Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:19, контрольная работа
В современном мире на сегодняшний день мы имеем множество проблем вызванных этническими вопросами. Проявляющиеся в различных, даже в наиболее экономически развитых регионах планеты национально – освободительные движения, распад в конце ХХ столетия нескольких многонациональных государств (СССР, Югославия), глобализация мирового политического пространства, а также набирающий силу вопрос национальной самобытности позволяют полагать, что в XXI веке самоопределение народов будет одной из ведущих тенденций мирового политического развития.
Введение………………………………………………………………………4
Понятие принципа «Самоопределение наций и народов в международном праве» и его закрепление в международно-правовых актах………………..8
Проблема дефиниции терминов «народ» и «нация»……………………….12
Использованная литература………………………………………………….14
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми
Юридический факультет
Кафедра юридических дисциплин
Направление 030900 «Юриспруденция»
Контрольная работа
По дисциплине: Международное право
Тема: «Самоопределение наций и народов»
Пермь 2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие принципа «Самоопределение наций и народов в международном праве» и его закрепление в международно-правовых актах………………..8
Проблема дефиниции терминов «народ» и «нация»……………………….12
Использованная
литература………………………………………………….
Введение
В современном мире на сегодняшний
день мы имеем множество проблем
вызванных этническими
Понятие принципа
«Самоопределение наций и народов
в международном праве» и его
закрепление в международно-
Право на самоопределение — один из важнейших общепризнанных принципов международного права. Его сутью, как известно, является право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства.
Нередко считают, что данный принцип получил признание в процессе распада колониальной системы, что, собственно, и отразилось в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой XV Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 г., в последующих международных пактах и декларациях ООН 1. Однако, в действительности, представление о данном праве родилось в XVI—XIX вв. в период национально-освободительных движений в Европе и американских колониях.
Считалось, что основным принципом самоопределения является право на создание при любых обстоятельствах своего государства: "Одна нация — одно государство" (П. Манчини, Н.Я. Данилевский, А.Д. Градовский). Причем, этот принцип распространялся только на "цивилизованные народы", предполагая тем самым существование колониальных владений и колониальных форм угнетения народов. Активное же обсуждение основ этого принципа началось в конце позапрошлого столетия, накануне Первой мировой войны и в самый «разгар» колониальной политики ведущих стран мира. К примеру, в решениях Лондонского международного конгресса II Интернационала 1896 года были сформулированы основы данного принципа, как регулятора межнациональных отношений.
Но, несмотря на это, вплоть до начала войны в рядах, прежде всего, социал-демократии шла ожесточенная дискуссия по проблемам его сущности, социальных истоков и целесообразности применения в решении национального вопроса. Понадобился развал всех европейских империй в ходе невиданной доселе войны и ряда революций, прежде чем принцип национального самоопределения был провозглашен Советской Россией и позже – президентом США Вудро Вильсоном, который декларировал это право на Версальской мирной конференции. Однако должна была разразиться еще одна мировая война и пройти еще несколько десятилетий, прежде чем право наций на самоопределение стало общепризнанным принципом международного права.
Тем не менее, и ранее и теперь данный принцип по-прежнему подвергается сомнению с точки зрения эффективности применения в международной практике, уточняются его сущность и содержание, изменяется представление о субъектах отношений, им регулируемых и т. д. Происходит это всякий раз, когда новые межнациональные и межгосударственные конфликты обнажают иные по характеру и напряженности противоречия, высвечивают новые аспекты процесса самоопределения наций. Пример – период распада ряда бывших социалистических государств, таких, как Югославия, Чехословакия, Советский Союз, когда мир стал свидетелем новых межнациональных конфликтов в условиях, казалось бы, незыблемых послевоенных границ. Сложность и противоречивость этих конфликтов потребовали вновь обратиться к феномену национального самоопределения как важнейшему регулятору международных отношений, с одной стороны, и как к одному из вероятных источников возникновения межнациональных противоречий – с другой.
Как уже отмечалось, право наций на самоопределение исторично. Процесс становления этой нормы начался с 1792 г., когда присоединение папских Анклавов Авиньон и Венсенн к Франции произошло на основе плебисцита. Интересна в смысле предлагаемой исторической периодизации, хотя и не бесспорна в своих выводах, книга американского правоведа Херста Ханнума «Автономия, Суверенитет и Самоопределение»2. В ней автор утверждает, что взгляды на право наций на самоопределение кардинально изменялись, как минимум, три раза за последнее столетие, образуя, тем самым, своеобразные этапы данного процесса.
Первый период начался в конце XIX века и завершился примерно в 1945 году. Тогда впервые в системе рассматриваемого принципа были увязаны такие понятия как «нация», «язык», «культура» – с одной стороны, и «государственность» – с другой. В этот период принцип национального самоопределения был чисто политическим – националисты большей частью требовали не отделения от больших государств, а получения автономии в какой-то форме.
Второй период начался в 1945 году – после образования Организации объединенных наций. ООН первоначально считала право на самоопределение – правом государств, но не народов и, более того, не считала его абсолютным и неотъемлемым. Так, в 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным народам. По этому документу принцип национального самоопределения фактически стал синонимом понятия «деколонизации»: право на независимость получили не меньшинства в пределах новых государств, а лишь колонии, имевшие право быть государствами, независимыми от метрополий. Границы новообразованных государства устанавливались по границам бывших колониальных владений, которые изначально не учитывали этническо-религиозные факторы. Результат – эти государства стали сотрясать внутренние межэтнические конфликты. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (в обоих пактах — статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все участвующие в настоящем Пакте государств должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса». Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.
Третий период начался в конце 1970-х годов и продолжается в настоящее время. Он, по мнению автора, характеризуется попытками доказать, что право на свое государство имеют абсолютно все народы. Однако эта идея не нашла своего отражения в фундаментальных документах международного права и не была принята ни одним существующим государством мира. Видимо поэтому не существует конкретных и четких критериев, на основании которых новое государство может быть признано или не признано международным сообществом, а имеющаяся система де-факто не может гарантировать ни национальной целостности государств, ни права наций на самоопределение. По сути, в зависимости от политических интересов, приоритетным выступает то принцип территориальной целостности, то право наций на самоопределение.
Проблема дефиниции терминов «народ» и «нация»
Итак, право на самоопределение в настоящее время окончательно утвердилось в качестве основного принципа международного права. И если относительно общего содержания этого принципа прослеживается известная определенность в правовых актах и в доктринальных источниках, то в отношении более узкого вопроса о субъекте права на самоопределение то же самое сказать нельзя. Ни в Уставе ООН, ни в Декларации о принципах международного права 1970 года, ни в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, ни в других документах, в которых говорится о праве на самоопределение, не раскрывается понятие ''народа'', за которым и закреплено это право. А между тем, как отмечал один из авторов, достаточно скептически относившийся к праву на самоопределение, ''оно на первый взгляд кажется разумным: пусть решают народы. Но в действительности это нелепо, потому, что народ не может решать, пока кто-то не решит, кто есть народ'' ,. Поэтому уяснение вопроса о том, что понимается в международном праве под термином ''народ'', имеет решающее значение для определения того, имеют ли меньшинства право на самоопределение.
Прежде всего, надо отметить, что на сегодня в доктрине установилось согласие относительно того, являются ли субъектами права на самоопределение нации и народы. Господствующий подход состоит в том, что этим правом обладают и нации, и народы. П.Торнбери, отмечая, что в Уставе ООН право на самоопределение закреплено за ''народами'', а в этом документе также используются понятия ''нация'' и ''государства'', указывает на то, что вопрос о значении термина ''народ'' был предметом дискуссии на конференции в Сан-Франциско и приводит разъяснение ее Секретариата по этому вопросу: "народы" обозначают группы людей, которые могут составлять (или не составлять) государство или нацию.''.
Это пояснение Секретариата придает термину ''народы'' наиболее широкое значение, отмечает другой автор - А. Риго Сареда. Оно может охватывать государства, нации и любую группу людей, которые могут основать государство, являться нацией или же просто составлять устойчивую общность. Поэтому самоопределение обращено как к народам, так и к нациям и государствам. То есть, понятие "народ" настолько широко, что оно включает понятие ''нация'' - отмечает другой исследователь, Г.Б. Старушенко, и приходит к выводу что: ''...Задача определения субъекта права на самоопределение, следовательно, сводится к определению понятия ''народ''.
С трактовкой понятия народа, данной при подготовке Устава ООН, перекликается и определение, предложенное Гросс Эспиелем, согласно которому народом является ''любая отдельная человеческая общность, объединенная самосознанием и желанием образовать общность, способную действовать в интересах общего будущего''.
В том же русле лежат и более ранние попытки определения субъекта права на самоопределение. Так, в труде Л. Оппенгейма, где встречаемся с соответствующим тому времени термином ''принцип национальности'', отмечается, что ''собственным государством, в котором оно могло бы жить согласно своим собственным идеалам и создавать национальную цивилизацию'' имеет право обладать ''общество, состоящее из многих лиц, связанных между собой общностью происхождения, языка, интересов''. Наряду с подобными и, надо отметить, довольно общими формулировками, в литературе встречаются и попытки определения понятия народ, основанные на конкретных признаках. Так, по мнению О. Журека, ''наибольшего внимания заслуживает определение, рекомендованное Международной комиссией юристов в связи с рассмотрением событий в Восточном Пакистане: общность истории, расовые и этнические, культурные и языковые, религиозные и идеологические связи, общее географическое местоположение, общая численность данного образования ''.