Виды внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Экспортная стратегия предприятия реализуются через следующие виды внешнеэкономической деятельности:
• внешнеторговая деятельность;
• производственная кооперация;
• международное инвестиционное сотрудничество;
• валютные и финансово-кредитные операции

Файлы: 1 файл

Виды внешнеэкономической деятелдьности и их характеристика.docx

— 59.36 Кб (Скачать)
  1. Виды ВЭД как способ реализации экспортной стратегии предприятия.

Экспортная стратегия предприятия реализуются через следующие виды внешнеэкономической деятельности:

  • внешнеторговая деятельность;
  • производственная кооперация;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • валютные и финансово-кредитные операции.

В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (далее – ВТД). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 июля 2005 г.) (далее – Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Согласно ст.12 Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм – форма сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Технологический процесс разделения труда – распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей. Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

  • взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
  • прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами;
  • организации процесса подготовки кадров.

Международное инвестиционное сотрудничество – форма взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера с целью расширения базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематического обновления на основе критериев конкурентоспособности и облегчения процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи решаются за счет организации совместных предприятий. Совместное предпринимательство возможно на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД рассматриваются как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с облегчением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютные операции, совершаемые в целях избежания курсовых потерь. Валютные и финансово-кредитные операции рассматривают и в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.

  1. Формы работы предприятия на внешнем рынке.

Важной чертой современного мирового хозяйства является деятельность его субъектов в условиях жёсткой конкуренции, обусловленной, в первую очередь, непрекращающейся борьбой за рынки сбыта. Поэтому для любой фирмы, желающей включиться в международные экономические отношения, первостепенной задачей становится обеспечение успешного выхода на внешний рынок, как правило, уже заполнений предлагаемыми товарами и услугами. В этой связи для фирмы становится необходимым обращение к методам международного маркетинга. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

Исследование рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.

Существует несколько основных стратегий выхода на рынок. Особенно широкое их применение характерно для рынков товаров массового спроса, однако основные положения той или иной стратегии могут быть использованы и при работе на рынке товаров производственного назначения.

1) Стратегия контрольной  точки – заключается в достижении  целевой прибыли при заданных  объемах сбыта или заданной  цене товара. Объем, позволяющий  достичь целевой прибыли при  установленной цене, называется  контрольной точкой. Метод основан  на анализе безубыточности производства.

2) Стратегия «снятия сливок» - заключается в последовательном  привлечении разных сегментов  рынка. Стратегия позволяет фирме  максимизировать прибыль, избежать  ошибок при установлении цен, т.к. можно рассчитывать в будущем  на благосклонное отношение потребителей  к снижению цены товара.

3) Стратегия внедрения  товара на рынок – заключается  в установлении фирмой предельно  низкой цены на товар при  выходе на рынок с целью  завоевать значительную долю  и снизить себестоимость товара  за счет реализации эффекта  масштаба производства.

4) Стратегия, основанная  на воспринимаемой ценности товара  – опирается на знание и  понимание конечного использования  товара и восприятия его потребителем. Главная идея стратегии заключается  в том, что покупатель сравнивает  затраты на товар не с экономической, а с субъективной ценностью  данного товара и цена при  этом должна обеспечивать наилучшее  соотношение достоинств товара  и затрат данного потребителя  на него.

5) Стратегии реализации  группы товаров

Формирование стратегии интернационализации предприятия предусматривает выбор способа выхода на внешние рынки. Существует несколько способов проникновения на иностранные рынки, из которых компания, проанализировав все внешние и внутренние факторы, выбирает наиболее подходящий для себя. Предприятие может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямом инвестировании за границей (рис. 2.1).

Каждый последующий стратегический подход требует принятия на себя большего объема обязательств, риска и контроля, но и обещает более высокие прибыли, очень полезной в данном случае является матрица выбора способа выхода на внешние рынки, представленная в трудах Г. Багиева (рис. 2.2).

Рис. 2.1 Стратегии выхода на внешние рынки

 

Рис. 2.2 Матрица выбора способа выхода на международные рынки

 

Описанные выше общие принципы стратегий реализации товаров имеют широкое применение. Тем не менее, оперируя на конкретном рынке, важно учитывать отличительные характеристики данного рынка. Один из самых важных – рынок товаров производственного назначения. При реализации товара на этом рынке необходимо учитывать его особенности:

- спрос на этом рынке  носит производственный характер (зависит от спроса на потребительские  товары);

- основные товары здесь  используются длительное время, поэтому для покупателей важны  эксплуатационные затраты;

- полезность товара легко  определяется по исчисляемым  параметрам, которые обязательно  исследуются специалистами по  закупкам;

- чувствительность к цене  возрастает по мере увеличения  частоты закупок товара, т.е. чувствительность  к цене сырья и комплектующих  выше, чем к цене сложного оборудования  длительного пользования;

- закупки в значительной  степени зависят от конкретных  людей, принимающих решения по  закупкам от имени предприятия;

- в процессе реализации  товара необходимо учитывать  меру влиятельности покупателя  на рынке, которая зависит от  его размера, объема закупок, кредитного  рейтинга и других факторов;

- отмечается высокая профессиональная  информированность покупателей  о товаре.

При выходе на внешний рынок компании необходимо учитывать факторы зарубежной окружающей среды. Основные факторы можно сгруппировать следующим образом:

Глобальные факторы: международные политические конфликты; политические конфликты внутри страны; социальные конфликты; перестройка международных политических союзов.

Локальные факторы: изменение условий рынка; нестабильность экономики; инфляция; трения с политическими группировками; трения с местными деловыми кругами.

Инвестиционные факторы: возможность национализации; возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности; ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

Факторы управленческого характера: сложности управления местным персоналом; конфликты с профсоюзами и др.

Для успешной работы компании на внешнем рынке необходимо знать законы, регулирующие права застройщика, заказчика и подрядчика, правовые положения иностранных компаний, законы об охране промышленной собственности, патентовании изобретений, страховании, труде. Необходимо изучить существующую практику по этим делам, а также общепринятые нормы разрешения споров на данном рынке.

К этой области изучения рынка можно отнести установление контактов с местными адвокатами, консультационными фирмами, которые ведут соответствующие дела.

Исследование потенциальных возможностей предприятия при работе на внешнем рынке проводится с целью его конкурентоспособность при работе на конкретном рынке.

В качестве примера изучим конкурентоспособность строительного рынка.

Для начала проводится подробный анализ конкурентоспособности по экономическим параметрам. Величина экономических параметров определяется по следующим элементам:

строительные работы;

монтажные работы;

затраты на приобретение (изготовление) основного и вспомогательного технологического оборудования;

прочие затраты (проектно-изыскательные, научно-исследовательские работы, подготовка кадров и др.)

Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется по формуле:

 

Ссмр = ПЗ+НР+ПН

 

ПЗ - прямые затраты

НР - накладные расходы

ПН - плановые накопления (сметная прибыль)

Сметная стоимость является важнейшей составляющей цены контракта.

В общем виде цена контракта определяется:

 

Цк = Ссмр+Сн

 

Сн – сумма надбавки по капиталу

Определив предполагаемую цену контракта, необходимо провести сравнения с ценами других фирм, используя один из методов сравнения цен. Кроме экономических показателей, при определении конкурентоспособности необходимо учитывать следующие факторы:

уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства; эффективность экспорта строительных конструкций, изделий и комплектующих;

возможность использования собственных и заемных средств генподрядной организацией для финансирования строительства;

эффективность проведения рекламных мероприятий, взаимодействие со СМИ; известность строительной компании на рынке;

возможность получения поддержки и содействия со стороны госорганов и общественных организаций; гарантии кредитов, страхование и т.д.

Оценка конкурентоспособности необходима для определения потенциальных возможностей компании на рынке и разработки соответствующих мер для ее повышения.

Управление конкурентоспособностью является важной задачей внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия.

  1. Особые режимы  осуществления отдельных направлений внешнеторговой деятельности.

В соответствии с гл. 9 Федерального Закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" особыми режимами осуществления внешнеторговой деятельности являются режим приграничной торговли и режим свободной экономической зоны.

 

Согласно ст. 41 указанного Закона приграничная торговля осуществляется на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. Указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Информация о работе Виды внешнеэкономической деятельности