Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:41, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития». Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА 4 1.1 Понятие прав и свобод человека 4 1.2 Система прав и свобод человека и гражданина 11 2. ПРАВА НАРОДА И НАЦИИ 15 2.1 Определение понятия нация и народ 15 2.2 Система прав народов наций 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Актуальность исследования.
Господство права, плюрализм и права человека
суть нерасторжимые слагаемые демократии.
Не может быть демократии в отсутствие
уважения к правам человека. И, наоборот,
утверждение демократии создает условия
для объединения прав человека. «Отстаивая
ценность человеческой личности, государство
и гражданское общество закладывают тем
самым надежный фундамент политической
стабильности, социального консенсуса
и динамичного развития». Через каждую
отдельную личность, ее права и свободы
они ограждают себя от опасностей злоупотребления
властью. Права человека включаются в
систему сдержек и противовесов, только
не между отдельными ветвями власти, а
в отношении государственной власти как
таковой.
История показывает, что каждому
поколению нужно вновь и вновь защищать
права человека, что человечеству еще
незнакома ситуация, при которой не требуется
усилий для поддержания и защиты прав
и свобод человека. Каждое поколение отвечает
на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием
такой великой ценности, как свобода и
права человека.
Сегодня основным делом народов
всех стран и международных организаций,
а также каждого конкретного человека
является защита прав и свободам человека.
Именно при демократическом строе можно
наиболее полно гарантировать права и
свободы человека.
Целью данной контрольной работы
является изучение прав и свобод человека,
прав народа и нации.
Исходя из цели в работе ставились
следующие задачи:
Рассмотреть понятие прав и
свобод человека
Изучить систему прав и свобод человека
Дать определение понятиям
народ и нация
Рассмотреть систему прав народа
и нации
права
и свободы человека
1.1 Понятие прав
и свобод человека
Вопрос о правах человека и
гражданина является составной частью
проблемы фактического положения личности
в обществе и государстве. «Этимологически
и по существу близки понятия «правовое
положение» и «правовой статус» личности,
в которых отражаются все основные стороны
юридического бытия индивидов: их потребности,
интересы, мотивы, трудовая, общественная,
политическая и другая деятельность, все
виды взаимоотношений друг с другом и
с государством».
Давая понятие правам и свободам,
следует отметить, что право – это свободы
или возможности поведения. Институт прав
и свобод является центральным в конституционном
праве. Он закрепляет свободу народа и
каждого человека от произвола государственной
власти. Это - сердцевина конституционного
строя.
Право – система общеобязательных,
установленных в законе норм, принципов
и нормативных установок, выражающих меру
свободы и ответственности в обществе
выступающее регулятором общественных
отношений. Философской основой этого
института является учение о свободе как
о естественном состоянии человека и высшей
ценности после самой жизни. Люди начали
осознавать эти истины на заре создания
человеческого общества, но потребовались
века для того, чтобы сложились ясные представления
о содержании свободы и ее соотношении
с государством1.
Определим поэтому сначала,
что есть такое свобода?
«Свободы (Freedoms) – права индивидов
и народов, исконно от природы присущие,
а не дарованные государством, которое
не может регулировать их, вмешиваться
в них, а лишь обязано воспринимать их
как данность и констатировать существование
их вне своей воли и власти и защищать
их».
При всей своей многогранности
и сложной детерминированности современное
конституционно-правовое учение о свободе
может быть кратко выражено в следующих
основных постулатах:
1) все люди свободны от рождения
и никто не вправе отчуждать их естественные
права. Обеспечение и охрана этих прав
– главное назначение государства;
2) свобода состоит в возможности
делать все, что не приносит вреда другому.
Свобода человека, следовательно, не может
быть абсолютной, она ограничена таким
же состоянием других людей. Равенство
возможностей для всех – основа свободы;
3) границы свободы могут быть
определены только законом, который есть
мера свободы. Свобода и правопорядок
не антагонисты, если закон демократический.
Следовательно, все, что не запрещено,
то дозволено;
4) часть дозволенного определяется
через права человека. Закрепление прав
необходимо для того, чтобы помочь человеку
осознать свои возможности, но ни один
набор прав не исчерпывает содержания
свободы;
5) ограничение прав возможно
исключительно с целью способствовать
общему благосостоянию в демократическом
обществе.
Свободы пришли в международное
право из государственного, национального
права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным
международным стандартом. Начиная с Устава
ООН (1945 г.) в международно-правовых актах
в области защиты прав человека утвердилась
двуединая формула «права человека и основные
свободы». Всеобщая декларация прав человека
заявила, что «каждый человек должен обладать
всеми правами и всеми свободами», закрепленными
в ней2.
Свободы индивида, как «естественные
и неотчуждаемые права человека», стали
развернуто закрепляться со времен американской
и французской революций XVIII в. Конституция
США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате
Виргиния, к таким «неотъемлемым правам,
от которых они (индивиды) не могут от-речься,
вступая в общество, и которых они не могут
лишить свое потомство», отнесла такие
свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать
естественность и владеть ею, свобода
«стремиться к достижению счастья» и пользоваться
им, свобода добиваться безопасности и
пользоваться ею». Французская Декларация
прав человека и гражданина 1789 г. записала
следующие «естественные и неотчуждаемые
права человека»: свобода, собственность,
безопасность и сопротивление гнету. Тогда
же был сформулирован единственный предел
свободам: «необходимость обеспечить
за другими членами общества пользование
теми же правами»3.
Со временем число признаваемых
свобод индивидов расширялось. Стало принятым
подразделять их на личные (неприкосновенность
личности, жилища, тайна переписки, телефонных
переговоров, свобода совести, убеждений,
мысли и др.) и политические (свобода слова,
печати, собраний, митингов, демонстраций
и др.).
Свободы народов, как естественные
и неотъемлемые права, в основном стали
признаваться значительно позже свобод
индивидов. Однако уже конституционные
акты XVIII в. записали основную свободу
народа – быть хозяином своей судьбы,
признав верховенство его суверенитета
над любым другим. Виргинская конституция
провозгласила, что «всякая власть покоится
в народе и, следовательно, исходит от
него». Декларация прав человека и гражданина
подтвердила, что «основа всякого суверенитета
по самому существу своему покоится в
народе».
В международном праве свободы
как индивидов, так и народов стали признаваться
практически одновременно – с принятием
Устава ООН. «Право на самоопределение
народов (наций) - это понятие (в большей
мере науки конституционного, а не международного
права), - означающее право народов (наций)
определять форму своего государственного
существования, будь то в составе др. государства
или в виде отдельного государства». При
этом, в отличие от свобод индивидов, такие
свободы народов, как право на самоопределение
и свобода распоряжаться своими естественными
богатствами и ресурсами, не пришли в международное
право из сферы национального права, а
непосредственно стали результатом политического
взаимодействия и международного правотворчества
государств на глобальном уровне.
Основными международно-правовыми
источниками признания свобод индивидов
и народов являются Устав ООН, Всеобщая
декларация прав чело-века, Международный
пакт об экономических и социальных и
культурных правах, Международный пакт
о гражданских и политических правах,
а принцип всеобщего уважения прав человека
и основных свобод для всех без различия
расы, пола, языка и религии – один из основных
принципов современного международного
права.
Свободы, таким образом, есть
свободы индивида, который имеет личные
и политические свободы, и свободы народов,
которые по содержанию можно также определить
как политические свободы4.
Термин «свобода» употребляется
в двух значениях, хотя и неразрывно связанных.
В общем смысле он обозначает состояние
народа и отдельного человека, которое
характеризуется возможностью действовать
по своему усмотрению. Этот термин в Конституции
выполняет роль основополагающего философского
принципа, который реализуется через весь
комплекс конституционно-правовых норм.
Иное дело – свобода как субъективная
возможность совершать или не совершать
какие-то действия (например, свобода совести,
свобода слова и др.) В этом смысле термин
«свобода» по существу тождествен термину
«субъективное право», а различие объясняется
только тем, что такая юридическая лексика
сложилась исторически. Но нельзя не учитывать,
что свобода в субъективном смысле (как
субъективные права) является юридической
формой реализации свободы народа и отдельного
человека в общем, философском смысле
этого слова.
Определив понятие свобод человека,
перейдем к рассмотрению его прав. «Права
человека – это определенные нормативно
структурированные свойства и особенности
бытия личности, которые выражают ее свободу
и являются неотъемлемыми и необходимыми
способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений
с обществом, государством, другими индивидами».
«Права человека - понятие, характеризующее
правовой статус человека по отношению
к государству, его возможности и притязания
в экономической, социальной, политической
и культурной сферах».
Юридическое выражение проблемы
прав человека имеет в своей основе вопрос
о характере распределения социальных
возможностей и обязанностей между людьми
в пределах конкретных общественных отношений,
социальной реальности. Конкретизируется
он в понимании соотношения социальной
действительности и ее правового выражения
применительно к статусу личности. В истории
общественной мысли и в юридической литературе
дискутируются два основных подхода к
природе и сущности прав человека.
Согласно первому подходу, права
человека и гражданина – это его естественные,
прирожденные свойства, с одной стороны,
не зависящие от их признания государством,
т.е. неотчуждаемые, а с другой – связывающие
государство, гарантируемые и охраняемые
им как требования и принципы, обусловленные
природой человека. В этом смысле человек
есть «мера всех вещей», так как он обладает
неотъемлемыми правами, которые не дарованы
ему добрым правителем или законодателем.
Второй подход – позитивистский
– исходит из того, что права человека
производны от государства, которое по
своему усмотрению определяет их вид,
содержание и объем, т.е. дарует их человеку
и гражданину.
Каждый из этих подходов отражает
фактическое положение дел, но страдает
односторонностью (Туманов В.А.). «Гуманный
пафос школы естественного права, отстаивавшей
неотъемлемость прирожденных прав человека,
неизменно приходит в столкновение с реалиями
общественной жизни. Позитивистский подход
принижает роль человека, утверждает примат
государства над личностью». Истина, как
всегда, находится посередине5.
Институт прав и свобод в его
естественно-правовой трактовке обязывает
государственную власть признать и обеспечить
конституционными и иными юридическими,
а также всеми другими гарантиями такие
прирожденные права человека, как права
на жизнь, на достойный и достаточный уровень
жизни, на личную неприкосновенность,
свободу, и др. Однако существуют и такие
права, которые получают реальное воплощение
только благодаря государственной власти,
принимающей соответствующие законы,
закрепляющие социальные, духовные и материальные
права.
К настоящему времени в международном
праве оформилась целая отрасли, посвященная
правам человека - международное гуманитарное
право. «Права человека в международном
праве (Human Rights) – совокупность прав,
регулируемых системой норм и принципов,
направленной на обеспечение прав и свобод
индивида, групп индивидов и народов в
государствах. Их формулирование, закрепление
и претворение в жизнь осуществляются
путем заключения международных договоров».
Понятие прав человека появилось
еще в эпоху буржуазных революций. Права
человека носят естественный и неотчуждаемый
характер. Свободное и эффективное осуществление
права человека является одним из основных
признаков гражданского общества и правового
государства.
Всеобщая декларация прав человека
– это первый международный документ,
в котором изложен широкий, хотя и не полный,
перечень основных прав человека. «По
существу, декларация явилась первым международным
актом, который признал, что права человека
принадлежат ему от рождения и без них
он не может реализовать себя как личность.
И какое бы ни было по своему устройству
государство, оно обязано уважать человеческие
права, признавать их и обеспечивать».
Несмотря на то, что Всеобщая
декларация прав человека не является
международным договором, весьма широкое
распространение получило мнение, что
она в силу обычая приобрела обязательную
силу.
А в п. 2 Воззвания Тегеранской
конференции по правам человека, принятого
13 мая 1968 года на Международной конференции
по правам человека, было заявлено, что
«Всеобщая декларация прав человека отражает
общую договоренность народов мира в отношении
неотъемлемых и нерушимых прав каждого
человека и является обязательством для
членов международного сообщества».
На Второй всемирной конференции
по правам человека (Вена, Австрия, 14 –
25 июня 1993 года), 171 государство вновь подтвердили,
что Всеобщая декларация прав человека
«является общей нормой, к достижению
которой должны стремиться народы всех
стран», и что «долгом каждого государства,
независимо от его политической, экономической
и культурной систем, является содействие
уважению прав человека, и основных свобод
и защита этих прав» (Преамбула, пункт
8 Венской декларации и программы действий).
Конституционные права и свободы
– это не все права и свободы, которыми
обладает человек, а только основные, или
фундаментальные. Почти все демократические
конституции при самом полном перечислении
прав и свобод в заключение признают, что
перечень не является исчерпывающим, т.
е что за человеком и гражданином остаются
и другие права и свободы. В Конституции
РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55):
«Перечисление в Конституции Российской
Федерации основных прав и свобод не должно
толковаться как отрицание или умаление
других общепризнанных прав и свобод человека
и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие»,
да еще общепризнанные, права и свободы
были законодателю известны, то они должны
были бы попасть в перечень конституционных.
А раз этого нет, то данную формулировку
можно толковать только как признание
неисчерпаемости свободы и как уважение
многогранных прав и свобод, которые при
всей их важности не относятся к категории
основных. Такие права и свободы неконституционного
уровня закрепляются всеми отраслями
национальной системы права6.