд по опеке, Секретариат. При необходимости воз­можно создание вспомогательных органов (ст., 7) Главные орга­ны ООН характеризуются особым правовым статусом, их пол­номочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Однако и по своему правовому положению, и по реальному зна­чению названные в Уставе главные органы далеко не равно­значны. Центральное место в системе ООН занимают Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

Вспомогательные органы образуются в большинстве слу­чаев по решению Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасно­сти, Экономического и Социального Совета, которые координи­руют их деятельность, заслушивают доклады, выносят свои рекомендации.

Как правило, органы ООН состоят из государств — членов данной Организации либо из всех членов (Генеральная Ассамб­лея), либо из установленного числа членов (Совет Безопасно­сти, Экономический и Социальный Совет, Комитет по мирному использованию космического пространства т. д.).

Каждое входящее в соответствующий орган государство представлено в нем назначаемым данным государством долж­ностным лицом (представителем) или делегацией.

Генеральная Ассамблея. Она состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет на ее сессиях делегацию в количест­ве не более пяти представителей и пяти заместителей предста­вителей; при этом делегация имеет один голос[3].

Компетенции Генеральной  Ассамблеи подлежат любые во­просы или дела в пределах Устава (ст. 10). Она может рассмат­ривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе вопросы ра­зоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной областях, вопросы со­действия осуществлению прав человека и основных свобод, во­просы прогрессивного развития и кодификации международ­ного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию международного мира и безопас­ности вопросы, поставленные перед ней каким-либо государст­вом или Советом Безопасности, и делать соответствующие ре­комендации. Любой такой вопрос, по которому необходимо пред­принять действие, передается Ассамблеей Совету Безопасно­сти до или после обсуждения. Статья 12 Устава содержит важ­ную оговорку: когда Совет Безопасности выполняет возложен­ные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или си­туации, если об этом не запросит Совет Безопасности.

  Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, образует вспомогательные органы. По рекомендации Совета Безопасности  Ассамблея решает вопросы приема и исключения из чле­нов ООН, приостановления осуществления прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального секретаря, параллельно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда[4].

   Генеральная Ассамблея имеет сессионный порядок рабо­ты. Очередные сессии созываются ежегодно в третий вторник сентября и длятся три месяца. В течение 1946—1995 гг. состоя­лись 50 ежегодных сессий.

   Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации. Такие специальные сессии имеют особую нуме­рацию.

    Генеральная Ассамблея имеет свои правила процедуры, утвержденные ею в 1947 г. и впоследствии изменявшиеся. Существует семь главных комитетов Генеральной Ассамб­леи: Первый комитет (политические вопросы и вопросы безо­пасности, включая разоружение); Специальный политический комитет (аналогичные вопросы); Второй комитет (экономиче­ские и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый коми­тет (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий); Пя­тый комитет (административные и бюджетные вопросы); Шес­той комитет (правовые вопросы). В каждом из комитетов пред­ставлены все члены Генеральной Ассамблеи.

   На сессии создается Генеральный комитет из председате­ля Ассамблеи, его заместителей, председателей главных коми­тетов — всего в составе 25 человек. Он предназначен для коор­динации работы главных комитетов и оказания помощи пред­седателю Ассамблеи в общем руководстве работой сессии. Об­судив переданные им вопросы, главные комитеты представля­ют соответствующие предложения на утверждение Генераль­ной Ассамблеи, ее пленарного заседания.

Информация о работе Устав ООН, закрепленные принципы