Современная трактовка принципа невмешательства во внутренние дела государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Принцип невмешательства во внутренние дела государств является одним из основополагающих принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН и ряде других международных документов. В настоящее время актуальность принципа невмешательства во внутренние дела государств возрастает в связи со спецификой современных международных отношений, характеризующихся ростом числа локальных конфликтов, транснациональной преступностью, этнической и религиозной нетерпимостью, появлением новых принципов международного права, усилением роли общечеловеческих ценностей, таких, например, как соблюдение прав человека, демократия, охрана окружающей среды.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………3
2.Современная трактовка принципа невмешательства во внутренние
дела государства………………………………………………………4
3.Заключение…………………………………………………………..12
Список литературы......................................................

Файлы: 1 файл

межд пр.контрол.испр..docx

— 40.12 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………3

2.Современная трактовка принципа невмешательства во внутренние

дела государства………………………………………………………4

3.Заключение…………………………………………………………..12

Список литературы.................................................................................13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Введение.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств является одним из основополагающих принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН и ряде других международных документов. В настоящее время актуальность принципа невмешательства во внутренние дела государств возрастает в связи со спецификой современных международных отношений, характеризующихся ростом числа локальных конфликтов, транснациональной преступностью, этнической и религиозной нетерпимостью, появлением новых принципов международного права, усилением роли общечеловеческих ценностей, таких, например, как соблюдение прав человека, демократия, охрана окружающей среды. Распространение коллективных вмешательств, связанных с защитой прав человека, путем миротворческих операций, борьбы с терроризмом и другими международными преступлениями вносит свои коррективы в трактовку принципа невмешательства.

Принципы международного права имеют обязательный характер для всех субъектов международного права. При исследовании содержания принципа невмешательства важно не забывать о его тесной связи с другими принципами международного права. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., "принципы являются взаимно связанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов". Особо подчеркивается связь принципа невмешательства с принципом неприменения силы или угрозы силой, принципом уважения государственного суверенитета, принципами суверенного равенства государств, их территориальной целостности и нерушимости границ, обязанностью выполнять свои международные обязательства.

1.Современная трактовка принципа невмешательства во внутренние дела государства.

Проблемы его понимания, толкования и реализации проистекают из объективной сложности определения понятия «внутренние дела государства»: оно является относительным, четкого определения и точных границ не имеет. В современном взаимозависимом мире, где постоянно происходят перемещения людей, товаров, услуг, капиталов, идей, информации, когда внутренние события в каждом государстве становятся предметом внимания других государств, провести четкую грань между дозволенным/недозволенным часто крайне сложно.1

Принцип невмешательства самым непосредственным образом связан с принципом суверенного равенства государств. Оба принципа, образно говоря, являются двумя сторонами одной медали: равенство суверенных государств не допускает правовой гегемонии, давления и вмешательства в дела друг друга и наоборот – вмешательство сводит на нет равенство и независимость государств.

Формирование принципа началось в позднем Средневековье, когда монархи-суверены, признав формальное равенство друг друга, стали декларировать взаимные обязательства не вмешиваться в их внутренние дела. Он приобрел ещё большую значимость в эпоху революций XVIII – XIX вв., когда правительства новых государств стремились при помощи данного принципа оградить себя от вмешательства монархических держав. Следует, однако подчеркнуть, что в прошлом этот принцип имел ограниченное применение, поскольку международное право, юридически признавая право каждого государства на применение силы, во многих случаях допускало различные формы вмешательства во внутренние дела государств, включая вооруженное вмешательство.

В Уставе ООН зафиксировано современное понимание принципа невмешательства в п.7 ст. 2 Устава ООН в котором говорится что он (Устав ООН) не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства и не требующие от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава.

Сделано лишь одно исключение: принцип не затрагивает применения мер на основании гл. VII. Иными словами, принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Исходя из этого, Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея не столько выясняли вопрос о том, является ли данное дело внутренним, сколько определяли наличие угрозы миру и безопасности и на этом основании касались внутренних дел.

Содержание принципа конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах 1970 г., Заключительном Акте СБСЕ 1975 г., Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. и др.

Основное содержание принципа невмешательства раскрыто в Декларации 1970 г. Ни одно государство или группа государств не имеют права:2

- вмешиваться прямо или косвенно  во внутренние и внешние дела  друг друга;

Вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

- ни применять, ни поощрять применение  экономических, политических и иных  мер с целью добиться подчинения  себе другого государства в  осуществлении им своих прав  и получения от этого каких  бы то ни было преимуществ;

- организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную  деятельность, направленную на насильственное  свержение строя другого государства, равно как и способствовать  ей, а также вмешиваться во  внутреннюю борьбу в другом  государстве.

Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

- препятствовать реализации каждым государством его неотъемлемого права выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого - бы то ни было другого государства.

Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов явно внутреннего характера, например, содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса, всеобщему уважению прав человека (ст. 55). Этим подтверждается непротиворечие принципу невмешательства сотрудничества по вопросам, относящимся к внутренней компетенции государств.3

Особую остроту приобрела проблема внутренних вооруженных конфликтов, которые нередко несут большие беды, чем межгосударственные конфликты. Международное сообщество не может устраниться от урегулирования таких конфликтов, которые представляют угрозу миру и безопасности соседних стран. Является законной гуманитарная помощь ООН, даже если для её осуществления применяются меры принуждения. Крупномасштабные нарушения права на жизнь, на мир, повлекшие или способные повлечь тяжелые человеческие потери, представляют угрозу миру и безопасности и могут повлечь применение принудительных мер в соответствии с положениями гл. VII Устава ООН.

Показательны в этом плане усилия по прекращению вооруженного конфликта в бывшей Югославии. Несмотря на все недостатки в их осуществлении, они сыграли важную роль. Без них количество человеческих жерств было бы гораздо больше. К сожалению, политика НАТО не дала ООН возможности реализовать свой потенциал, что привело к затягиванию конфликта.4

Возможности ООН в рамках принципа невмешательства шире, чем у государств. Для государств установлены более жесткие рамки. Ни отдельное государство, ни группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства по какой бы то ни было причине и независимо от их взаимоотношений.

Запрет категоричен и всеобъемлющ, распространяется не только на прямое, но и на косвенное вмешательство, не только на внутреннние, но и на определённую область внешних дел.

Не допускается никаких исключений.

Вместе с тем, отдельное государство вправе оказывать помощь, включая военную, законно избранному народом правительству другого государства в случае попытки свергнуть его силой. Это не будет вмешательством, поскольку не преследует цель принуждения другого государства с тем, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление им его суверенных прав. Если помощь законному правительству оказывается в его борьбе с вооруженной оппозицией, опирающейся на поддержку иностранного государства, то речь идет о контринтервенции.

В отличие от законного правительства стремящаяся свергнуть его силой оппозиция не имеет права на иностранную поддержку.

В решении Международного Суда ООН по делу «Никарагуа против США» говорится: «трудно представить, что осталось бы от принципа невмешательства в международном праве, если вмешательство, которое дозволено по просьбе правительства государства, было бы также разрешено по запросу оппозиции».

Вместе с тем, если против правительства поднимается большинство населения и разворачивается крупномасштабная гражданская война, то вопрос о помощи правительству усложняется. Когда правительство представляет меньшинство, тогда оказание ему помощи вступает в противоречие с правом народа на самоопределение. Опыт свидетельствует, что крупные державы часто злоупотребляли «интервенцией по приглашению».

Например, интервенция СССР в Чехословакии, Афганистане или США в странах Латинской Америки. Однако такого рода интервенция приносит все более горькие результаты, в том числе и их инициаторам.

Остановимся на некоторых понятиях, являющихся ключевыми для принципа невмешательства.5

Начнем с внешних дел, входящих во внутреннюю компетенцию. Свет на содержание этого понятия проливает принцип суверенного равенства, который обязывает уважать права, вытекающие из суверенитета:

- Государства обязаны уважать  право друг друга определять  и осуществлять по своему усмотрению  отношения с другими государствами  в соответствии с международным  правом.

- Государства обязаны уважать  международную правосубъектность  друг друга.

-Они имеют право принадлежать  или не принадлежать к международным  организациям, быть или не быть  участником двусторонних или  многосторонних договоров, включая  союзные договоры.

- Они также имеют право на  суверенитет.

Вмешательство может быть прямым и косвенным.

«Прямое вмешательство» осуществляется непосредственно государством, его органами и означает явное и неприкрытое принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, затрагивающих его внутреннюю компетенцию. Прежде всего, это вооруженное вмешательство или угроза такого вмешательства. Вместе с тем, принцип запрещает лишь те действия, которые направлены против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.

В соответствии с Заключительным актом СБСЕ 1975 г., государства обязаны воздерживаться от любого акта военного, политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода. Следовательно, акты вмешательства должны быть достаточно масштабны, носить характер принуждения и преследовать указанные выше цели.6

Если говорить о таком виде прямого вмешательства, как экономическое, получившее широкое распространение, то его образуют такие меры, как экономическая блокада, прекращение торговых отношений в значительном объеме, отказ от осуществления крупных программ экономической и технической помощи.

Опять же, эти моменты имеют существенное значение для решения проблемы разграничения противоправного вмешательства и нормального взаимодействия государств в условиях растущей взаимозависимости.

«Косвенное вмешательство» - это применение вышеназванных средств принуждения, осуществляемое не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем.

При применении военных мер далеко не просто провести черту между прямым и косвенным вмешательством.

При всех условиях запрещены организация, помощь, поощрение, финансирование или допущение вооруженной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешательство во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Особую опасность представляет сегодня косвенное вмешательство, осуществляемое при помощи транснациональных корпораций. Их активы нередко превышают бюджет государства – жертвы вмешательства.

Первостепенное значение для понимания принципа невмешательства имеет выяснение понятия «дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства».

Информация о работе Современная трактовка принципа невмешательства во внутренние дела государства