Самоопределение наций и народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире на сегодняшний день мы имеем множество проблем вызванных этническими вопросами. Проявляющиеся в различных, даже в наиболее экономически развитых регионах планеты национально – освободительные движения, распад в конце ХХ столетия нескольких многонациональных государств (СССР, Югославия), глобализация мирового политического пространства, а также набирающий силу вопрос национальной самобытности позволяют полагать, что в XXI веке самоопределение народов будет одной из ведущих тенденций мирового политического развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Понятие принципа «Самоопределение наций и народов в международном праве» и его закрепление в международно-правовых актах………………..8
Проблема дефиниции терминов «народ» и «нация»……………………….12
Использованная литература………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

международное право.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми

 

 

Юридический факультет

Кафедра юридических дисциплин

Направление 030900 «Юриспруденция»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: Международное право

Тема: «Самоопределение наций и народов»

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

Пермь 2012 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Понятие принципа «Самоопределение наций и народов  в международном праве» и его  закрепление в международно-правовых актах………………..8

Проблема дефиниции терминов «народ» и «нация»……………………….12

Использованная  литература………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире на сегодняшний  день мы имеем множество проблем  вызванных этническими вопросами. Проявляющиеся в различных, даже в наиболее экономически развитых регионах планеты национально – освободительные движения, распад в конце ХХ столетия нескольких многонациональных государств (СССР, Югославия), глобализация  мирового политического пространства, а также набирающий силу вопрос национальной самобытности позволяют полагать, что в XXI веке самоопределение народов будет одной из ведущих тенденций мирового политического развития. Вызовы глобализации с ее политическими рисками и проблемами диктуют необходимость осознания принципа равноправия и самоопределения народов как единого принципа с двумя диалектически взаимообусловленными составляющими. Народы самодостаточны, равноценны и равноправны по факту своего бытия. Из их равноправия и необходимости определения в качестве самостоятельных субъектов международного права вытекает право народов на самоопределение, которое на практике может быть реализовано как культурное, экономическое, социальное или политическое самоопределение. Из права народа на самоопределение логически следует, что народ может сделать свободный выбор как на самостоятельное развитие, так и на межнациональную интеграцию.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие принципа «Самоопределение наций и народов  в международном праве» и его  закрепление в международно-правовых актах.

Право на самоопределение — один из важнейших общепризнанных принципов международного права. Его сутью, как известно, является  право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства.

Нередко  считают, что данный принцип получил признание в процессе распада колониальной системы, что, собственно, и отразилось в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой XV Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 г.,  в последующих международных пактах и декларациях ООН 1. Однако, в действительности, представление о данном праве родилось в XVI—XIX вв. в период национально-освободительных движений в Европе и американских колониях.

Считалось, что основным принципом самоопределения является право на создание при любых обстоятельствах своего государства: "Одна нация — одно государство" (П. Манчини, Н.Я. Данилевский, А.Д. Градовский). Причем, этот принцип распространялся только на "цивилизованные народы", предполагая тем самым существование колониальных владений и колониальных форм угнетения народов. Активное же  обсуждение основ этого принципа началось в конце позапрошлого столетия, накануне Первой мировой войны и в самый «разгар» колониальной политики ведущих стран мира. К примеру, в решениях Лондонского международного конгресса II Интернационала 1896 года были сформулированы основы данного принципа, как регулятора межнациональных отношений.

Но, несмотря на это,  вплоть до начала войны в рядах, прежде всего, социал-демократии шла ожесточенная дискуссия по проблемам его сущности, социальных истоков и целесообразности применения в решении национального вопроса. Понадобился развал всех европейских империй в ходе  невиданной доселе войны и ряда революций, прежде чем  принцип национального самоопределения был провозглашен Советской Россией и позже – президентом США Вудро Вильсоном, который декларировал это право на Версальской мирной конференции. Однако должна была разразиться еще одна мировая война и пройти еще несколько десятилетий, прежде чем право наций на самоопределение стало общепризнанным принципом международного права.

Тем не менее, и ранее и  теперь данный принцип по-прежнему подвергается сомнению с точки зрения эффективности применения в международной  практике, уточняются его сущность и содержание, изменяется представление о субъектах отношений, им регулируемых и т. д.  Происходит это всякий раз, когда новые межнациональные и межгосударственные конфликты обнажают иные по характеру и напряженности противоречия, высвечивают новые аспекты процесса  самоопределения наций. Пример – период распада  ряда бывших социалистических государств, таких, как Югославия, Чехословакия, Советский Союз, когда мир стал свидетелем новых межнациональных конфликтов в условиях, казалось бы, незыблемых послевоенных границ. Сложность и противоречивость этих конфликтов  потребовали вновь обратиться к феномену  национального самоопределения как важнейшему регулятору международных отношений, с одной стороны, и  как к одному из вероятных источников возникновения межнациональных противоречий – с другой.

Как уже отмечалось, право  наций на самоопределение исторично. Процесс становления этой нормы  начался с 1792 г., когда присоединение  папских Анклавов Авиньон и Венсенн  к Франции произошло на основе плебисцита. Интересна в смысле предлагаемой исторической периодизации, хотя и не бесспорна в своих выводах, книга американского правоведа Херста Ханнума «Автономия, Суверенитет и Самоопределение»2. В ней  автор утверждает, что взгляды на право наций на самоопределение кардинально изменялись, как минимум, три раза за последнее столетие, образуя, тем самым, своеобразные этапы  данного процесса.

Первый период  начался  в конце XIX века и завершился примерно в 1945 году. Тогда впервые в системе  рассматриваемого принципа были увязаны такие понятия как «нация», «язык», «культура» –  с одной стороны, и «государственность» – с другой. В этот период принцип национального самоопределения был чисто политическим – националисты большей частью требовали не отделения от больших государств, а получения автономии в какой-то форме.

Второй период начался  в 1945 году – после образования  Организации объединенных наций. ООН  первоначально считала право  на самоопределение – правом государств, но не народов и, более того, не считала  его абсолютным и неотъемлемым. Так, в 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным народам. По этому документу принцип национального самоопределения фактически стал синонимом понятия  «деколонизации»: право на независимость получили не меньшинства в пределах новых государств, а лишь колонии, имевшие право быть государствами, независимыми от метрополий. Границы новообразованных государства устанавливались по границам бывших колониальных владений, которые изначально не учитывали этническо-религиозные факторы. Результат –  эти государства стали сотрясать внутренние межэтнические конфликты. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (в обоих пактах — статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все участвующие в настоящем Пакте государств должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

В Декларации о принципах  международного права (от 24 октября 1970 г.) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В этой же Декларации указывается, что способами осуществления  права на самоопределение могут  быть «создание суверенного и  независимого государства, свободное  присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса». Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Третий период  начался в конце 1970-х годов  и продолжается в настоящее время. Он, по мнению автора, характеризуется попытками доказать, что право на свое государство имеют абсолютно все народы. Однако эта идея не нашла своего отражения в фундаментальных документах международного права и не была принята ни одним существующим государством мира. Видимо поэтому  не существует конкретных и четких критериев, на основании которых новое государство может быть признано или не признано международным сообществом, а имеющаяся система де-факто не может гарантировать ни национальной целостности государств, ни права наций на самоопределение. По сути, в зависимости от политических интересов, приоритетным выступает то принцип территориальной целостности, то право наций на самоопределение.

 

Проблема  дефиниции терминов «народ» и  «нация»

 

Итак, право  на самоопределение в настоящее  время окончательно утвердилось  в качестве основного принципа международного права. И если относительно общего содержания этого принципа прослеживается известная определенность в правовых актах и в доктринальных источниках, то в отношении более узкого вопроса о субъекте права на самоопределение то же самое сказать нельзя. Ни в Уставе ООН, ни в Декларации о принципах международного права 1970 года, ни в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, ни в других документах, в которых говорится о праве на самоопределение, не раскрывается понятие ''народа'', за которым и закреплено это право. А между тем, как отмечал один из авторов, достаточно скептически относившийся к праву на самоопределение, ''оно на первый взгляд кажется разумным: пусть решают народы. Но в действительности это нелепо, потому, что народ не может решать, пока кто-то не решит, кто есть народ'' ,. Поэтому уяснение вопроса о том, что понимается в международном праве под термином ''народ'', имеет решающее значение для определения того, имеют ли меньшинства право на самоопределение.

Прежде всего, надо отметить, что на сегодня в доктрине установилось согласие относительно того, являются ли субъектами права на самоопределение нации и народы. Господствующий подход состоит в том, что этим правом обладают и нации, и народы. П.Торнбери, отмечая, что в Уставе ООН право на самоопределение закреплено за ''народами'', а в этом документе также используются понятия ''нация'' и ''государства'', указывает на то, что вопрос о значении термина ''народ'' был предметом дискуссии на конференции в Сан-Франциско и приводит разъяснение ее Секретариата по этому вопросу: "народы" обозначают группы людей, которые могут составлять (или не составлять) государство или нацию.''.

Это пояснение  Секретариата придает термину ''народы'' наиболее широкое значение, отмечает другой автор - А. Риго Сареда. Оно может охватывать государства, нации и любую группу людей, которые могут основать государство, являться нацией или же просто составлять устойчивую общность. Поэтому самоопределение обращено как к народам, так и к нациям и государствам. То есть, понятие "народ" настолько широко, что оно включает понятие ''нация'' - отмечает другой исследователь, Г.Б. Старушенко, и приходит к выводу что: ''...Задача определения субъекта права на самоопределение, следовательно, сводится к определению понятия ''народ''.

С трактовкой понятия  народа, данной при подготовке Устава ООН, перекликается и определение, предложенное Гросс Эспиелем, согласно которому народом является ''любая  отдельная человеческая общность, объединенная самосознанием и желанием образовать общность, способную действовать в интересах общего будущего''.

В том же русле  лежат и более ранние попытки  определения субъекта права на самоопределение. Так, в труде Л. Оппенгейма, где  встречаемся с соответствующим  тому времени термином ''принцип национальности'', отмечается, что ''собственным государством, в котором оно могло бы жить согласно своим собственным идеалам и создавать национальную цивилизацию'' имеет право обладать ''общество, состоящее из многих лиц, связанных между собой общностью происхождения, языка, интересов''. Наряду с подобными и, надо отметить, довольно общими формулировками, в литературе встречаются и попытки определения понятия народ, основанные на конкретных признаках. Так, по мнению О. Журека, ''наибольшего внимания заслуживает определение, рекомендованное Международной комиссией юристов в связи с рассмотрением событий в Восточном Пакистане: общность истории, расовые и этнические, культурные и языковые, религиозные и идеологические связи, общее географическое местоположение, общая численность данного образования ''.

Информация о работе Самоопределение наций и народов