Сравнительная характеристика основных институтов гражданского права России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 07:15, курсовая работа

Краткое описание

Процессы, происходящие в настоящее время в Китае, неизбежно приводят к изменениям в соотношении сил в мире. Развитие экономики Китая, повышение его политического статуса на международной арене, переход с регионального на глобальный уровень вызывает интерес других стран, в том числе и России. Сформировался фактор неинформированности о праве Китая, который является препятствием для дальнейшего развития российско-китайских отношений. Лучший вариант ликвидации такой проблемы – взаимность на основе активного изучения законодательства и доктрины каждой страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИИ И КИТАЯ. 4
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ 8
2.1. ИНСТИТУТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 9
2.2. ИНСТИТУТ АРЕНДЫ 12
2.3. ИНСТИТУТ ДАРЕНИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.77 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Иркутский государственный  университет

Юридический институт

Кафедра международного права и сравнительного правоведения

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИИ И       КИТАЯ. 4

ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ 8

2.1. ИНСТИТУТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 9

2.2. ИНСТИТУТ АРЕНДЫ 12

2.3.  ИНСТИТУТ ДАРЕНИЯ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

              Процессы, происходящие в настоящее время в Китае, неизбежно приводят к изменениям в соотношении сил в мире. Развитие экономики Китая, повышение его политического статуса на международной арене, переход с регионального на глобальный уровень вызывает интерес других стран, в том числе и России. Сформировался фактор неинформированности о праве Китая, который является препятствием для дальнейшего развития российско-китайских отношений. Лучший вариант ликвидации такой проблемы – взаимность на основе активного изучения законодательства и доктрины каждой страны.                   Актуальность изучения особенности законодательства осознается и руководством обеих стран, что нашло свое отражение в том, что 2006 г. был объявлен «Годом России в Китае», а 2007 г. – «Годом Китая в России». В рамках культурных обменов происходит взаимное знакомство с правовыми особенностями обеих стран.

               Актуальность темы  обуславливается глубоким реформированием всех сфер жизни общества России и Китая. Это создает необходимость в тщательном и всестороннем исследовании социально-экономических противоречий, возникающих в обществе, а особенно противоречий возникающих в общественных отношениях, регулируемых правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика гражданского права России и Китая.

              Гражданское право — отрасль единого российского права. Его значение можно усвоить, если учесть, что оно имеет дело в первую очередь с имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями, основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ч. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

              Имущественные отношения представляют собой отношения по владению, пользованию и распоряжению такими благами, как средства производства и предметы потребления. Следует иметь в виду, что гражданское право регулирует не все имущественные отношения, а лишь такие, которые являются товарными. Особенностью имущественных отношений гражданского права является то, что они связаны с товарами. Товары, как известно, обычно обмениваются на деньги. Отсюда большинство регулируемых гражданским правом имущественных отношений носит товарно-денежный характер. Так, по договору купли-продажи за проданную вещь уплачивается покупная цена, а по договору имущественного найма за полученное в пользование имущество вносится наемная плата.

              Вместе с тем современное гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом законодатель исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная нa систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

               Имущественные отношения — основной элемент предмета гражданско-правового регулирования. Кроме них гражданское право регулирует и некоторые личные неимущественные отношения, которые связаны с имущественными. Существенной особенностью нового Гражданского кодекса РФ является то, что он в отличие от Гражданского кодекса 1964 г. не включил в предмет гражданско-правового регулирования неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Законодатель воспринял неоднократно высказываемую в научной литературе точку зрения, согласно которой нормы гражданского права лишь защищают объекты неимущественных отношений, но не регулируют их. В перечне таких объектов называются жизнь и здоровье гражданина, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайны, право свободного передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на имя, право авторства на произведения науки, литературы или искусства и некоторые другие принадлежащие гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу неимущественные блага.

            К числу личных неимущественных отношений, связанных с имущественными, относятся так называемые творческие отношения, результаты которых связаны с имущественными самим фактом создания произведений науки, литературы, искусства, совершения открытия, создания изобретения или рационализаторского предложения. Авторы названных результатов творчества имеют имущественные права на вознаграждение, а также на определенные льготы, так как между создателями объектов творчества и компетентными субъектами возникают имущественные отношения. Эти отношения составляют второй элемент предмета гражданского права.

           Приведенная выше краткая характеристика предмета гражданско-правового регулирования позволяет дать определение гражданского права.

           Гражданское право является отраслью (определенной совокупностью норм) единого российского права, которое регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, складывающиеся между организациями (юридическими лицами), между ними и гражданами (физическими лицами), а также между гражданами (физическими лицами) на началах равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности и инициативы участников этих отношений.

            Если гражданское право представляет собой, условно говоря, определенную совокупность норм, то эти нормы должны найти свое выражение в актах компетентных государственных органов. Иначе говоря, для того чтобы тот или иной акт государственного органа мог рассматриваться в качестве источника права, необходимо, чтобы им устанавливались нормы права.

           Издание актов, которыми устанавливаются нормы гражданского права, предполагает наличие у того или иного государственного органа конкретной компетентности на издание нормативных актов, соблюдение установленной процедуры и порядка принятия таких актов. Так, законы Российской Федерации принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации после предварительного их обсуждения в результате голосования депутатов Государственной Думы.

                Источники гражданского права довольно многообразны по своему составу и разнообразны по содержанию. Вся совокупность гражданско-правовых актов может быть подразделена на следующие группы:

1. Конституция Российской  Федерации. 

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть первая  и часть вторая (в дальнейшем  — ГК РФ).

3. Федеральные законы, регулирующие гражданские отношения. 

4. Указы Президента  Российской Федерации. 

5. Постановления  Правительства Российской Федерации. 

6. Акты министерств,  других федеральных и муниципальных  органов исполнительной власти.

               Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и часть вторая ГК РФ являются одним из важнейших источников гражданского права. Общая структура части первой ГК РФ и внутренняя дифференциация его разделов содержит в себе следующие важнейшие подразделения. Кодекс устанавливает своего рода “правила игры”, соответствующие природе регулируемых отношений, и основные начала гражданского законодательства. Гражданский кодекс предусматривает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению реализуют принадлежащие им гражданские права (ст. 9), которые защищаются народным, арбитражным или третейским судом. При этом добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. В ст. 10 сказано, что лица, осуществляющие принадлежащие им права исключительно с намерением причинить вред другому, а также злоупотребляющие ими в иных формах (ограничение конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке и др.), не могут рассчитывать на защиту. Кодекс вводит новые положения, расширяя возможность участия субъектов гражданского права в гражданском обороте. Содержание их правоспособности наполнено новыми положениями. Особенно существенными нововведениями являются положения о праве собственности и иных правах на имущество. Определены основания и порядок их приобретения (гл. 14).       Существенное значение придается теперь так называемым первоначальным способам приобретения имущества (изготовление или создание иным путем нового имущества, сбор или добыча общедоступных вещей, обращение в собственность бесхозных вещей). Введена новая статья о приобретательной давности, согласно которой гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своей собственной недвижимостью в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает на него право собственности. Принудительное лишение такового может наступить только по решению суда и с предварительным возмещением собственнику убытков.

             Указы Президента Российской Федерации, если они не противоречат Гражданскому кодексу или другому федеральному гражданскому закону, могут быть приняты по любым вопросам, которые входят в компетенцию Президента Российской Федерации, закрепленную в ст. 81—90 Конституции Российской Федерации при условии, что в Гражданском кодексе нет указания на то, что соответствующие отношения могут быть урегулированы только законом. Примером подобного рода указа является Указ Президента Российской Федерации “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994 г.

            Постановления Правительства Российской Федерации могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ. Правительство РФ является исполнительным органом нашего государства, действующим на основании и во исполнение закона. В связи с этим его постановления представляют собой подзаконные нормативные акты. В Гражданском кодексе иногда содержится прямая отсылка к такого рода актам Правительства. Так, п. 4 ст. 426 ГК РФ предоставляет право Правительству издавать в случаях, предусмотренный законом, правила, типовые договоры, положения и т.п., которым” должны руководствоваться стороны при заключении и исполнении указанных в нем публичных договоров.

            Акты министерств, других федеральных и муниципальных органов исполнительной власти. По общепринятой терминологии это так называемые ведомственные правовые акты. В п. 7 ст. 3 ч. 1 ГК РФ предусмотрено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Примером таких актов может служить приказ Министерства внешних экономических связей Российской Федерации “Об организации работы в Министерстве по вопросам лицензирования текстильных товаров в страны Европейского Союза” от 22 июля 1994 г. № 360 или распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом “Об утверждении Положения о продаже предприятий товариществам, созданным только работниками предприятий, где численность инвалидов составляет 50 и более процентов общего числа работников” от 21 ноября 1994 г. № 2714-р.

               Характеризуемые гражданско-правовые акты включают в себя различные гражданско-правовые нормы. Эти нормы являются правилами общеобязательного поведения. В связи с тем, что условия их обязательности различные, эти гражданско-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы в гражданском праве устанавливаются в тех случаях, когда учитывая общегосударственные интересы и интересы всех субъектов гражданского права, законодатель считает необходимым подчинить их единому общеобязательному для правилу. Следует иметь в виду, что диспозитивные нормы в большей степени обеспечивают развертывание собственной инициативы субъектов гражданских правоотношений, чем императивные нормы. Поэтому в современных условиях инициатива как первый шаг, побуждение к какому-либо делу имеет существенную значимость. Более широкое значение в современный период получают диспозитивные нормы гражданского законодательства.

             Иногда, при наличии определенных условий, имущественные отношения регулируются не нормами гражданского закона, а обычаями делового оборота. Обычаи делового оборота подобны деловым обыкновениям, которые представляют собой правила поведения, сложившиеся вне непосредственного воздействия государственной власти и соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Обычаи делового оборота — это, по существу, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо оттого, зафиксированы ли они в каких-либо документах. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии, например, со ст. 474 ГК РФ, если порядок проверки качества товара не установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором продажи, проверка качества товаров производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договор купли-продажи.

             Специфика содержания  гражданского права КНР, как и других отраслей, определяется особенностями социально-экономической модели этого государства. Основы экономических отношений (прежде всего отношений собственности) закреплены на конституционном уровне. Статья 15 Основного закона КНР в редакции 1993 г. гласит: "Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование". В Конституции закреплено, что основа социалистической экономической системы КНР - социалистическая общественная собственность на средства производства, т.е. общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс (ст.6); государственный сектор экономики "руководящая сила в народном хозяйстве" (ст.7); различные формы кооперативной собственности рассматриваются как социалистический сектор хозяйства (ст.8), а единоличные хозяйства городских и сельских тружеников определяются как дополнение к социалистическому общественному хозяйству (ст.11). В 1988 г. ст.11 Конституции была дополнена следующим образом: "Государство допускает существование и развитие частного хозяйства в пределах, установленных законом. Частное хозяйство является дополнением к социалистической экономике, основанной на общественной собственности. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства, направляет его деятельность, осуществляет контроль и управление". 
Начиная реформу, Китай оказался фактически без гражданского законодательства. Отказ от командно-административных методов и строительство многоукладной экономики смешанного (планово-рыночного) типа потребовали разработки правовых норм, необходимых для регламентации рыночных отношений. Создание нового гражданского законодательства чрезвычайно осложняется тем фактом, что руководство КНР не имеет четкого представления об окончательной общественной модели, которая должна утвердиться в результате длительных экономических реформ. Поскольку эта модель в конечном итоге должна воплощать "социализм с китайской спецификой", законодатель лишен возможности заимствовать "готовые" гражданские законы капиталистических стран, как это было сделано в конце XIX в. в Японии и в 1920-е гг. в гоминьдановском Китае. 
              В целом гражданское право КНР находится в стадии формирования, многие его институты до сих пор законодательно не закреплены. ВКНР пока нет собственного Гражданского кодекса. Задача разработки ГК ставилась еще в 1950-е гг., работа в этом направлении активно велась в начале 1980-х гг. (было подготовлено несколько проектов ГК). Однако китайский законодатель в итоге отказался от Гражданского кодекса. Вместо ГК в 1986 г. были приняты и в 1987 г. вступили в силу Общие положения гражданского права (ОПГП). Они закрепляют основы систематизации этой отрасли, ее роль и место в системе современного китайского права. В ОПГП урегулированы лишь те вопросы гражданского права, которые не вызывали резких разногласий у китайских законодателей. В этом акте определено, в частности, какая область общественных отношений регулируется гражданским правом (ст.2); каков метод его регулирования (ст.2, 3); кто является субъектами гражданского права и каково их правовое положение (ст.1, 2, разделы II, III); за какими образованиями может признаваться статус юридического лица (ст.36-53); каково содержание права собственности - важнейшего цивилистического института (ст.71); в каких правовых формах предполагается реализация права государственной и коллективной собственности (ст.80-82); что такое обязательства, как они возникают и каким образом должны исполняться (ст.84-93). Общие положения гражданского права КНР также закрепили единый институт интеллектуальной собственности, не раскрыв, правда, ее понятия (ст.94-97); в специальный институт выделили гражданскую ответственность, разделив ее на договорную и внедоговорную (ст.106-133); установили способы защиты гражданских прав (ст.134), правила исковой давности (ст.135-141); закрепили институт представительства (ст.63-70). Наконец, в ОПГП были включены важные нормы международного частного права, регулирующие гражданско-правовые и семейные отношения с "иностранным элементом" (ст.142-150). 
                В то же время многие важные моменты гражданско-правового регулирования в ОПГП не отражены. Так, в нем отсутствуют нормы, позволяющие провести классификацию юридических лиц, закрепляющие порядок их образования. Не наблюдается сколь- нибудь значительного (по сравнению с Конституцией) развития положений о видах собственности - государственной, коллективной, частной собственности, об их режимах и т.п. То же самое можно сказать и об индивидуальной (личной) собственности граждан. В Конституции эта собственность никак не характеризуется, а в ОПГП любая собственность граждан именуется нейтрально - индивидуальное имущество (ст.75). Не содержат ОПГП и основы для регламентации основных видов гражданских договоров, для регулирования совместной деятельности.        Неполно обрисован правовой статус индивидуальных хозяйств в промышленности и торговле, а также артелей. Немало вопросов возникает по поводу ответственности при отсутствии вины, правил возмещения убытков и т.д. 
Вместе с ОПГП была принята серия законов и положений, которыми регулируется правовой статус различных субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности и в которых одновременно содержится определенная регламентация отношений собственности. Еще в 1981 г. принят Закон КНР о хозяйственном договоре - основной акт, регулирующий отношения хозяйственного оборота (помимо этого Закона в КНР действует ряд положений об отдельных видах хозяйственных договоров). Отношения, связанные с объектами исключительных прав, регламентируются законами о техническом договоре (1987), авторском праве (1990), о патентах (1984) и товарных знаках (1982). Наследственным отношениям посвящен отдельный Закон 1985 г.   Регулирование экономических отношений с иностранным участием основывается на Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун (1980) и на Законе КНР о внешнеэкономическом договоре (1985). Гражданское законодательство КНР предусматривает следующие виды субъектов хозяйственной деятельности: государственные предприятия, коллективные предприятия (городские, волостные, деревенские предприятия коллективной собственности), частные предприятия, совместные предприятия с китайским и иностранным капиталом, предприятия иностранного капитала, крестьянские паевые и кооперативные предприятия. Частные предприятия (по Закону о частных предприятиях 1988 г.) делятся на 3 вида: самостоятельные, артельные предприятия и компании с ограниченной ответственностью.           В 1993 г. был принят Закон о компаниях, которым предусмотрены также акционерные компании с ограниченной ответственностью. В 1997 г. принят Закон о хозяйственных товариществах. 
              В области семейного права (которое в КНР не входит в систему гражданского) в период реформ был принят Закон о браке 1980 г. Он отменил Закон 1950 г., закреплявший старый, феодальный строй семейных отношений. В новом Законе отчетливо прослеживается стремление поощрять поздние браки, что должно способствовать решению демографических проблем страны; ст.2 Закона предписывает супругам обязанность "планирования семьи". Подтвержден принцип свободы брака, оба супруга должны выразить согласие на вступление в него. В ст.9 провозглашен принцип равенства супругов. Если оба согласны на развод и при этом договорились о судьбе и содержании детей, то такой развод осуществляется с минимальными формальностями: достаточно обратиться к чиновнику, ведающему актами гражданского состояния, и заполнить соответствующий формуляр. Чиновник выдает супругам свидетельство о разводе, но при условии, если он найдет соглашение справедливым, а согласие на развод - действительно соответствующим намерениям сторон. В противном случае дело о разводе передается в суд. 
              В 1991 г. был принят новый Гражданский процессуальный кодекс, сменивший аналогичный акт 1982 г. 
              Значительной трансформации в соответствии с концепциями "социалистической рыночной экономики" подверглось и трудовое право КНР. Наряду с сохранением некоторых прежних, социалистических черт, новое китайское трудовое законодательство восприняло ряд положений и конструкций, присущих странам развитой рыночной экономики. В 1986 г. были изданы 4 Временных правила по регулированию трудовых отношений: о трудовых контрактах; о трудоустройстве; об увольнениях; о страховании по старости и безработице. Эти акты вводили новую модель индивидуальных трудовых отношений, призванную постепенно заменить действовавшую прежде систему пожизненной занятости, при которой наем, перемещение, увольнение значительной части работников допускались только с разрешения государственного органа. Новая система основывалась на свободе найма и увольнения и предусматривала заключение срочных трудовых контрактов продолжительностью не менее одного года, детально определяющих обязанности, условия труда, способы обеспечения трудовой дисциплины, порядок увольнений. В 1990-е гг. приняты законы о профсоюзах (1992), о безопасности труда на шахтах (1992), о технике безопасности и производственной санитарии (1993) и ряд других нормативных актов, относящихся к отдельным институтам трудового права (например, Правила установления государственного минимума заработной платы 1993 г., Правила о порядке разрешения трудовых споров 1994 г.). 
               В Законе о труде КНР 1994 г. (в силе с 1 января 1995 г.), закрепившем результаты первого этапа реформы трудового права, прослеживается тенденция к формированию современного трудового законодательства, соответствующего общепризнанным принципам и нормам международного трудового права, стандартам ООН и МОТ. Он состоит из 107 статей, сгруппированных в 13 глав: общие положения; поощрение занятости; трудовые и коллективные договоры; рабочее время и время отдыха; заработная плата; техника безопасности и производственная санитария; специальная охрана труда женщин и молодежи; профессиональное обучение; социальное страхование и благосостояние; трудовые споры; надзор и контроль за соблюдением законодательства; ответственность за нарушение законодательства; переходные положения. Таким образом, Закон 1994 г. фактически представляет собой новый Трудовой кодекс. 
В развитие Закона о труде планируется разработать и принять законы о трудовом договоре, о содействии трудоустройству, об охране труда, об условиях труда, о заработной плате, о рабочем времени, о трудовых спорах, о социальном страховании. 
               Начиная с 1979 г. в КНР введено в действие значительное количество нормативных актов в области охраны окружающей среды. Так, в 1979 г. были приняты экспериментальные Лесной кодекс КНР и Закон КНР об охране окружающей среды, который явился основой для формирования всей системы природоохранного законодательства. В 1989 г. он был заменен более совершенным постоянным актом с аналогичным названием. Экспериментальный Лесной кодекс 1979 г. был пересмотрен и утвержден в качестве постоянного закона в 1984 г. Приняты также законы об охране окружающей среды морей и океанов (1982), о предотвращении загрязнения водной среды (1985), о предотвращении загрязнения атмосферы (1987), Водный кодекс (1988), Закон об охране диких животных (1988), Закон о предотвращении шумового воздействия на окружающую среду (1996) и др.

Информация о работе Сравнительная характеристика основных институтов гражданского права России и Китая