Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления международное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:13, научная работа

Краткое описание

Экологическая проблема в нашей стране, как и в большинстве стран мира, в настоящее время рассматривается в качестве одной из важнейших экономических и социальных проблем. Повышенное внимание к вопросам экологии объясняется тем, что, по мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грани экологической катастрофы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Уголовно-правовая характеристика незаконной охоты........................5
1.1 Понятие и виды незаконной охоты......................................................................5
1.2 Объективные признаки незаконной охоты.........................................................7
1.3 Субъективные признаки незаконной охоты.....................................................19
ГЛАВА 2. Проблемы квалификации незаконной охоты.......................................22
2.1 Квалифицирующие признаки незаконной охоты.............................................22
2.2 Ответственность и судебная практика по незаконной охоте..........................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................33

Файлы: 1 файл

Александр2 сам переделал.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

ж) лечебно-оздоровительные местности  и курорты.9

Следует заметить, что  в Приложении №4 к Правилам охоты на территории Алтайского края, которые должны знать охотники, дан Перечень заповедников и заказников Алтайского края с указанием района, их положения, площади и года создания, что существенно, облегчает проблему квалификации преступного деяния по п. «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ.

Зонами экологического бедствия является официально объявленные  государством соответствующие части территории, где обозначились признаки полного и необратимого разрушения экологических систем природы, глобального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв, необратимого истощения водных, растительных, животных ресурсов, высокий уровень заболеваемости и смертности населения.10 К подобным зонам в России отнесены: зона аварии Чернобыльской АЭС, степные районы Калмыкии, Кузбасс.

Придание территории статуса зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации имеет целью: «обеспечить восстановление и не допустить дальнейшего нарушения естественного состояния окружающей среды».11 В соответствии с п. «в» ч.1 ст.258 УК РФ состав преступления образует незаконная охота, если это деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена.

Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в нормативно-правовых актах. Так, запрещается охота на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира, которые занесены в Красную книгу РФ. В соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 19 декабря 1997 года №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ» к таковым относятся млекопитающие: выхухоль, зубр, амурский тигр, леопард, алтайский горный баран и т.д.; птицы: сокол-сапсан, черный аист, скопа, дрофа, шилоклювка и т.д.

Состав преступления, предусмотренный п. «б», «в», «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ – формальный. Следовательно, в перечисленных случаях наступления общественно опасных последствий не требуется и преступление считается оконченным с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты животные.

Таким образом, следует  подчеркнуть, что для правильной квалификации преступления по ч. 1 ст. 258 УК РФ следует учитывать, что объективная  сторона данного преступления включает в себя незаконную охоту, совершенную с причинением крупного ущерба (преступление будет считаться оконченным при наличии реального ущерба) и с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена на особо охраняемой территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (преступление будет считаться оконченным с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты животные).

 

1.3 Субъективные признаки незаконной охоты

 

К субъективным признакам  состава незаконной охоты относятся  субъективная сторона преступления и его субъект.

Субъектом преступления по уголовному праву признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние и способное нести за него уголовную ответственность. Понятие субъекта преступления предполагает выяснение широкого круга вопросов, выражающихся в установлении его правовых признаков.

Для того чтобы признать лицо субъектом незаконной охоты, необходимо установить, что именно это лицо совершило преступление. Лицо считается  совершившим преступление (незаконную охоту), если оно лично, собственными силами осуществило общественно опасное деяние, образующее состав данного преступления. Субъектом незаконной охоты признаются как исполнители, так и все другие соучастники преступления (организаторы, подстрекатели, пособники). Субъекты незаконной охоты – это не только лица, совершившие оконченное преступление, но и те лица, которые виновны в приготовлении и покушении на преступление.

Для того чтобы лицо было признано субъектом незаконной охоты, оно должно обладать определенными  свойствами:

1. Субъектом незаконной охоты (как и любого другого преступления) могут быть только физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства). Следовательно, субъектами незаконной охоты не могут быть юридические лица (предприятия, учреждения, организации).

2. Субъектом незаконной охоты могут быть лица, обладающие способностью осознавать фактический характер общественную опасность своих действий либо руководить ими, т.е. вменяемые лица.

Кроме того, в ч.2 ст.258 УК РФ говорится о специальном  субъекте незаконной охоты – лице, использующем свое служебное положения. Данный признак относится к квалифицирующим признакам незаконной охоты.

Субъективная сторона  преступления предполагает собой внутреннюю сущность преступления, т.е. тщательное выяснение психического отношения лица к совершенному общественно опасному деянию, вредным последствиям.

К признакам, образующим субъективную сторону экологического преступления, относятся вина, мотив, цель, возможная ошибка лица, а также его эмоциональное состояние в момент совершения преступления.

Обязательным признаком  субъективной стороны любого преступления уголовное право признает вину, т.е. психическое отношение лица к  совершаемому им общественно опасному деянию, его общественно опасным последствиям и другим, юридически значимым обстоятельствам совершения преступления. Согласно ст. 24 УК РФ виновным в совершении преступления может быть признано только то лицо, которое совершило общественно опасное и уголовно-противоправное деяние умышленно или по неосторожности.12

Незаконная охота совершается с прямым умыслом, т.е. виновный сознает, что нарушает правила охоты, предвидит общественно опасные последствия своих действий и желает наступления преступного результата. Однако, при квалификации  незаконной охоты по п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ субъективная сторона данного преступления может характеризоваться и косвенным умыслом по отношению к причинению крупного ущерба, т.е. виновный сознает, что нарушает правила охоты, предвидит общественно опасные последствия своих действий, не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично. В уголовно-правовой литературе можно встретить и другие мнения в отношении формы вины при совершении незаконной охоты, признающие возможность совершения данного преступления, как по неосторожности, так и только с прямым умыслом. Однако наиболее приемлемой является точка зрения, согласно которой субъективная сторона незаконной охоты характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотив, т.е. внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и руководят им при осуществлении данного преступления, и цель совершения преступления, т.е. представление о желаемом результате, к достижению которого стремиться лицо, совершая общественно опасное деяние, являются факультативными признаками субъективной стороны преступления. Они становятся обязательными только в тех случаях, когда на них прямо указывает закон в конкретном составе Особенной части УК РФ.

Содержание мотива и  цели незаконной охоты не влияют на квалификацию преступления, так как ни первый, ни вторая не предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков ст. 258 УК РФ, но учитываются судами при индивидуализации наказания. Для большинства браконьеров целью незаконной охоты является добыча диких животных с последующим использованием их мяса, шкур, пуха т.п., а также активное проведение отдыха, а мотив – чаще корыстные побуждения, однако, встречаются случаи совершения браконьерства в состоянии так называемого «охотничьего азарта».

Анализируя субъективные признаки незаконной охоты, можно сделать вывод, что в целом они, в отличие от объективных признаков, не относятся к основным отличительным признакам данного преступления. Субъект незаконной охоты сам по себе без учета его социальной роли и в отрыве от психологического и действенного поведения, учитываемого законом, не может служить отличительным критерием данного преступления от непреступных правонарушений, уяснение субъективной стороны незаконной охоты необходимо для определения общественной опасности преступления, решения ряда вопросов ответственности и наказания. Однако, «психологическая деятельность лица, не выражающаяся в его поступках, действиях, сама по себе не имеет уголовно-правового значения». Поэтому признаки субъективной стороны незаконной охоты в отрыве от объективных обстоятельств содеянного также не могут служить критериями разграничения ни от других экологических преступлений, ни от иных правонарушений.

 

 

ГЛАВА 2. Проблемы квалификации незаконной охоты

2.1 Квалифицирующие признаки  незаконной охоты

 

Квалифицирующими признаками незаконной охоты является использование служебного положения, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 258 УК РФ).

Применительно к ч. 2 ст. 258 УК РФ можно выделить две категории  которых допустимо признать совершившими незаконную охоту использованием своего служебного положения. В первую очередь, это должностные лица, в обязанности которых входит охрана животного мира и которые несут основной объем работы по пресечению браконьерства (лесничие, представители охотнадзора, егеря и т.д.).

Признаками использования  служебного положения в процессе незаконной охоты данной категорией лиц являются: использование лицом своих должностных или служебных полномочий; форменной одежды и атрибутики; служебных удостоверений или оружия; транспортных средств; сведений, которыми лицо обладает в связи со своим положением при подготовке или совершении браконьерства. Ко второй категории лиц применительно к ч.2 ст.258 УК РФ (с использованием служебного положения) следует отнести должностных служебные функции которых не связаны с охраной природы, однако обладающих полномочиями в отношении природоохранных органов.

Так, Новгородским областным  судом возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 258 УК РФ (не получившего широкой огласки) в отношении экс-президента России Б.Н. Ельцина, действующего губернатора Новгородской области М. Прусака и других высокопоставленных чиновников, которые используя свое служебное положение получили санитарную путевку на охоту на территории государственного заказника и отстреляли 8 гусей.13

В Республике Башкортостан 2 августа 2011 года Межгорьевским городским судом был вынесен обвинительный приговор по уголовному делу по ч.2 ст.258 УК РФ. Суд установил подсудимые Мурзагалин Х. Ш. и Адельмурдин В. З. совершили незаконную охоту на особо охраняемой природной территории с использованием своего служебного положения и группой лиц по предварительному сговору.

К данной категории лиц  следует отнести также и лиц  обладающими возможностями, облегчающими совершение браконьерства, например, в ведении которых находится использованный автотранспорт повышенной проходимости и воздушные суда.

Так, например, Енисейская межрайонная прокуратура возбудила  уголовное дело в отношении главы администрации Енисейского района С. Как установила прокуратура, С. в компании главврача енисейской центральной больницы К. совершил два вылета на вертолетах МИ-8 енисейского отряда лесной авиации, позже оформленные как вылеты по санитарным заданиям районной больницы якобы для транспортировки тяжело больных людей, находившихся в зимовьях в отдельных районах. На самом же деле вертолеты ушли по другому маршруту - чиновники летали на охоту.14

В то же время следует  иметь в виду, что если виновный, хотя является должностным лицом  либо обладает иными служебными полномочиями, но не использует их при совершении незаконной охоты, то его действия нельзя квалифицировать по рассматриваемому признаку, т.е. для вменения виновному данного квалифицирующего признака необходимо, чтобы лицо осознало то обстоятельство, что оно использует свое служебное положение для облегчения совершения преступления и желало этого.

Групповой характер незаконной охоты может выражаться:

1. В совершении незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору, что является наиболее распространенной и опасной формой соучастия в преступлении.15

Под предварительным  соглашением понимается сговор до начала выполнения действий, составляющих объективную сторону незаконной охоты.

2. В совершении незаконной охоты организованней группой лиц. Организованная группа является более опасной разновидностью соучастия с предварительным соглашением.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой  лиц, заранее объединившихся для  совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

Под устойчивостью организованной группы понимается наличие постоянных связей между членами и специфических методов деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений. Членами организованной группы могут быть лица, которые участвовали в – разработке плана совершения незаконной охоты, или же лица, которые знали о плане и активно выполняли его. Деятельность организованной группы чаще всего связана с распределением ролей, основанной на использовании определенных знаний, но это вовсе не исключает и соисполнительство. Как правило, тщательная организация таких групп объединяет большое количество людей, работающих в органах государственного управления, руководителей предприятий, работников торговли и т.д.16 Все обуславливают устойчивость организованной группы.

Так, например, в марте 2002 года было возбуждено уголовное  дело в отношении жителей К., К. и М. одного из сел Шелаболихинского района Алтайского края. К. и К. занимались незаконной охотой, как выяснилось, систематически, по отработанной технологии. У них было пять специально натренированных охотничьих собак, с которыми они выезжали в охотугодья, находили диких копытных животных, К. отпускал собак и загонял добычу в заранее определенное место, где уже находился К. Затем добытую продукцию охоты (мясо, шкуры, рога) они сбывали через М., работника торговли.

Итак, к квалифицирующим  признакам незаконной охоты следует  относить совершения деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору (членов такой преступной группы объединяет договоренность на совершение одного или нескольких преступлений, группа носит неустойчивый характер) или организованной группой (устойчивой группой, сформированной на продолжительный период времени либо для совершения одного, но тщательно планируемого преступления, группа характеризуется стабильностью состава, постоянством форм и методов преступной деятельности, согласованностью действий и т.п.).

Информация о работе Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления международное право