Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:19, контрольная работа
В современном мире на сегодняшний день мы имеем множество проблем вызванных этническими вопросами. Проявляющиеся в различных, даже в наиболее экономически развитых регионах планеты национально – освободительные движения, распад в конце ХХ столетия нескольких многонациональных государств (СССР, Югославия), глобализация мирового политического пространства, а также набирающий силу вопрос национальной самобытности позволяют полагать, что в XXI веке самоопределение народов будет одной из ведущих тенденций мирового политического развития.
Введение………………………………………………………………………4
Понятие принципа «Самоопределение наций и народов в международном праве» и его закрепление в международно-правовых актах………………..8
Проблема дефиниции терминов «народ» и «нация»……………………….12
Использованная литература………………………………………………….14
Другой подобной попыткой выработки определения понятия народ является специальный доклад, выполненный в рамках ЮНЕСКО, посвященный этому вопросу, и в котором говорится, что ''народ'' есть:
1. группа людей, которые обладают многими или всеми следующими характеристиками:
а) общими историческими традициями,
b) расовой или этнической общностью,
c) культурной однородностью,
d) языковой общностью,
e) территориальными связями,
g) общей экономической жизнью.
2. группа не должна обязательно иметь значительную численность (пример - население микро-государств), но должна представлять нечто большее, чем простое объединение индивидов.
3. группа, как таковая, должна стремиться, чтобы ее считали народом, и должна иметь самосознание народа, хотя, обладая указанными выше характеристиками, группа или члены группы могут и не иметь такого желания и самосознания, и, возможно,
4. группа должна
иметь учреждения и другие
средства для проявления своих
характеристик и своего
Известно, что право на самоопределение имеет две стороны: внешнюю, в силу которой народ может свободно определить свой статус и формы отношений с другими народами, что подразумевает его право на создание собственного государства, право на объединение или слияние с другим государством, и внутреннюю, которая предполагает право на свободное определение путей своего политического и социально-экономического развития. Единство этих двух аспектов и составляет содержание права на самоопределение и существо национального суверенитета.
Признание того, что народы в пределах многонациональных государств в принципе могут выступать как субъекты самоопределения и, пользуясь этим правом, могут избрать путь создания собственного государства, способно явиться серьезной гарантией их прав. Ведь обратное утверждение как бы целиком и полностью отдает эти национальные общности на откуп милости или произвола правительства большинства или центрального правительства, которое может грубо и систематически, вплоть до геноцида, нарушать их права. То есть, как правильно отметил один из авторов, в условиях, когда народ угнетается, "отделение может выступать в качестве справедливого ответа на угнетение". В этом плане принцип равноправия и самоопределения народов призван служить тому, чтобы существующие государства в наибольшей степени соответствовали своим собственным многонациональным параметрам, самоопределению всех входящих в него субъектов, что явится гарантией равноправного демократического межнационального согласия, фактором мира и стабильности как внутри государства, так и на международной арене. Иначе говоря, признание за народами права на отделение может явиться важным средством их защиты, ибо в этих условиях грубые нарушения их прав не могут пройти бесследно и безнаказанно, а могут явиться причиной серьезных и значительных изменений в их статусе вплоть до образования самостоятельного независимого государства.
Заключение
Все мы являемся свидетелями, когда нации стремящиеся выделяться в отдельное государство являются причиной международной нестабильности длящейся не одно десятилетие. Таким образом, я считаю реализация данного права должна проходить в мирной форме, путём согласительных процедур и на основе норм международного права.
Явление национального суверенитета продолжает сохранять актуальность, поскольку реализация народами права на самоопределения в форме сецессии, создания независимого государства может быть обусловлена невозможностью реализовывать свои права тем или иным народом, проведением против народа государственной политики по его дискриминации или геноциду. И должна иметь место лишь в тех случаях, когда сложившуюся проблему нельзя решить иными способами.
Использованная литература
Григонис Э.П. Теория государства и права. — СПб., 2002.
Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. – Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004.
Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное публичное право Москва «Международные отношения» 2000
Лукашук И.И. Международное право. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
Галина Старовойтова, «Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев», М., 1999
Нормативно правовая база:
Устав Организации Объединённых Наций от 24 октября 1945 года
Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 г.
Хельсинкском Заключительном акте 1975 года
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН" (принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании ГА ООН)
Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой XV Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 г