Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:03, курсовая работа
Актуальность подробного изучения вопроса о правовом статусе иностранных граждан в РФ заключена во многих проблемах. Одна из них базируется на распаде Советского Союза и образовании в результате этого ряда новых государств по границам России. К такому повороту событий и складыванию такой геополитической ситуации страна была совершенно не готова. В результате и на сегодня Российская Федерация еще во многом остается страной с прозрачными границами, и это приносит серьезные неприятности во многих сферах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ……………………………6
1.1. Источники правового регулирования иностранных граждан………………..6
1.2. Основные понятия и классификация групп иностранных граждан................7
1.3. Институт иностранных граждан в современном законодательстве РФ……10
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ………………………………………………………………….17
2.1. Режимы пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ…………………………………………………………………...17
2.2. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………………21
2.3. Особенности ответственности иностранных граждан....................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35
Разрешение
на работу – документ, подтверждающий
право иностранного работника на
временное осуществление на территории
РФ трудовой деятельности или право
иностранного гражданина, зарегистрированного
в РФ в качестве индивидуального
предпринимателя, на осуществление
предпринимательской
Депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ1.
В
целях настоящего Федерального закона
понятие «иностранный гражданин» включает
в себя понятие «лицо без гражданства»
Для наиболее комплексного рассмотрения правового положения иностранцев следует определить их классификацию. В связи с неоднородностью различных групп иностранных граждан на территории РФ, отличиями в целях пребывания этих лиц, временем их пребывания и т.д. в юридической литературе делались попытки классифицировать группы иностранцев по тем или иным родовым признакам. Иностранцы могут быть подразделены на ряд основных групп с учетом использования конкретных критериев, утверждают А.М. Арбузкин и О.Ф. Мураметс и дают классификацию групп иностранцев2,согласно которой иностранные граждане могут быть подразделены на следующие основные группы с учетом использования конкретных критериев:
– в зависимости от цели приезда: туристы; приехавшие на работу по соглашениям; учащиеся; лица, следующие через территорию транзитом; находящиеся в служебных командировках;
– по времени пребывания: временно пребывающие и постоянно проживающие;
– относительно подчинения юрисдикции: освобожденные от юрисдикционной деятельности государственных органов (дипломаты и приравненные к ним лица); на которых юрисдикционная деятельность государства распространяется частично (члены экипажей военных кораблей; военнослужащие воинских частей; некоторые категории консульских работников); лица, на которых полностью распространяется юрисдикционная деятельность государственных органов;
– в зависимости от гражданства той или иной страны: иностранцы, представляющие конкретные страны3.
Однако большая группа ученых, в основном в области административного права, склонна подразделять всех иностранных граждан на три категории: постоянно проживающие; временно пребывающие; проезжающие через территорию России транзитом.
Основным моментом в освещении федерального законодательства является отношение иностранца к государственной власти. По общему правилу, из которого нет исключений, иностранный гражданин не имеет права на формирование органов государственной власти. Допустив иностранцев к управлению государством, государство рискует потерять свою независимость. Условно нормы, ограничивающие права иностранца в этой области, можно разделить на три группы.
Первую группу составляют нормы, ограничивающие право иностранцев на формирование органов представительной власти, вторую – нормы запрещающие участие иностранцев в осуществлении судебной власти, третью – нормы, ограничивающие доступ иностранных граждан в органы исполнительной власти4.
Первую
группу составляют нормы, регулирующие
избирательное право
Право иностранного гражданина на выборы в представительные органы власти субъектов ограничено в статье четвертой федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Все эти нормативные акты устанавливают ограничения не в виде запрета, а в виде закрепления избирательного права только за гражданами Российской Федерации. Так, в статье четвертой федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» закреплено: гражданин РФ, достигший восемнадцати лет, вправе избирать, а по достижению возраста, установленного Конституцией – быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Одним из важнейших институтов государственной власти является институт судебной власти, приобретающий особое значение в современных условиях. Представителями судебной власти являются судьи РФ. Для приобретения статуса кандидата на должность судьи необходимо выполнить ряд условий, одним из которых является наличие у кандидата гражданства России. Данное положение распространяется на судей всей судебной системы России. Так, в статье четвертой закона РФ «О статусе судей РФ» говорится: судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25-ти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж по юридической профессии не менее пяти лет. Данное ограничение касается только государственных судов. Иностранец может быть арбитром в международном коммерческом арбитраже.
Третью группу составляют нормы ограничивающие доступ иностранным гражданам к государственной службе. Одним из основных документов этой группы является Федеральный Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации». В статье третьей данного закона устанавливается: «государственным служащим является гражданин Российской Федерации». Особое значение в осуществлении государственной власти принадлежит правоохранительным органам. Работниками таких органов могут быть также только граждане России. В статье 40 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено: «Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ».
Одним из институтов составляющих правовое положение иностранного гражданина является институт, регулирующий условия въезда иностранцев на территорию России. Для въезда на территорию России иностранец обязан выполнить ряд условий, прежде всего по оформлению документов. Основаниями для оформления въезда на территорию РФ являются:
1)
обращение иностранного лица
в дипломатическое
2) приглашение юридического лица или гражданина;
3)
договор о туристической
После получения ходатайства о выдаче визы представительство, консульство России или другое уполномоченное ведомство решает вопрос о ее выдаче5. Если вопрос решается положительно, то иностранному гражданину выдается виза. В случае отказа уполномоченный орган выдает иностранному гражданину мотивированный ответ о причинах отказа.
Говоря о въезде, необходимо отличать основания для оформления документов на право въезда и основания для въезда на территорию России.
Основанием для въезда на территорию России является наличие у иностранного гражданина документов, удостоверяющих его личность, и российской визы. Документом, удостоверяющим личность, является заграничный паспорт или иной документ, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией.
Понятие визы (от латинского visus – увиденный, рассмотренный), доктор юридических наук Тихомиров М. Ю. в юридической энциклопедии определяет следующим образом: «виза – разрешение на въезд на территорию соответствующего государства, на выезд с этой территории или на проезд через нее. Виза выдается компетентными органами государства на определенный срок и оформляется отметкой в паспорте или заменяющем его документе»6. Можно выделить пять видов виз: въездные, въездные – выездные, выездные, выездные – въездные и многократные. Визы на въезд и на въезд – выезд выдаются дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями России. Визы на выезд или на выезд – въезд выдаются Министерством иностранных дел (его представительствами на местах) либо органами внутренних дел. Визы, дающие право иностранному гражданину на многократные въезд и выезд могут быть выданы органами внутренних дел по просьбе принимающих организаций.
В статьях 26, 27 Закона РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» установлены основания для ограничения въезда. Въезд в РФ может быть не разрешен, если иностранный гражданин не смог подтвердить наличие средств, достаточных для проживания, и выезда из РФ – нарушил правила пересечения государственной границы, таможенные правила, санитарные нормы; сообщил о себе и цели своего пребывания заведомо ложные сведения. В выше перечисленных случаях уполномоченное лицо решает вопрос по своему усмотрению. В статье 27 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» предусмотрен ряд случаев, когда уполномоченное лицо обязано запретить въезд: это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; в период своего предыдущего пребывания.
Например, лицо в РФ было осуждено в соответствии с законодательством РФ за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания было выдворено за пределы РФ в принудительном порядке, в течении пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течении одного года со дня выдворения в принудительном порядке; не предоставило документы, необходимые для получения визы, до их представления; по ходатайству в получении визы на срок более трех месяцев не представило документы об отсутствии у него ВИЧ-инфекции, до представления такого документа. Последнее основание является одной из новелл закона. По замыслу законодателя данное ограничение должно стать препятствием на пути проникновения в РФ ВИЧ-инфекции. В статье десятой Закона РФ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» закреплено, что дипломатические представительства и консульские учреждения РФ выдают российские визы на въезд в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них вируса иммунодефицита человека.
Иные
правила установлены для
В настоящее время в Российской Федерации огромную сферу человеческой жизни регулирует частное право, составной частью которого являются гражданское, семейное и трудовое право. В отличие от государственного, особенность частного права заключена в том, что иностранец как раз является субъектом данного права. В статье второй Гражданского Кодекса РФ закреплено: «Правила установленные гражданским законодательством применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом».
Тем
самым закон признает за иностранцами
право участвовать в
В
соответствии с Конституцией РФ Федеральные
законы могут устанавливать
Ограничения могут устанавливаться в двух формах: 1) разрешено при определенных условиях; 2) разрешено только гражданам России.
В статье 10 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в РФ» указано: иностранные граждане и лица без гражданства и иностранные юридические и физические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с гражданами и юридическими лицами РФ, если это предусмотрено международным договором.
Второй принцип в основном закреплен в нормах, регулирующих право субъекта заниматься определенными видами деятельности. Так в состав судового экипажа и в состав экипажа воздушного судна также могут входить только граждане России.
Иностранец не может быть детективом, адвокатом, нотариусом, входить в состав сельскохозяйственного кооператива, потому что заниматься данными видами деятельности могут только граждане России.
Одной из отраслей частного
права является семейное право.
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ