Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно- командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм.

Оглавление

Введение
1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия.
2. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности.
3. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия.
4. Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

2)операции по купле-продаже, не патентуемой научно-технической продукции;

3)обмен результатами научно-исследовательских работ.

4. Стратегия и особенности ценообразования во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Цены экспортных и импортных контрактов устанавливаются на базе мировых цен, что естественно отличает методику ценообразования во внешнеэкономической деятельности от, той которой руководствуются при определении цен внутреннего рынка. Выполнение данного требования – одно из основных условий работы предприятия на внешнем рынке.

Особенности формирования цен на мировых товарных рынках определяется действием механизма ценообразования, которым можно разделить всё на две группы: факторы, действие которых подчинено закону стоимости и факторы, влияющие на цены в сфере обращения товара.

Величина стоимости находится в прямой зависимости от продолжения рабочего времени, общественно необходимого для изготовления товара: чем больше времени расходуется на производство товара, тем выше его стоимость и соответственно цена. Но на цену помимо стоимости влияют также факторы, связанные с условиями реализации товара.

Любое предприятие устанавливает исходную цену, а затем корректирует её с учётом различных факторов. Но они не просто назначают ту или иную цену. Кроме того, предприятие действует в условиях постоянной конкуренции и отвечает на ценовые изменения конкурентов. Стратегический подход предприятия к проблеме ценообразования частично зависит от жизненного цикла товара.

Стратегия «снятия сливок» включает в себя установление на запатентованный товар высокой цены, чтобы снять первые «сливки» (крупную выручку) с рынка. После того как первая волна сбыта замедляется, предприятия снижают цены (но не намного), чтобы привлечь следующий поток клиентов, которых устраивает новая цена. Действуя подобным образом, есть возможность снять максимальную финансовую прибыль.

Стратегия прочного внедрения на рынок включает в себя установление на новинку сравнительно низкую цену в надежде на привлечение большего числа покупателей и завоевание большой доли рынка.

Для того чтобы рассчитать исходную цену товара предприятия, как мы уже говорили пользуются различными подходами к проблеме ценообразования. Один из таких подходов – установление цены по географическому принципу, когда предприятие решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей. Так как доставка товаров далеко находящемся клиентам обходятся фирме дороже, чем доставка товаров клиенту расположенному поблизости. Многие отросли пользовались таким методом (строительная, автомобильная, сахарная и т.д.).


4. Основные формы  внешнеэкономической деятельности российских предприятий.

       Основными  формами   внешнеэкономической   деятельности   предприятий является   внешнеторговая   деятельность    и    международная    кооперация производства.

     Внешнеторговая  деятельность  представляет  собой  обмен  товарами  и услугами,   связанными   с   осуществлением    товарооборота.    В    основе внешнеторговой деятельности лежат  внешнеторговые  операции.  Внешнеторговая операция  –  это  комплекс  действий  контрагентов,  то   есть   иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на  совершение  товарного обмена  и   обеспечивающих   его.   В   полный   комплекс,   характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка  конкретного  товара, его реклама, создание сбытовой сети,  проработка  коммерческих  предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

     1. Экспортная операция – это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.

     2.  Импортная  операция  –  это  приобретение  товара  у  иностранного контрагента с ввозом его в страну.

     3. Реэкспортная операция – продажа с вывозом за пределы  страны  ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.

     4. Реимпортная операция – приобретение с ввозом  из-за  границы  ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

       Предприятия   стремятся  к  внешнеторговой  деятельности  по   разным причинам. Так, в частности, может потребоваться  закупка  сырья  или  каких- либо товаров за рубежом по  той  причине,  что  нет  возможности  приобрести данную  продукцию у отечественных производителей.  Такая  ситуация  приводит к  необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда  фирма  имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться  более  выгодной,  чем  в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

       Необходимой  предпосылкой  и  обязательным  условием   внешнеторговой деятельности  предприятия  является   выполнение   целого   ряда   операций, связанных с обеспечением продвижения товара  от  продавца  к  покупателю.  В ряду  этих  операций  выделяют   такие,   как   транспортные,   транспортно- экспедиторские,  страховые,  а  также  операции,   связанные   с   введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые  операции   охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового  характера.

 

       Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых  сделок. Под  международной  торговой  сделкой  понимают  договор  между  двумя   ил несколькими фирмами, находящимися  в  разных  странах,  по  поставке  товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

       Договор купли-продажи не считается международным,  если  он  заключен между  сторонами  разной  государственной  принадлежности,   фирмы   которых находятся на  территории  одного  государства.  И  в  то  же  время  договор признается  международным,  если   он   заключен   между   сторонами   одной государственной принадлежности,  коммерческие  фирмы  которых  находятся  на территории разных государств.

       Таким образом, основным  признаком  международной  торговли  является пересечение границы страны-продавца товаром, если это  материальный  объект. Также  международную  торговую  сделку   характеризует   и   то,   что   она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или  обеим сторонам.  Однако  этот  принцип  может  не   соблюдаться,   например,   при товарообменных сделках. К понятию «торговая сделка» относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.

       Среди  прочих  форм   внешнеэкономической   деятельности   российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но,  выходя  на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать,  что  в  современном мировом  хозяйстве  обычная  торговля   все  быстрее  уступает  место  более сложным отношениям  между  продавцами  и  покупателями.  Значительная  часть сбыта промышленной продукции  связана  с  различными  формами  промышленного сотрудничества. Речь идет о  международной  кооперации  производства  (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких  отношений  с бывшими  странами  СЭВ,  но  эта  кооперация  была,  как  правило,  для  них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и  навязывалась  им «сверху».

       «Международная кооперация производства –  это  скоординированная  или совместная,  обычно  долговременная  производственно-экономическая,  и,  как правило,  научно-техническая  деятельность  партнеров   из   разных   стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ,  равноправном  и взаимовыгодном сотрудничестве».

       В современном мире МКП занимает ведущее место  среди  остальных  форм внешнеэкономических связей, в  силу  присущих  ей  объективных  преимуществ. Суть МКП состоит  в:

   объединении   иностранных   партнеров   на    основе    общности экономических,   технологических,   научно-технических   и    иных интересов;

   . организации производства промежуточной продукции (применительно  к машиностроению  –  комплектующих  деталей)   на   предприятиях   – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

   . увязке  технических  параметров  готовых  изделий  и  их  частей, обеспечивающей  взаимозаменяемость  и  унификацию  кооперированных изделий с учетом стандартов  международных  организаций  и  стран- кооперантов.

       Международная  кооперация  производства  имеет   ряд   особо   важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:   посредством  небольшого  увеличения  объема   взаимных   поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами  добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается  благодаря тому, что к небольшой части  импортных  комплектующих,  которые  в России  не  производятся,  наши  предприятия  могут   присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда; в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных  экономических  условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей; быстрее  повышать  технический  уровень  производства   благодаря совершенствованию  организации  производства  и   управления   им, внедрению достижений мировой практики  менеджмента  и  маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

       Российские предприятия, вступая в МКП,  ставят  своей  первоочередной целью повышение качества  и  конкурентоспособности  производимой  продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом  рынке, а также  применение  высокоэффективной   и  экологически  чистой  техники  и технологий. МКП  имеет  множество   форм   и   разновидностей,   предопределяемы особенностями кооперационных проектов.

       Одним  из   важнейших  критериев  при  выборе  предприятием  наиболее подходящей для него формы  МКП,  являются   отношения  собственности.  Здесь можно выделить такие варианты, как:

   . полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и

   других стран на средства производства, ресурсы и имущество;

   . объединение собственности  российских  и  зарубежных  партнеров  в

   различных формах совместного предпринимательства;

   .  различные  сочетания  двух  перечисленных  выше  видов  отношений

   собственности.

       В применяемой Европейской  Экономической  Комиссией  ООН  укрупненной группировке форм МКП, выделены  следующие модели договорной МКП. Кооперация на лицензионной основе. Здесь  осуществляется  передача  лицензии ее  владельцем  (лицензиаром)   партнеру   (лицензиату)   на   использовании последним промышленной или интеллектуальной собственности  первого.  В  ряде случаев  передача  лицензий  дополняется  продажей  лицензиаром   лицензиату некоторых  видов  оборудования  или  технологических  линий,  относящихся  к переданным лицензиям и  предмету  кооперации.  В  оплату  всего  полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную  продукцию,  а  также  может выполнять работы и услуги. Кооперация  по  модели  1,  дополняемая  постоянной  поставкой   лицензиаром лицензиату комплектующих  в  определенной  доле  стоимости  компонентов  или конечной продукции. Кооперация по модели 1 с  одновременной  передачей  оборудования  в  порядке лизинга.

Совместное производство, предусматривающее:

   .  использование  технологий,  переданных  друг  другу  сторонами кооперационного проекта;

   . производство на их основе кооперированной продукции и  взаимные ее поставки;

   . специализацию каждой стороны договора  о  МКП  на  производстве какой либо конечной или промежуточной продукции в  соответствии с договором о МКП;

   . распределение сбыта продукции между участниками МКП.

Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще  и совместное проведение НИОКР. МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями. Подрядная  МКП,  при   которой   заказчику   предоставляется   согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с  использованием  «ноу-хау» и документации заказчика. Эта форма  МКП наиболее проста  и  распространена. Но она чаще бывает недолговременной  для  российских  предприятий,  так  как иностранный заказчик при определенном повороте событий  может  приостановить и   не   возобновлять   заказ,   что   ставит   российского   подрядчика   в затруднительное положение.

       Однако  во  многих   случаях   российским   предприятиям   приходится довольствоваться лишь подрядной  кооперацией,  и  другими  простыми  формами МКП.  Скачку  к  наиболее  развитым,  комплексным  формам   МКП   в   России препятствуют:  отсутствие  у  многих   предприятий   опыта   кооперационного сотрудничества;   ограниченный   научно-технический    и    производственно- технологический  потенциал,   существенно   уступающий   ведущим   компаниям развитых стран; отсутствие  средств,  особенно  валютных,  на    перестройку производства.

       На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций  в  российскую экономику   получила   распространение   такая   форма   внешнеэкономической деятельности,  как  создание  совместных  предприятий.  Они  создавались  на основе договора между отечественным  государственным  предприятием,  которое выделяло  определенную  часть  имущества,  имевшегося  в  его   распоряжении (здания, оборудование,  научно-технические  знания),  в  качестве  вклада  в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде  определялась стоимостью поставляемых им машин,  оборудования,  современных  технологий  и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания СП наиболее  остро встала проблема определения  реального  соотношения  вкладов  российского  и иностранного  партнеров.  Уже  на  первых  этапах   выявились   определенные недостатки  этой  формы  предпринимательства  для  нашей  страны,  поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании  уставных фондов СП.

Информация о работе Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности